Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

В ЛЕГКОМ ПЛАТОЧКЕ ИЮЛЬСКОГО ОБЛАКА…

Автор  июль 27, 2013 - 1212 Просмотров
– Заходите, гости дорогие, отведать нашего угощения да песни наши послушать, мастерством нашим полюбоваться, – зазывали к своим столам веселые нарядные хозяйки. И невозможно было отказаться от ароматных пирогов да ядреного кваска.

ЭТОЙ ЯРМАРКИ КРАСКИ
В «Кошкином доме» можно было полакомиться деликатесами из ягод нового урожая, в «Казахском уголке», где национальное угощение – баурсаки с пылу с жару – подавала Марина Тумаева, – узнать, как встречают гостей казахи, а постояв рядом с мастерицей-семиклассницей Олей Рубановой, убедиться, насколько это непростое занятие – ткать пояски, которыми испокон веков украшали свои наряды славянские девушки. А какое обилие здесь было кукол – не только тряпичных, но из лыка и трав, маленьких и больших, красивых и жутковатых (а какой еще может быть Баба Яга?), добрых и сердитых, кукол-игрушек и кукол-оберегов для здоровья и благополучия хозяев. И тут же гончарные изделия, валяные игрушки, поделки из лозы и дерева, вышивки, картины… Причем для некоторых мастеровых людей народные промыслы – это не только утеха для души, но и серьезные изыскания. Например, Инна Ким из поселка Елизаветинка Клявлинского района рассказала, что умелицы из центра ремесел местного дома культуры ездят в этнографические экспедиции по деревням, ищут исаклинские чувашские пояса, которые сто лет назад в Париже были отмечены золотой медалью, чтобы возродить этот вид ткачества.

Что и говорить, ярмарка в тот день на центральной площади Борского развернулась знатная – со скоморохами, катанием на лошадке, праздничным концертом, хороводом, в который был затянут и присутствовавший здесь министр сельского хозяйства области Виктор Альтергот. А проходила она в рамках областной выставки сельского туризма и народных ремесел, приуроченной к 85-летию самого восточного в губернии Борского района, и собравшей гостей из шестнадцати муниципалитетов области. Сельский туризм – явление достаточно новое для нашей губернии, но при этом – перспективный и социально значимый вид предпринимательской деятельности. Он способствует развитию сельских территорий, увеличению доходов населения, созданию рабочих мест в селах и деревнях, поддерживает традиции и народные ремесла. Ну а гости, приезжающие в глубинку на отдых, получают возможность познакомиться с местными достопримечательностями, сельской жизнью.

В СОКОВНИНКУ, К КОРОБОВУ
В экологически чистом Борском районе немало мест, которые могут быть интересны городскому жителю. В первую очередь это, разумеется, дивный Бузулукский бор с его целебным воздухом. Прославила этот край и минеральная водичка с ее оригинальным составом и отличными вкусовыми качествами. Радует душу, что, несмотря ни на какие постперестроечные перипетии, борчане успешно развивают сельское хозяйство, причем наряду с традиционной для нашего Среднего Поволжья живностью успешно выращивают экзотов-страусов. Стали появляться здесь и хозяйства, куда горожане могут приехать отдохнуть. Пионером этого начинания стал самарский предприниматель Павел Коробов (на снимке внизу), к идее которого с пониманием отнеслась его жена Наталья. Дом для своей семьи и первый гостевой дом он построил на окраине села Соковнинка.
…Коробов встретил нас, участников пресс-тура по Борскому району, у ворот своего хозяйства – статный, по-славянски красивый, с окладистой бородкой, в расшитой косоворотке. Не без гордости продемонстрировал столовую с русской печкой, загончик с курами-петухами, крольчатник, огородик, где овощи выращиваются абсолютно без минеральных удобрений, гостевой дом, в котором одно­моментно можно разместить до 25 человек.

Пригласил и в подсобку, где на нарядной, как с картинки, небольшой деревянной мельнице Коробовы перемалывают зерно, чтобы печь собственный хлеб без всяких химических добавок-разрыхлителей. Но все это – лишь начало. Потому что в ближайших планах Павла Анатольевича – обустройство в этом поселении целой гостевой деревни, создание культурно-туристического центра. Мечтает он на базе существующей здесь школы возрождать народные традиции. И нет сомнения в том, что это у него получится, как получилось организовать в Самаре для детей и молодежи центр народной культуры, где мальчишки и девчонки погружаются в мир народного творчества, осваивают ремесла и фольклор народов, населяющих Самарскую губернию. «Мы объединены в Самарский центр русской традиционной культуры, или некоммерческую организацию естественного развития человека «Ранг», – рассказывает он. – Уже два года в Самаре мы занимаемся обучением русским боевым искусствам и ремеслам, традиционным русским танцам и песням, игре на гуслях и гармони. А теперь пришли на сельскую землю, чтобы здесь также возрождать интерес к исконной русской культуре, к соблюдению законов, которые помогут человеку жить в гармонии с природой, в любви и постоянном развитии».

