Офицер, писатель, губернатор

Таким был Валерий Чарыков, сделавший блестящую карьеру при Александре II

Культура и история
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

В истории Самарской губернии было много событий и людей, ее прославивших. Среди них те, что практически у всех на слуху, а были и малоизвестные широкому кругу лиц имена и факты. Об одном таком человеке, незаслуженно обойденным вниманием, я и хочу рассказать.
В 1865 году Самара впервые в своей истории оказалась впереди России всей. Именно здесь 7 февраля прошло первое в империи земское собрание, положившее начало отечественной системе местного самоуправления. На счету самарского земства, которое просуществовало чуть более полувека, немало добрых дел в сфере народного образования, в медицине, в продовольственном обеспечении населения в период засухи и голода. Именно наше земство (опять же первым в Российской империи) издало восьмитомник, в который вошли все статистические данные о губернии. А у истоков земства стоял уездный предводитель дворянства Валерий Иванович Чарыков.
Он родился в Пензе в 1818 году. После окончания кадетского училища принимал участие во многих боевых операциях на Кавказе. Затем был переведен в Александрийский гусарский полк – тот самый, который впоследствии стал именоваться «черными гусарами» и перед Первой мировой войной стоял в Самаре. Рядом с Домом офицеров установлен памятник гусарам, внутри – музей элитного подразделения Российской армии. Но о Чарыкове там, к сожалению, не сказано ни слова.

После выхода в отставку Валерий Чарыков служил в российском почтовом департаменте. Расширяя сеть почтовых учреждений, он добрался аж до Камчатки. Все свои путевые впечатления он излагал не только в служебных отчетах, но и в статьях. Специалисты до сих пор считают актуальными его «Заметки о торговых путях в Восточной Сибири», за которые его избрали членом Русского географического общества.
С началом Крымской войны Чарыков стал полевым почтдиректором Крымской армии. В музее обороны Севастополя до сих пор хранятся его портрет и медаль, полученная за защиту города.
После войны Валерия Чарыкова командировали в Европу изучать заграничные способы добычи торфа. И опять же помимо служебного отчета он выпустил «Путевые заметки за границею» – первый российский практический путеводитель по Германии, Швейцарии, Италии, Франции и Голландии. Познакомившись с передовым западноевропейским опытом организации жизни, Чарыкин решил перенести его в Россию и создал акционерное общество «Городской хозяин», которое должно было заниматься устройством водопроводов, газового освещения и мостовых в двадцати шести главнейших провинциальных городах России.
А в 1861 году Валерий Иванович Чарыков подал в Самарское дворянское собрание прошение о причислении его, а также жены Аделаиды и пятерых детей к местному дворянству. Поводом послужило то, что его жена была дочерью и наследницей Дмитрия Путилова – одного из самых богатых самарских землевладельцев, чьи земли располагались в Богдановке и ее окрестностях.

Кстати говоря, Дмитрий Путилов построил в Богдановке храм, равного которому по красоте, пожалуй, не было во всей провинциальной России. Автор проекта – академик Михаил Коринфский, ученик Андрея Воронихина, создавшего Казанский собор.

Офицер, писатель, губернатор

На фото - одно из немногих изображений, дающих представление о том, как выглядел сельский храм в Богдановке в начале прошлого столетия, взято из книги В.И. Кривобокова и О.Н Кудряшовой «История Междуречья», Самара, 2011 г.

Вот что писали тогда об этой церкви: «Необычное для сельских церквей великолепие Богдановского храма настолько поражало крестьян, что среди них сложилась легенда, будто строителя его сослали за то, что осмелился построить в селе храм, достойный столицы».
Прошение Чарыкова было удовлетворено. А просителя вскоре избрали самарским уездным предводителем дворянства. В этой должности он и открыл уездное земское собрание, работе в котором посвятил несколько лет. Валерий Чарыков был не только руководителем уездного земства, но быстро стал и гласным губернского. Авторитет его рос, и вскоре Чарыков стал самарским губернским предводителем дворянства. И уже с этой должности его назначили сначала симбирским вице-губернатором, а затем вятским и минским губернатором.
Скончался Валерий Иванович в 1884 году, завещав похоронить себя в семейном склепе в Богдановке. Спустя четыре с лишним десятилетия, в 1930 году, Богдановский храм, часовню и семейный склеп взорвали, а кирпичи и надгробные плиты растащили. Сейчас никто из местных уже и не знает точно, где именно стояла часовня со склепом. Одна из версий гласит, что сегодня на этом месте находятся гараж и котельная.
Быть первым в любом деле всегда почетно. Но Валерий Иванович Чарыков, тайный советник (если перевести на воинское звание – генерал-лейтенант), писатель, политический и общественный деятель, открывший первое земское собрание, увы, никак не отмечен в регионе. Правда в музее, который действует в Самарской губернской Думе – наследнице земцев, о Чарыкове есть небольшое упоминание. 
Кто знает, может, и в запасниках музея имени П.В. Алабина найдется тот самый колокольчик с цифрами «1865», звоном которого до конца 1917 года в Самаре открывались все уездные собрания. А если оригинал и не сохранился, не беда, можно отлить новый, но точно такой же, и открывать его звоном сегодняшние заседания народных избранников. Уверен, что память о человеке, который дал официальный старт местному самоуправлению не только в Самаре, но и во всей России, должна быть увековечена.

Наша справка:

• Валерий Чарыков был восьмым ребёнком в семье.
• Его крёстным отцом был пензенский губернатор Михаил Михайлович Сперанский, известный реформатор.
• С одиннадцати лет Валерий учился в Павловском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге.
• Его сын, Николай Валерьевич Чарыков, был известным историком, философом, дипломатом, гофмейстером, сенатором, Чрезвычайным и Полномочным послом России в Турции.

 

Аркадий Соларёв