Подписка онлайн

Акция

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

КРЫЛЬЯ ЕГО СУДЬБЫ

Автор  дек 19, 2015 - 845 Просмотров

КОНКУРС ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПИСЕМ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

Свою трудовую деятельность Николай Фомочкин начал в восемнадцать лет. В 1939 году он пришел на Смоленский ремонтно-авиационный завод учеником столяра. На заводе в это время готовились к серийному производству новейшего штурмовика «Ил-2». Но началась война…

22 июня 1941 года, в воскресенье утром, Николай уехал на поезде к родным. Радио тогда в деревнях не было, поэтому про войну он узнал только днем позже. Начальник цеха и его заместитель собрали рабочих и объявили: «Всё, уезжаем. С собой много не берите – только самое необходимое. Мы ненадолго. Перебазируемся, развернем производство самолетов и сразу вернемся». Только потом Николай понял, что руководство хотело избежать паники, не дать людям поехать попрощаться со своими близкими. Начальники уже знали, что завод эвакуируют за Волгу.
Несколько дней Коля Фомочкин и его товарищи не выходили с завода – разбирали станки и грузили их на машины. 27 июня погрузили последний и спешно выехали. На железнодорожном переезде около Витебского шоссе их колонна грузовиков попала под обстрел – немецкие диверсанты били из пулеметов с ближайших холмов. Рабочие даже представить не могли, что враг уже так близко!
Когда колонна приехала на железнодорожную станцию Красный Бор под Смоленском и стали оборудование грузить в вагоны, Николай услышал родной голос: «Коленька! Фомочкин!» «Это пришла моя мама, – вспоминает он, – принесла пальто, буханку хлеба и кусок сала. Встреча была очень трогательная. Мы понимали, что расстаемся надолго. Может, навсегда».
В июле 1941 года поезд прибыл в город Куйбышев, на станцию Безымянка. В тот же день оборудование разгрузили и увезли на площадку строящегося завода № 122, в состав которого вошел Смоленский ремонтно-авиационный.
В конце июля на территории завода открыли деревообрабатывающий цех с привезенными из Смоленска станками. Работа закипела: делали двери и рамы для строящихся корпусов.
В октябре 41-го на Безымянку из Москвы был эвакуирован Государственный авиационный завод № 1 имени Сталина. Тогда же было принято решение включить в состав авиазавода № 1 все предприятия, находящиеся на территории завода № 122.
В то время деревообрабатывающий цех переходил на производство частей самолета «МиГ-3». Большинство корпусов еще стояло без крыш, но станки уже работали круглосуточно. Зима была ранняя, с сильными морозами. У рабочих быстро стыли руки, печки-буржуйки не спасали. Несмотря на невыносимые условия, столяры и плотники героически выполняли производственные задания.
В конце 1941 года завод перешел на серийный выпуск штурмовиков «Ил-2». Фомочкина перевели в первую мастерскую цеха № 3, которая размещалась на улице Братьев Коростелевых, на территории мебельной фабрики. Там были деревообрабатывающие станки и, что важнее, камеры сушки, которые пока невозможно было оборудовать в недостроенных корпусах завода. В мастерскую поступал сырой лес, там его торцевали и распиливали, а затем загружали в сушилки. Из сухого материала делали уже и нервюры, и лыжи, и дуги для крыльев самолета «Ил-2». Готовые детали доставляли в сборочный цех предприятия. Работы было очень много. Люди ночевали прямо на фабрике. Вскоре Колю из учеников перевели в столяры.
Зимой 1943 года в цех приехал директор завода Анатолий Тихонович Третьяков вместе с начальником отдела кадров. Молодых рабочих стали приглашать на собеседование с директором. Дошла очередь и до Коли. Третьяков неожиданно спросил его: «В армию хочешь?» «Да». «Кем?» «Танкистом». Директор говорит начальнику отдела кадров: «Пиши!» И Фомочкин краем глаза увидел, как тот что-то записывает в его личную карточку. Задали еще несколько вопросов, и Третьяков говорит: «Все. Иди домой, завтра к девяти часам к проходной!».
Так отобрали 150 человек. Все решили, что их завтра забирают в армию. Когда вернулись в общежитие, устроили долгожданные проводы. Наконец-то на фронт! Наконец-то мечта сбылась!
В девять часов утра молодые рабочие пришли к проходной, их построили и… повели на завод, во вновь организованный цех. Там начиналось освоение производства металлических крыльев для нового самолета. Это был усовершенствованный штурмовик, который получил название «Ил-10». Он был полностью металлический, с усиленной броней. Работая с металлическим крылом, Николай очень скоро стал мастером.
О победе над фашистской Германией Коля узнал на рабочем месте. Это был самый светлый день в его жизни, память о котором осталась навсегда.
После войны Николай Егорович Фомочкин продолжал работать мастером. Большая доля его труда вложена в производство каждого нового самолета. Параллельно с работой Николай Егорович продолжил свое образование – окончил с отличием заводскую школу мастеров.
В 1958 году завод перешел на производство ракетно-космической техники. Сначала Н.Е. Фомочкин участвовал в изготовлении ракет-носителей, затем много лет работал на участке производства спускаемых аппаратов для спутников разработки ЦСКБ под руководством Дмитрия Ильича Козлова.
За выдающиеся успехи в выполнении и перевыполнении производственных планов Николай Егорович удостоен многочисленных наград. В родном цехе Н.Е. Фомочкин – человек-легенда.

Сергей Семенов,
г. Самара.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Сентябрь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.