Стрит-арт, бессмысленный и беспощадный

Первый вопрос, которым задается всякий нормальный человек, когда спускается в изуродованный подземный переход, - почему вандалы безнаказанно портят все, что им попадает под руку? Авторы каракулей должны отвечать рублём за испачканные стены, подземные переходы и объекты городского благоустройства. 

Стрит-арт, бессмысленный и беспощадный

Фото: Роман Грамотенко

Общество
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Слово, вынесенное в заголовок, в переводе на русский язык обозначает «уличное искусство». Казалось бы, зачем переводить, когда и так все это знают? В том-то и дело, что, будучи переведенным на «великий и могучий», этот самый стрит-арт резко приземляется, теряя ореол избранной причастности: уличное – оно и есть уличное. Балаган, одним словом.

Скажи мне, на чём ты рисуешь

Одним из самых массовых и одновременно спорных направлений современного уличного искусства является граффити. В нем образовалась масса жанров. Так, в последние годы мы уже привыкли к появлению масштабных рисунков на домах.
Назвать их картинами можно с некоторой натяжкой. Но в большинстве своем они не вызывают неприятия: вертикали городских пейзажей в таких случаях утрачивают свою монотонность, создается определенное цветовое настроение.
И тут же – далеко ходить не надо – встречаешь совершенно другой жанр якобы граффити: стены, испещренные безобразными каракулями, уродливыми надписями. Об их авторах можно сказать вот что: в природе так ведут себя некоторые животные, когда метят территорию. Своего рода «Здесь был Вася!» Сегодня приходится сталкиваться с «метками» едва ли не на каждом шагу – тут намалевано, там испорчено, здесь испачкано…
Есть на Московском шоссе в Самаре подземный переход, ведущий с улицы Губанова к торговому центру «Империя». Он один из тех, что были построены в период подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Любители настенной клинописи и каракулей облюбовали его практически сразу после сдачи в эксплуатацию.
По моим наблюдениям, переход за это время уже трижды перекрашивали, многократно отмывали плитку от «автографов». Делается это, конечно же, за счет средств городского бюджета – недоросли-фанаты стрит-арта прячутся, пачкают стены тайком, явно сознавая противозаконность своих действий.
Если бы страдал только один этот переход, можно было бы с помощью видеокамер отследить стритартистов. И наказать рублем. Но подобных объектов в Самаре много, страдают они от уличных «живописцев» постоянно. Причем в прискорбном списке – не только подземные переходы. Достаточно, выйдя на улицу, оглядеться по сторонам. Хулиганы добираются даже до дорожных знаков, табличек с номерами домов и названиями улиц.

Что говорит закон

С уродливым граффити надо бороться как с антисоциальным явлением. Никакие доводы о том, что это якобы способ самовыражения личности, проявление ее творческого начала, здесь не прокатывают – не те «картины аэрозолью», чтобы воспринимать их иначе, нежели как порчу или повреждение чужого имущества.
Кстати, пойманных за руку с баллончиком хулиганов наказывают за пачкотню по статье 7.17 КоАП «Уничтожение или повреждение чужого имущества» штрафом от 300 до 500 рублей. Случается, что фигуранту дела об административном правонарушении вменяют статью 20.1 «Мелкое хулиганство». И тут санкции уже другие – штраф от 500 до 1 тысячи рублей либо административный арест.
Правда, тут уместно вспомнить, что литровая банка краски в «Хозтоварах» стоит в среднем 300-400 рублей. Сколько банок нужно для косметического ремонта подземного перехода, специалисты городского департамента благоустройства знают. Так что городской бюджет все равно в пролете.
В настоящее время Министерство юстиции РФ дорабатывает проект нового КоАП. В нем, помимо прочего, предусматривается специальная санкция за «уничтожение или повреждение элементов благоустройства, в том числе путем нанесения надписей и иных графических изображений, выполненных стойкими материалами».
Наказание для хулиганов, возомнивших себя художниками, станет гораздо существеннее. Наиболее злостные по решению суда могут быть направлены на обязательные работы. Такое наказание отбывается в свободное время под контролем судебных приставов. Перечень работ определяется местными властями – это может быть и уборка улиц, приведение в порядок ограждений, уход за зелеными насаждениями. И было бы вполне справедливо отправить любителя настенной мазни убирать свои художества.

«Возьмёмся за руки, друзья»

Как-то в споре с одним из своих знакомых (человек он приличный и вполне воспитанный) мне пришлось едва не до хрипоты убеждать товарища, что никакой это не социальный протест – порча общественного имущества. Подростки с баллончиками, зная точно, что отвечать за их художества придется родителям, отказались бы от сомнительной забавы. А стритартисты постарше избрали бы легальный путь воплощения художественных замыслов.
Как известно, у достойного граффити есть все шансы украсить городские кварталы – надо всего лишь заручиться поддержкой муниципальных властей. Один из недавних примеров – часть стены на набережной, которую расписал в сентябре приглашенный из Москвы художник-каллиграф Покрас Лампас. Да и подготовку к чемпионату мира можно вспомнить.
Борьба с самовольным нанесением граффити определяется не вкусовыми спорами – кому-то нравится, кому-то глядеть тошно, а необходимостью защиты от вандалов объектов благоустройства и облика города в целом.
В одной из публикаций «Российской газеты» встретился мне интересный факт: ученые-криминологи убедительно доказали взаимосвязь между грязью, убогостью городского района и уровнем преступности в нем. Это так называемая «теория разбитых окон». По этой теории граффити – в числе ярких примет правового неблагополучия.
«Первое, даже самое маленькое граффити есть первый шаг к деградации улицы, района, города», – гласит цитата из статьи официального издания. С этим трудно не согласиться, и надо хорошенько подумать, что реально противопоставить стрит-вандализму. В какие бы одежды ни рядились его «авторы».

Геннадий Коломеец