Подписка онлайн

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…

Автор  фев 03, 2018 - 649 Просмотров


Церковь Спаса Нерукотворного, которая считается первым памятником русского модерна

 


Икона «Святой князь Федор с сыновьями
Константином и Давидом». Работа Елены Поленовой

 


Баня-теремок

 


В одном из залов музейного комплекса

 

 

Истинным счастьем было попасть в место, именуемое Абрамцево

Мы, группа российских журналистов, приехали в этот дивный уголок Подмосковья в очень удачный для нас день – нерабочий для музейного комплекса. Не мельтешили на заснеженных аллеях бессчетные экскурсанты, не нарушали первозданную тишину никакие лишние звуки. На несколько часов мы стали здесь единственными гостями, которых хозяева окружили самым искренним вниманием.
Мы ходили по аллеям, окруженным толстостволыми деревьями (дубу-патриарху здесь в нынешнем году исполнится 247 лет), и становилось понятно, отчего это место на заре своего возникновения величалось Обрамково. В корне присутствует древнерусское слово «обрамок», что в современном смысле означает «обрамление». Неважно чем – холмами, непроходимыми лесами или рекой да ручьями. Прошли века, и выросшее здесь село, что в шестидесяти километрах от российской столицы, стало именоваться на более современный лад – Абрамцево. Но трогательная красота здесь осталась прежняя.

ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ
Сразу хочется сказать огромное спасибо людям, которые нам, представителям СМИ из самых разных уголков страны (не только мегаполисов, но и, например, из городка Зуевка Кировской области, станицы Тацинской, что под Ростовом, или из города-спутника Екатеринбурга Верхней Пышмы), подарили эту поездку. И в первую очередь – сотрудникам музея-заповедника «Абрамцево» вкупе с Альянсом руководителей региональных СМИ России и его бессменным руководителем, вдохновителем и вечным двигателем Софьей Борисовной Дубинской. Без них визит в эти места богатого на культурные и духовные святыни Сергиево-Посадского района для многих из нас так и остался бы неосуществленной мечтой.
А усадьба эта – настоящий сказочный городок, где практически каждое строение уникальное – украшено неповторимой деревянной вязью. И каждое в свое время было сооружено не красоты ради (хотя и это не на последнем месте), а пользы для! Каждое вполне функционально до сей поры.
Например, детской беседкой стала избушка на курьих ножках. В бывшей бане, внешне – ни дать, ни взять теремке, увенчанном резной луковкой, размещаются дошедшие до нас из глубины веков изделия резчиков-столяров. Резным орнаментом, заимствованным из народных вышивок, украшено здание мастерской, где квартируют работы Михаила Врубеля – и живопись, и керамическая сюита «Снегурочка», и декоративные вазы, и изразцовые камины.
Что касается владельцев усадьбы, то самыми именитыми были, разумеется, Сергей Тимофеевич Аксаков, немало принесший стране и как чиновник и общественный деятель, и как литератор, а также предприниматель и меценат Савва Мамонтов. Но обо всем по порядку.

ГДЕ РАСЦВЕЛ «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
Аксаковы приобрели Абрамцево с его одноэтажным домом, липовыми аллеями, рукотворными прудами, садом и березовой рощей в 1843 году. Страстный охотник и рыболов, Сергей Тимофеевич был пленен обилием здесь воды и леса. К этому времени он ушел с государственной службы и занялся сочинительством.
Сначала из-под его пера вышли «Записки об уженье», которые сразу же нашли отклик даже у тех, кто никогда не тяготел к рыбной ловле, затем «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» с увлекательными рассказами о жизни птиц, яркими картинами русской природы и, наконец, автобиографическая трилогия «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания». Это история нескольких поколений семьи Аксаковых, изображенной под именем Багровых.
В Абрамцево всегда были рады гостям. Здесь встречались актеры, философы, писатели, в том числе И.С. Тургенев. А Николаю Гоголю, дружба с которым у Аксакова длилась два десятка лет, в доме были даже выделены индивидуальные апартаменты.
Что касается «Аленького цветочка», первоначально называвшегося «Оленькин цветочек», то его Сергей Тимофеевич написал для внучки, которую осенью 1854 года в усадьбу привез средний сын, Григорий, самым тесным образом связанный с Самарским краем. Семье принадлежали два села в нынешнем Борском районе – Языково и Страхово.
Впрочем, куда важнее то обстоятельство, что 27 ноября 1855 года Григорий Сергеевич был назначен самарским вице-губернатором, а 20 января 1867 года переведён на должность самарского губернатора. Он входил в состав комитета по постройке нового кафедрального собора. Благодаря его заботе в Самаре были открыты общественный сад, Александровский приют, налажено телеграфное сообщение со всей Россией.
Кстати, император Александр II, посетивший Самару в 1871 году, остался весьма доволен положением дел в городе. Даже выйдя в отставку, Г.С. Аксаков, которому в 1873 году было присвоено звание почетного гражданина Самары, самым активным образом участвовал в работе губернской земской управы. А с 1884 года до последних своих дней (умер в 1891 году) занимал пост губернского предводителя дворянства.