ПО СЛЕДАМ «АЛЕНЬКОГО ЦВЕТОЧКА»
Еще будучи на ярмарке, я спросила белобрысого борчанина лет десяти, чем славна их земля. Он снисходительно посмотрел на меня, как на неуча-Митрофанушку из фонвизинского «Недоросля» (вот, мол, взрослый человек, а таких элементарных вещей не знает) и ответил: «Так у нас в селе Языково жила внучка писателя, который сказку «Аленький цветочек» сочинил!»
Вот в эти места и лег наш дальнейший путь.
Языково – село небольшое, все жители – либо знакомые, либо родственники. Но и стар, и млад здороваются не только друг с другом, а, по доброй деревенской традиции, со всеми встречными-поперечными. Вот и мы едва успевали отвечать на приветствия.

Как только мы подошли к воротам местной школы, откуда ни возьмись, появились две совсем юные девицы в ярких сарафанах, в венках из полевых цветов и с лукошками, полными ягод да грибов. А следом два добрых молодца в нарядных рубахах и картузах, в руках – прутики с нанизанными на них свежевыловленными рыбешками. Как водится, в пояс поклонились, поинтересовались: «Уж не к нашей ли барыне Ольге Григорьевне Аксаковой вы пожаловали? Она у нас добрая, гостеприимная, к ней много знатных господ и дам приезжают – и писатели, и артисты, и музыканты, и просто хорошие люди». И отправили нас в «барский дом», а точнее, в школьный музей.
Невелика здесь экспозиция, но сразу видно, с какой любовью и старанием она создавалась. Всем селом разыскивали для нее экспонаты, перетряхнув десятилетиями залежавшееся в сараюшках добро. И нашли столько подлинных предметов старины, что обставили целый зал, оказавшись в котором, попадаешь в самую настоящую крестьянскую избу того самого времени, что жила в селе Ольга Аксакова (а она родилась в 1848 году). И чего здесь только нет – детская зыбка под пологом, прялка, маслобойка, лапти, рубель, грабли, огромная бочка под соленые грибочки, крестьянский инвентарь…
Но главная часть музея – это, конечно же, комната, посвященная Аксаковым, и в первую очередь Ольге Григорьевне. Обстановка, разумеется, стилизованная, поскольку подлинных вещей не сохранилось.
Практически всю свою жизнь она, не имевшая собственной семьи, посвятила собиранию семейного архива. Кроме дедовского, хранила архивы Г. Державина и Ф. Тютчева, с которыми была в родстве.
Эти документы для нее были настолько дороги, что во время пожара, случившегося в усадьбе в 1914 году, она вынесла в первую очередь их. Весь архив передала в самарский музей и Самарскому университету, образованному в 1918 году.
Занималась она и культурным просвещением крестьян. Так, 30 июня 1896 года более трехсот местных жителей присутствовали на показе сцен из оперы «Князь Игорь», которые поставила приятельница О. Г. Аксаковой, известная в российских губерниях организаторша народных хоров и спектаклей В. С. Серова, мать художника В. Серова. В хоре были задействованы и крестьяне.
После октября 1917 года имение было конфисковано, но она оставалась в нем и жила при библиотеке. В последние годы жизни престарелой Ольге Григорьевне помогали крестьяне, приносили ей продукты. Умерла она в голодном 1921 году и похоронена в общей могиле вместе с крестьянами. Жители села по сей день вспоминают ее добрым словом, а память о ней передается из поколения в поколение.
Кстати, «Аленький цветочек» первоначально назывался «Оленькин цветочек», потому что в единственной внучке своей Сергей Тимофеевич души не чаял.
Можно еще много рассказывать о достопримечательностях Борской земли, которая богата не только своей историей, но и археологическими находками. Причем найденными не в ходе научных раскопок, а случайно. Например, и кость мамонта, и бивень слона, обитавшего здесь до ледникового периода, вышли на поверхность земли после весенних паводков. А наконечники стрел и копий, каменное рубило, глиняное пряслице и даже весьма хорошо сохранившаяся кольчуга были обнаружены местными жителями при обычном вскапывании огородов или рытье погребов.
Вот такой это необыкновенный край – борская земля…
Татьяна ХАРИТОНОВА.
Фото Влада ГРАМОТЕНКО.


Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Август 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.