Подписка онлайн

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

«Слегка обшарпэ»

Автор  фев 03, 2018 - 1075 Просмотров


Коллаж Юрия БАЛАШОВА

 

Беда, коль пироги печет сапожник

«Краска на фасаде моментально облупилась, и потому наш СГИК выглядит сейчас в стиле «слегка обшарпэ», – именно так ректор Самарского государственного института культуры Элеонора Куруленко несколько лет назад оценила работу реставраторов фасада своего вуза.
Увы, эти ее слова вполне можно отнести практически ко всем зданиям, с которыми вот уже не первый год работают самарские «реставраторы», как правило, не имеющие соответствующих лицензий.
Вот только два примера такой деятельности, которую в последнее время проверили аудиторы областной Счетной палаты. Это ведомство проконтролировало использование средств регионального бюджета, предоставленных в 2015–2017 годах самарским городской стоматологической поликлинике №1 и клинической гериатрической больнице на «проектирование, ремонт и реставрацию объектов историко-культурного наследия, расположенных вдоль гостевых туристических маршрутов в районе стрелки рек Самары и Волги».
Детское отделение первой стоматологической поликлиники находится в историческом здании на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе, которое в перечне таких объектов значится как «дом жилой на углу Саратовской и Алексеевской улиц». По словам аудитора Счетной палаты Сергея Неткачева, госконтракт на его капремонт был заключен с ПСК «Волга», которая не имеет разрешительных документов на реставрационную деятельность. Потом этот подрядчик привлек субподрядную организацию.
Разница между стоимостью работ, предъявленных подрядчиком госзаказчику, и стоимостью работ, выполненных субподрядчиком, составила более восьми миллионов рублей. То есть эти миллионы ПСК «Волга» «заработала», не ударив палец о палец.
Сам капремонт исторического здания, как установили аудиторы, проводился без разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, с отступлением от проектных решений, да еще и с нарушением строительных норм и правил.
Кстати, эта ПСК на днях «засветилась» в еще одной «реставрации». Врио руководителя управления по контролю в сфере закупок Самарской области Наталья Ульченко сообщила, что реставрационные работы в усадьбе Курлиных ПСК «Волга» не только выполнила некачественно, но и заменила уникальные подоконники и элементы реставрации на изделия из обычных современных материалов.
Аудиторы Счетной палаты в ходе проверки также установили, что клиническая гериатрическая больница реконструировала здание Хлебной биржи, входящее в ее состав, на улице Степана Разина без соответствующего разрешения. В результате там не оказалось некоторых элементов фасада, предусмотренных научно-проектной документацией. Сам фасад был покрашен не в тот цвет, как значилось в этих документах. А вскоре после «реставрации» на объекте отслоилась краска, разрушились штукатурка и декоративные элементы фасада.
Кроме того, заказчики почему-то не предъявили претензии к подрядчикам за нарушение срока выполнения работ по заключенным государственным контрактам, что тоже привело к определенным потерям бюджетных средств.
Что же получается в итоге? Заказчики провели госзакупки, как того требует закон, но выбрали почему-то именно таких подрядчиков, которые не имеют права заниматься подобной деятельностью.
Мало того, как показала аудиторская проверка, Управление государственной охраны объектов культурного наследия области полностью устранилось от контроля за проведением реставрационных работ на объектах, который оно должно проводить.
Кстати, ровно год назад во время новогодних праздников рабочие ГК «Новый Дон», возводящей жилой комплекс «Ясная Поляна», снесли уникальный образец деревянного зодчества, так называемый дом И.М. Быкова, фотографии которого есть во всех изданиях о самарской архитектуре. Тогда Александр Аксарин, заместитель руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, публично заявил, что управление, зафиксировав факт сноса здания на углу Одесского переулка и улицы Буянова, составило акт и направило в полицию заявление о возбуждении уголовного дела по факту уничтожения объекта культурного наследия. Который, кстати, находился на расстоянии одного квартала от этого ведомства.
Не так давно, через полтора с лишним месяца после редакционного запроса (хотя на ответ закон дает только семь дней), это управление сообщило, что, оказывается, еще в 2008 году был согласован «эскизный проект застройки данной площадки, в который включены реставрируемые (воссоздаваемые) фасады выявленных объектов культурного наследия».
Получается, что в 2017 году это ведомство и не подозревало о собственном решении девятилетней давности, которое разрешило строителям делать все, что им хочется.
Далее в ответе сказано, что три демонтированных ранее объекта культурного наследия будут воссозданы застройщиком в полном объеме по красной линии улицы Арцыбушевской, на территории квартала от Одесского переулка до улицы Рабочей.
Интересная картина получается. Застройщик сносит памятники архитектуры, управление возбуждается, обращается в полицию с заявлением об уголовном преступлении, которого, как оказывается, и не было. Взамен застройщик вместо уникальных зданий, бывших настоящим украшением старой части Самары, поставит новоделы типа того, что прилеплен к одному из современных зданий на улице Фрунзе, неподалеку от городской администрации. Впрочем, как говорят правоведы, в этом нет ничего странного, весь вопрос только в цене…
Вот уже не первый год Самара, готовясь к приему болельщиков ЧМ-2018, пытается как-то приукрасить многие свои развалины. Но делает это с грацией беременной слонихи, ненароком попавшей в лавку по продаже коллекционного фарфора. И потому в канун чемпионата мира по футболу наш город может остаться вообще без памятников архитектуры. Тем более что та структура, которая должна заниматься контролем реставрационных работ, от него, похоже, не только полностью устранилась, но еще и потакает так называемым «реставраторам».
Вот еще несколько примеров того, как в результате «реставрации» теряется подлинность объектов, то есть их главная ценность.
Летом прошлого года мы потеряли уникальную облицовочную плитку на особняке Сурошникова, принадлежащем Министерству обороны РФ. «Реставраторы» компании «Гранд» просто сбили ее с фасада.
При реставрации фонтана в честь 30-летия Победы опять же уникальную смальту заменили на осколки цветного стекла. На здании Самарского художественного музея металлизированную керамику под бронзу, произведенную в мастерской выдающегося керамиста-технолога начала прошлого века Петра Ваулина, современные мастера заменили на сусальное золото. А что? Главное, что «боХато выглядит». Да и реставрационный бюджет сильно вырос, а значит, и заработки.
На фасаде гостиницы «Бристоль-Жигули», что на улице Куйбышева, рабочие демонтировали лепнину и сбили со здания маскароны (вид скульптурных украшений). Стараниями таких «реставраторов» одно из самых узнаваемых самарских зданий в стиле модерн превратилось в сплошную голую стену.
А вишенкой на «реставрационном торте» стало то, что в конце года срубили многолетний карагач у входа в костел Пресвятого Сердца Иисуса. Очевидно, это была завершающая стадия его плановой реставрации.
Так что если наши горе-реставраторы и дальше будут работать столь же топорно и бесконтрольно, то сотням тысяч футбольных болельщиков нечего будет показать, кроме футбольного мяча, поскольку все остальное у нас в стиле «слегка обшарпэ». Это как нынешняя продукция фабрики «Россия»: на коробках известный с детства логотип, а внутри… сами знаете что.

Аркадий СОЛАРЕВ.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Сентябрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.