Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

ВОЛЖСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ

Автор  сен 05, 2009 - 1278 Просмотров
ПОРОЙ ловишь себя на мысли, что о чужих, заграничных странах и их достопримечательностях мы знаем гораздо больше, чем о собственном крае. В поисках впечатлений мы едем за тридевять земель и при этом не замечаем, что удивительное рядом. Ну, матушка-Волга с ее берегами, полными тайн, Самара, пережившая за свою многовековую историю не одно знаменательное событие – это все понятно и лежит, так сказать, на поверхности. А дальше что? У нас в губернии двадцать семь районов, десять городских округов, и в каждом из них есть своя изюминка, свой местный колорит и уникальные уголки, достойные посещения. ДЛЯ того, чтобы отдохнуть, почувствовать себя на какое-то время первооткрывателем и получить массу положительных эмоций, можно отправиться в Кинельский район и начать со смотровой площадки между Сколково и Богдановкой. Исторических сведений об этой горе крайне мало. Когда-то здесь, на одной из самых высоких точек в округе, стояли оборонительные укрепления от вражеских полков калмыков и башкир. А в ближайшем селе Кривая Лука проживало ни много ни мало 45 тысяч человек (для сравнения, сейчас население всего Кинельского района – 31 тысяча человек). Сколько веков минуло с тех пор, а открывающийся пейзаж и сейчас потрясает воображение – к счастью, этот райский уголок удается пока уберечь от вандалов, сохранив его первозданный вид.
В хорошую погоду с этой горы, именуемой у одних – знатоков истории – Башкиркой, у других – ценителей живописных мест – Швейцарской, можно увидеть Кинель и даже Алексеевку. Практически ни одна местная свадьба не проходит без того, чтобы молодые не заехали на гору, чтобы еще раз полюбоваться красотой родного края. Весной же именно здесь байкеры открывают свой сезон, зажигают колеса и на радость местным дачникам пускают их с вершины вниз. Зрелище, говорят, неописуемое.
* * *
СОВСЕМ неподалеку от смотровой площадки можно остановиться у часовни и утолить жажду у святого источника Преподобного Серафима Саровского. История названия часовни, построенной на частные пожертвования, тем более интересна, если учесть, что сам святой к этим местам не имеет никакого отношения – он здесь никогда не был даже проездом. Зато один из меценатов увидел сон, в котором ему явился святой с просьбой назвать часовню в его честь. Пришел меценат к батюшке, описывает внешность того, кто явился к нему во сне – мол, старый да с бородой. Да разве по этим приметам определишь, кто это был? И, уже выходя из церкви, мужчина увидел икону Серафима Саровского. Его радости не было предела: «Вот он! Вот тот, кого я видел во сне!»
Вода в роднике довольно специфического вкуса, так как в местах, откуда он бьет, находятся большие залежи серы.
* * *
За Богдановкой любителям рыбалки придутся по вкусу чистейшие озера, которые хоть и находятся в частных владениях, но от этого не стали менее популярными. Платишь пятьсот рублей за день удовольствия посидеть на берегу – и улов отборных карпов гарантирован. Единственное «но» – выловить один человек может не больше десяти килограммов рыбы. Все, что сверх установленного лимита, оплачивается дополнительно.
Ну, а в ауле Казахском, который также находится буквально в нескольких километрах от Богдановки, – изобилие иного толка. Такого гостеприимства вы, пожалуй, больше не встретите нигде. Если разговоры о развитии внутреннего туризма по родной губернии не останутся всего лишь разговорами и перерастут, как это сейчас планируется, в настоящие полноценные экскурсии, то одним из самых ярких впечатлений, несомненно, останется остановка в ауле, появившемся на карте Кинельского района относительно недавно – в тридцатые годы прошлого века.
Это довольно обособленный поселок с населением около пятисот человек исключительно казахской национальности, которые даже вдали от родины смогли сохранить самобытность своего народа и продолжают жить по нравственным законам предков. Особенно вызывает уважение то, с каким трепетом местные жители, от мала до велика, относятся к своим степным корням и национальным традициям. Вот у кого бы поучиться!
Уже на протяжении пятнадцати лет на этом островке казахской жизни проводится областной праздник встречи весны «Камал айт», а два года назад здесь впервые организовали курултай кочевых народов Самарской области. Дорогих сердцу гостей здесь осыпают конфетами, угощают ароматным чаем и бешбармаком, что в переводе на русский означает «пять пальцев». Следовательно, и есть аппетитно дымящиеся куски вареного мяса вперемешку с луком и порванной на лоскуты домашней листовой лапшой нужно руками.
