Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

«ГРУЗОВИК ГРЕМИТ ТРЕХТОННЫЙ»

Автор  апр 03, 2010 - 1373 Просмотров
«ЗИС-5» после реконструкции вернулся на постамент Памятник легендарному «ЗИС-5» – самой востребованной машине Великой Отечественной войны – вернулся на свой постамент на пересечении улиц XXII Партсъезда и Красных Коммунаров. Встречали обновленный автомобиль глава Самары Виктор
ТАРХОВ и неравнодушные к истории своего города самарцы.
Памятник шоферам и машинам был установлен в 1985 году на площадке, расположенной в Советском районе Самары, по инициативе бывшего генерального директора завода «Металлист» Бориса Ивановича Карякина, фронтовика, дошедшего до Берлина. Автомобиль стоял в ангаре транспортного цеха в нерабочем состоянии, его решили отремонтировать и водрузить на постамент к 40-й годовщине Победы в память о подвигах шоферов Великой Оте­чественной войны. Механики и водители транспортного цеха собирали машину после работы. Руководил начальник цеха Литвинов. Работали люди недолго, ведь у них были золотые руки и огромное желание увековечить память героев. Запчасти собирали, где могли: на железнодорожных путях, на заводской свалке. Умелые руки совершили чудо: до постамента грузовик добрался своим ходом.
У машины, ставшей самарской достопримечательностью, богатая история. До 1941 года «ЗИС-5» выпускались с деревянным кузовом и стеклами. Наш, самарский грузовик, был изготовлен ориентировочно в 1941 – 1943 годах, так как уже имел металлический корпус. В годы войны «ЗИСы» были незаменимы на фронте и в тылу, в любое время года они доставляли орудия, изготовленные на куйбышевских предприятиях, к местам сражений. Машина обладала повышенной проходимостью, была приспособлена к любым дорогам. Да и в конце войны, когда по фронтовым дорогам колесило множество ленд-лизовских машин, «ЗИС-5» оставался одним из основных армейских грузовиков. В народе эту машину называли «трёхтонкой». «ЗИС-5» служил не только для транспортировки грузов. На его базе изготавливались самосвалы, цистерны, хлебные фургоны, автобусы. Первые легендарные «Катюши» также собирались на шасси «ЗИС-5». Всего с 1934-го по 1948 год с конвейера сошло более полумиллиона автомобилей, среди них и тот, который 25 лет простоял на постаменте в Самаре.
За это время кузов проржавел, а обследование показало, что в кабине отсутствует пол, выбиты стекла, есть немало прочих дефектов. В рамках мероприятий по подготовке к празднованию 65-й годовщины Великой Победы было решено отреставрировать машину-ветерана. Работы проводило ООО «Реанта» за счет средств городского бюджета. Десятого февраля «ЗИС» был снят с постамента, а 29 марта вновь занял свое почетное место. Правда, как в далеком 1985 году, доехать до почетной стоянки самостоятельно грузовик уже не смог. Перевозчика «ЗИС-5» встретил лично глава города. Виктор Тархов побеседовал с реставраторами, первым осмотрел обновленный «ЗИС». По словам представителя ООО «Реанта», гарантия на памятник – полвека. Кроме обновленного корпуса, появилась защита от вандалов: решетка на заднем стекле, особо прочные окна кабины, наглухо заблокированные двери. Сегодня «ЗИС-5» выглядит точно так же, как в военные годы, таким, каким запечатлели его кадры кинохроники. Реставраторы поднимали схемы и чертежи оригинальных «ЗИСов», чтобы сохранить стопроцентную достоверность памятника.
Виктор Тархов осмотром грузовика остался доволен. «Все помнят ленд-лизовские машины – «Виллисы» и «Доджи». Но в Советском Союзе выпускали более надежную и востребованную машину – «ЗИС-5». На 95 процентов автомобильный парк Красной Армии составляли именно «ЗИСы». Они прошли всю войну. Это «железный конь» водителей времен Великой Отечественной войны. Эти машины были верными и надежными помощниками советских воинов. Хочу обратить особое внимание на нижнюю надпись на памятнике: «Потомкам в пример»! Я бы еще добавил: и в назидание. Ведь сколько водителей не вернулось с войны! Этот «железный конь» стоит здесь в память о них – людях, которые привели нашу страну к победе! Мы всегда будем преклонять перед ними головы и помнить их подвиг. Они этого достойны,– подчеркнул мэр. – Конечно же, городские власти продолжат работу с этим памятником: нужно обновить постамент и благоустроить территорию к 9 мая».
«Не везде так, как в Самаре, заботятся и ухаживают за военными памятниками. У нас они тщательно реконструируются. Самара должна стать примером для других городов и регионов», – считает депутат Государственной Думы РФ Вера Лекарева, присутствовавшая на знаменательном событии.
По словам заместителя главы города, руководителя департамента по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политике Екатерины Горбуновой, к 65-летию Победы будут обновлены четырнадцать памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Городские власти сделают все, чтобы самарские памятники привести в порядок. «Работа продолжится и после 65-летия Победы», – отметила Екатерина Горбунова.
Надо ли говорить, что реконструкция «ЗИС-5» – долгожданное событие для ветеранской общественности. «Мы очень любим этот памятник. И рады, что власти Самары не забыли про него в год 65-летия Победы, за что им отдельная благодарность, – говорит Валентина Васильевна Шметаева, председатель ветеранской организации завода «Металлист». – И в этом году уже традиционно ветераны нашего завода выйдут на уборку территории рядом с «ЗИСом». А городские службы, как обычно, посадят к весне цветы. Очень жаль, что нет уже многих из тех, кто работал над восстановлением этого грузовика. Мы помним этих людей. И наше мероприятие – дань памяти им и тем, кто сидел за рулем трехтонки в годы войны».
Юлия СУМКИНА.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Август 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.