Раз мусорит чердак, что ж огород не посчитали?

Жители посёлка Титовка в Чапаевске перестали платить за вывоз ТКО, протестуя против несправедливого тарифа, который рассчитывают с квадратного метра

ЖКХ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

«Первый раз квитанцию за вывоз мусора мы получили в июне 2019 года. Счёт был выставлен сразу за пять месяцев, и, как выяснилось, мы с мужем, два пенсионера, должны платить за эту услугу не с человека, а с квадратного метра – в общей сложности 850 рублей в месяц против прежних тридцати. При этом мы сами утилизируем отходы. Бумагу собираем для бани, металл сдаём, пищевые отходы и ботва уходят в компост, осколки разбитой посуды копим в баке, а потом вместо гальки используем при засыпке дорожек в саду. Мусор на выброс – это всего лишь маленький пакет в неделю, в котором упаковка из-под молочной продукции, целлофановые пакеты, тюбики и флаконы от косметических средств. Напитки в пластиковой таре, сладости и готовые блюда в контейнерах мы никогда не покупаем. Большую часть того, что мы едим, выращиваем на собственном огороде», - рассказывает Татьяна Михайловна Сливина, жительница посёлка Титовка, который административно относится к городскому округу Чапаевск.

Женщина признается, что, получив первую платёжку с внушительной суммой долга, расплакалась. И дело тут не только в деньгах, хотя их у пенсионеров лишних не бывает, сколько в отношении: нашли к кому в карман залезть.
Татьяна Михайловна и её супруг Василий Иванович строили дом своими руками. Делали его просторным из расчета на большую семью. А в те годы при оформлении недвижимости в общую площадь включали бани, гаражи, мансарды и террасы – словом, всё, что расположено под одной крышей. Для жизни удобно и регистрировать было проще. Собственно, практически у всех жителей Титовки дома так оформлены. Кто ж знал тогда, что спустя годы этот факт сыграет с сельчанами злую роль? Никто не ожидал мусорную реформу, при которой горожане будут платить за вывоз ТКО с квадратного метра площади, а сельчане – с человека.

Титовка, хотя фактически и деревня (жители жаловались, что врача в поселке нет, дороги разбитые, детской площадки никак не добьются, транспорт плохо ходит – в общем, типичные сельские проблемы), а по документам – город Чапаевск.
Вот таким образом «горожане» титовцы и стали получать огромные счета. У Сливиных 850 рублей в месяц, у соседа, 72-летнего Владимира Николаевича Кожевникова, около тысячи, а у Валентины Михайловны Назаровой и того больше – аж полторы тысячи рублей ежемесячно набегает. Когда дома строили, все жили с детьми, а сейчас молодёжь разъехалась, остались в основном одни пенсионеры. Живут, как правило, вдвоём, а платят - будто вдесятером намусорили.

«Мне долго не слали квитанции, а в этом году «осчастливили» - выставили счёт сразу на 11 тысяч рублей. Даже подвал учли. Удивляюсь, как мне еще и огород заодно не посчитали? Бывает, в маленьком доме живёт семья из шести человек. Логично предположить, что мусорят они намного больше, чем мы с женой, а платят меньше, потому что рассчитывают сумму исходя из занимаемой площади. Разве это справедливо? Хочу, чтобы власти поняли: мы не против платить, но пусть берут с человека, как в деревнях, что логично. А сейчас многие титовцы и вовсе не платят. Некоторым уже и карты, на которые они пенсии получают, арестовали. Представляете, в каком настроении пребывают люди?» – Владимир Кожевников.

Татьяна Сливина от имени всех жителей обращалась в разные инстанции – к чиновникам, к регоператору, в прокуратуру, к депутатам. И суть полученных ответов одна – ничем помочь не можем, платежи выставляют законно.

«Я шла за помощью, но каждый раз после визита в ту или иную организацию испытывала потрясение. Многие даже понять не могли, в чем заключается проблема. Мол, у вас большие дома, разве вы не богатые? В конце концов, со своей бедой я дошла до президента, обратившись к нему на «горячую линию». Верю, что нас наконец-то услышат и помогут». – Татьяна Сливина.

Проблема, с которой столкнулись титовцы, актуальна для всех, кто живёт в посёлках, входящих в состав городских округов, или в частном секторе, расположенном в черте города. Сопредседатель регштаба ОНФ Екатерина Гудзима рассказала, что выезжала в самарский посёлок Зубчаниновка, где люди оказались в точно такой же ситуации.

«Считаю, что в частном секторе плата за вывоз мусора не должна быть такой же, как в многоквартирных домах. Например, это могла бы быть плата по факту накопления ТКО либо, как в Московской области, в зависимости от статуса проживающего в частном доме. К пенсионерам, конечно же, должен быть особый подход» – Екатерина Гудзима.

Пока в Самарской области вывоз ТКО – разорительная статья для семейного бюджета тех, кто живёт по-деревенски, а числится горожанином. Мы надеемся, что после вмешательства федеральных властей вопрос удастся решить. «Социальная газета» сняла видеоролик в Титовке и направила его в Москву, в центральный штаб Общероссийского народного фронта.

А тем временем…

В ноябре депутат Государственной Думы от Самарской области Игорь Станкевич внес в федеральный парламент законопроект о введении расчета за вывоз твердых коммунальных отходов по факту накопления. Инициативу он обосновывает «большим социальным запросом».
– Нужно предоставить право тем, кто готов (подготовил контейнерную площадку, выполнил требования) рассчитываться по факту собранных отходов. До сих пор существует положение, при котором граждане, не проживающие в квартире (например, во время командировки), вынуждены платить за вывоз мусора, – отметил депутат. Проект поддержал пятьдесят один регион России, но не поддержали регоператоры.
Напомним, что в Самарской области нормативы рассчитываются исходя из площади жилья (в городских округах) и из количества проживающих (в сельских районах). Активисты пытались оспорить их в суде, но безрезультатно.

Из писем наших читателей:

«Я живу одна, частенько и подолгу бываю в гостях у детей. Фактически мусор вывожу один раз в год - весной. Где я живу, нет ни магазинов, ни дорог, однако посёлок Зубчаниновка, в котором я живу, относится к Самаре, и за вывоз ТКО выставляют счета с метража. Как же можно с площади набрать столько мусора? Разве что пыль. Считаю, что мусорная реформа социально несправедлива и существует вразрез интересам людей».
В.Н. Савельева, г. Самара


«У нас с супругом двухэтажный дом площадью более 76 квадратных метров. Жилая – всего половина. Однако за вывоз ТКО платим с общей площади. Мусора мало. Все, что горит, мы сжигаем в печке – у нас их две, еще и баня есть. Пищевые отходы – это удобрение для огорода. Почему мы не можем вызвать машину по мере накопления отходов и платить разово, по факту?».
Р.П. Гундорова, г. Сызрань

«Просим начислять нам плату за вывоз ТКО с человека, а не с метра. А то получилось, что мы, проживающие в частном секторе, оказались в одном ряду с олигархами, владеющими элитными коттеджами. Не знаю, как у богатых, а у нас все отходы в дело идут. Обидно просто так деньги отдавать».
Л.А. Думанова, г. Кинель

«У нас мусора нет вообще. Пищевые отходы поедают козы и куры, в магазинах берем только хлеб и чай, остальное всё своё – с огорода и с подворья. Зато за вывоз мусора ежемесячно должны платить около шестисот рублей. А все потому, что хотя и живём в частном секторе, но он находится в черте города. Считаю, что это несправедливо».
В.И. Семашкин, г. Самара 

Юлия Сумкина