СЮДА СЛЕТАЛИСЬ МУЗЫ
Весной 1870 года, через одиннадцать лет после смерти Сергея Аксакова, у Абрамцева появился новый хозяин – крупный предприниматель и любитель искусства 29-летний Савва Мамонтов, который не только успешно вел дела, но и занимался музыкой, пением, всерьез увлекался скульптурой.
Поддерживая молодых художников, которым было необходимо место для общения и творчества, Мамонтов привел в порядок имение, и два десятка лет, вплоть до 1890 года, оно было центром художественной жизни России. Каждое лето сюда приезжали Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Константин Коровин, Исаак Левитан, братья Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Михаил Нестеров, Василий Поленов. Селились кто в главном доме, кто в специально построенных студиях или в ближних деревнях.
Именно в Абрамцеве родились замыслы многих художественных полотен. Например, идея знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» возникла у Ильи Репина, когда за вечерним чаепитием кто-то прочитал текст этого послания. Виктору Васнецову «явились» на местных пленэрах «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». А Валентин Серов в 1887 году написал известнейший портрет «Девочка с персиками». Кстати, на столе перед позировавшей ему 12-летней дочкой Саввы Мамонтова Верой лежат персики, выращенные в местной оранжерее.
В 1889 году в усадьбе была создана керамическая мастерская, которая стала настоящим феноменом русской культуры. И живописец Михаил Врубель настолько увлёкся изготовлением изделий из глины, что его иронично называли художником по печной части.
Частыми гостями Мамонтова были и певцы, музыканты, артисты – в частности, Федор Шаляпин, Константин Станиславский. Более двадцати лет члены Абрамцевского художественного кружка занимались театральной деятельностью. Они не только писали декорации, но и сочиняли пьесы, выступали в роли актеров, композиторов, музыкантов, костюмеров, гримеров. Постепенно домашние спектакли переросли рамки любительских. В январе 1885 года Савва Иванович на свои средства открыл в Москве первую русскую частную оперу. Там был потрясающий творческий коллектив, в составе которого выступали великолепные русские актеры, композиторы, художники – Федор Шаляпин, Надежда Забела-Врубель, Сергей Рахманинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Константин Коровин, Валентин Серов, Исаак Левитан, Михаил Врубель. Время показало: Абрамцевский художественный кружок был настоящей творческой студией, ставшей началом расцвета русского оперного и драматического театров.

ХРАМ В ЛЕСУ
Весной 1880 года местная речка Воря так разлилась, что в Великую субботу жители окрестных деревень не могли попасть в ближайшую церковь и устремились в усадьбу Мамонтова, зная, что там им не откажут участвовать в заутренней службе. Абрамцевский дом переполнился молящимися людьми. Тогда-то Савве Ивановичу и пришла мысль о строительстве настоящей церкви. Среди своих гостей он объявил конкурс на лучший ее проект. В основу была взята работа Василия Поленова, к которому подключился Виктор Васнецов. Построенная по их творческим идеям церковь Спаса Нерукотворного считается первым памятником русского модерна, причем многие иконы в ней написаны членами абрамцевского сообщества.
Впоследствии у стен храма были погребены и Савва Иванович Мамонтов, и его супруга, и дочь Вера, и его внук.
…Мы шли к своему экскурсионному автобусу, и прощальным салютом летели с высоты искрящиеся снежинки, фантастичностью рисунков спорящие с деревянной вязью здешних строений.
Абрамцево... Для тебя мы – одни из многих. А ты для нас – единственное и на всю жизнь…

Татьяна ХАРИТОНОВА.
Фото автора.

Другие материалы в этой категории: « Здоровье нации Когда любовь к спорту взаимна »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Ноябрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.