Вкусно накормив, вас обязательно познакомят с многовековыми национальными обрядами и обычаями, мальчишки научат играть в бараньи косточки и проводят в выставочный центр народных промыслов «Наследие» с настоящей, богато убранной казахской юртой, собранной по всем правилам и традициям кочевых народов. В роли экскурсовода по единственному в области этнографическому музею-юрте «Мурагер», обставленной подлинными предметами быта – школьница.
Для непосвященного человека поставить юрту – непреодолимая проблема. Казахские же женщины, а раньше этим занимались именно они, собирали ее всего за час-полтора. В женской половине, помимо одежды, на палке развешивали яркие платки и ткани – все, чем может похвастаться хозяйка. Тут же, в углу, размещали кухонную утварь, пищевые припасы и ставили кожаный сосуд для кумыса и айрана. Слева от дверей – мужской угол, в котором находятся вещи, связанные с мужской работой: седла, сбруя, оружие. Считается, что если мужчина пришел в гости и повесил кнут у входа, то это означало, что он пришел надолго, и надо бы зарезать барана, а если кнут гость положил рядом с собой, то визит его недолгий – всего на пару-тройку минут.
И таких интересных тонкостей, примет, исконно казахских традиций и обрядов – великое множество. В будущем, ко всему прочему, здесь планируется для экскурсионных групп устраивать катания на лошадях, обучение лепке национальной игрушки и фотографирование в национальных костюмах.
* * *
И что же за визит в Кинельский район без заезда в поистине яблочный рай – Алакаевку! Не случайно за безумную красоту здешних мест и радующие глаз пейзажи это село называют местной Швейцарией. Холмы, покрытые цветущими подсолнухами, и степь, наполненная ароматом луговых трав, несчетное количество яблоневых садов и величественные леса, чистейший воздух и природные родники – все это алакаевская земля.
Святой источник Владимирской Божьей Матери на окраине села действует с 1725 года. После пережитого разорения и утраты святыни облагораживали его всем миром. Начал работу по восстановлению источника местный житель В. И. Шаньшеров. Его руками был поставлен крест, обустроен колодец, он же попросил сделать лестницу и смонтировать сход. Два года назад алакаевские школьники защитили проект по благоустройству некогда заброшенного источника и тем самым осуществили давнюю мечту сельчан.
На противоположном берегу речки Елховый ключ, условно разделившей Алакаевку на две части, два времени, две веры, находится дом-музей В.И. Ленина. Как бы двойственно сейчас ни относились к вождю мирового пролетариата, никто не будет отрицать значимость этой исторической фигуры, некогда изменившей ход истории России. Так что посетить музей – простой, без архитектурных излишеств, одноэтажный домик с небольшим крылечком и распахнутыми белыми ставнями – стоит обязательно, хотя бы потому, что это наша история, хотя бы потому что он утопает все в тех же яблонях. Яблоневый сад в усадьбе Ульяновых, заложенный еще в начале XIX века, – один из старейших в губернии. Здесь все выглядит так же, как в тот день, когда Ульяновы на нескольких извозчиках, нагруженных нехитрым домашним скарбом, подкатили к воротам своего нового владения – Мария Александровна Ульянова купила его по объявлению в «Самарской газете» на деньги, вырученные от продажи дома в Симбирске.
Когда-то в ленинский уголок приезжало по пять-шесть туристических автобусов в день, потом наступила полоса затишья. Пару лет назад, чтобы расширить границы работы музея, на его территории открыли детскую площадку, на которой можно посмотреть, как и во что играли дети в XIX веке. Более того, не просто посмотреть, а и самому поучаствовать в некогда любимых исконно русских забавах. Ходули, русские качели, городки, самодельные деревянные самокаты – все это и сейчас интересно местным ребятишкам.
За усадьбой, сразу за оврагом раскинулся Муравельный лес, считающийся памятником природы. Чего здесь всегда в изобилии – так это лесной малины и муравейников. Могут меняться власти, может меняться отношение к истории, но есть вещи, которые не подвластны ни времени, ни политикам. Живописные места, в которых нам повезло родиться и жить, и про которые мы, увы, пока так мало знаем – одна из таких постоянных величин.
Елена Дмитричкова.
Фото Влада Грамотенко.
Другие материалы в этой категории: « НЕ ТОТ КЛИМАТ ИЛИ ОБРАЗ ЖИЗНИ? НА СВЯЗИ С МИРОМ »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Август 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.