Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

Тайны Христорождественского храма

Автор  янв 05, 2013 - 1505 Просмотров

Когда проезжаешь мимо поселка Волжский (бывшее село Большая Царевщина), сразу бросается в глаза красавец-храм, стоящий как раз напротив рыночка и автобусной остановки. Останавливается автобус – и высыпавшие из него пассажиры нередко направляются прямо к церковным вратам, благо идти до них всего два шага… Идут помолиться, заказать требы, благословиться в дорогу, приложиться к иконам, полюбоваться на лепоту росписи. Но мало кто знает, что царевщинскому храму в честь Рождества Христова в 2013 году исполняется 180 лет!

История этого храма, так же, как и история села, таит в себе много удивительного и необычного. Далеко не все тайны сегодня раскрыты, многое еще предстоит расследовать и доказать. Думаю, что это задача для нынешних молодых. Может быть, будущим исследователем станет кто-нибудь из юных жителей Царевщины, влюбленных в красоту Сокольих гор и в свой прекрасный старинный храм.

ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ ЛЕГЕНДЫ
Название села и кургана недаром стали «царскими». Впервые Царев курган упоминается в летописях с июня 1391 года, когда на его вершине останавливался Тамерлан (Тимур) после победы над Тохтамышем в битве на реке Кондурче. Говорят, что вершина горы была обтянута золотой парчой и на солнце сияла как золото, а в центре стоял шатер Тамерлана. Около месяца пировал он здесь, отмечая победу, пока за ним не приехала жена…

На Царевом кургане побывал и Петр I, проплывавший по Волге в Персию. Рассказывают, что он лично вырезал и поставил на вершине деревянный крест. А в 1824 году на «царскую» гору поднялся и долго здесь молился император Александр I.
До каменного храма, построенного в 1833 году, на этом месте стояла церковь деревянная. По преданию, в ней венчался Степан Разин с персидской княжной. Говорят, что настоятель наотрез отказался венчать разбойника с басурманкой. Священника тут же, на алтаре, зарезали, а остальных служителей церкви Разин приказал закопать живыми в землю. Но обряд все же совершился – его провел церковный служка из окружения Разина. 
В XIX веке здесь же венчался и граф Лев Николаевич Толстой. На церковной земле, как раз при дороге, был похоронен декабрист Алексей Васильевич Веденяпин, находившийся в Царевщине в ссылке.

ЗОЛОТЫЕ СЛИТКИ И СТАРЕЦ ФЕДОР КУЗЬМИЧ
По официальным данным, нынешний Христорождественский храм был построен на средства древнего дворянского рода вдовой бывшего министра юстиции России помещицей Дашковой. Тут было их имение, и благочестивая женщина возвела на своих землях храм для поминовения усопшего супруга. 
Но существует и другое мнение. По словам настоятеля храма протоиерея Владимира Назарова, строительство храма в селе Царевщина может быть связано с именем императора Александра I. Известна история о том, что в 1825 году государь Александр Павлович не умер в Таганроге, а скрылся в Сибири под именем старца Федора Кузьмича, позже канонизированного Православной Церковью как местночтимый святой. У одного из петербургских исследователей есть версия, что прекрасный храм в честь Рождества Христова в живописном селе Царевщина, рядом с величественным курганом, так полюбившимся Александру I во время его поездки по этим местам в 1824 году, был построен по его тайному повелению, во искупление грехов… 
– Прямых подтверждений этому нет, но есть ряд моментов, наводящих на размышления, – говорит отец Владимир. – Одним из косвенных доказательств данной версии служит отсутствие каких-либо постановлений и указаний на строительство храма. Обычно созданию храма обязательно предшествуют подобные распоряжения. Кроме того, в давние времена в храме под престолом находили клад в золотых банковских слитках. Разве мог кто-то, кроме высокопоставленного лица в государстве, спрятать клад именно в таком виде? Под территорией храма находятся пустоты, возможно, там есть и подземные ходы. Что за ходы, куда они ведут, кем вырыты и для чего, не знает никто, и мы можем только делать предположения. Надеюсь, что рано или поздно эти тайны будут раскрыты.

СОКРОВИЩЕ ДУХОВНОЕ
Верующие люди в храм Рождества Христова и по сей день приходят за сокровищами духовными, не идущими ни в какое сравнение с золотыми слитками. Одна из таких драгоценностей – чудотворная икона «Взыскание погибших», привезенная из Раковского монастыря. Святыня находится в правом притворе храма. По словам приходского библиотекаря Валентины Николаевны Бородиной, от этой иконы и сейчас происходят чудеса. Например, именно перед ней впервые в своей жизни заговорил немой мальчик-колясочник. 
Удивительную историю помощи Матери Божией рассказала одна из сельчанок. Ее сын служил в Чечне, и в одну из ночей сердце матери пронзила боль, связанная со страхом за его жизнь. Еле дождавшись утра, женщина побежала в храм, упала перед иконой «Взыскание погибших» и, горько плача, молилась, прося Богородицу спасти ее мальчика, уберечь от злой смерти. Молилась долго, потом, как она рассказывает, ей стало хорошо и спокойно, так, будто все страшное уже миновало. 
Спустя какое-то время сын пришел из армии и рассказал о чуде, спасшем жизнь ему и товарищам. Под утро, когда воины спали в палатках, «духи» налетели на их отряд и многих расстреляли с воздуха. Парня спас сон. Ему приснилось, что его мать плачет над ним, и ее горячие слезы капают ему на щеку. От этого он проснулся, выглянул из палатки и увидел вражескую авиацию. Быстро разбудил ребят, спавших рядом, и все выскочили наружу. Через несколько секунд на то место, где стояла их палатка, упала бомба… Когда подсчитали, оказалось, что это был именно тот день, когда его мать молилась со слезами перед иконой «Взыскание погибших»…

ВОЗРОЖДЕНИЕ
Вообще, коренные местные жители благочестием и добронравием не отличались. Летопись рассказывает, что вначале здесь было поселение, в котором обосновались беглые каторжники, укрывающиеся от властей, и всякий вольный и разбойный люд. Заволжские степи были тогда свободной землей, и поселенцы могли чувствовать себя в безопасности. Их потомки и сейчас в основном живут в Царевщине. В начале ХХ века отношения местного священства и сельчан мирными и согласными тоже нельзя было назвать. Многие начинания церкви жители встречали в штыки, батюшки боялись сюда ехать. Наверное, поэтому сельчане с радостью приняли революцию. С 1917 года службы в храме уже не проходили. В советские годы здесь в разные времена были курятник, зернохранилище, потом просто свалка. И до конца восьмидесятых храм пустел и разрушался. 
1989 год можно считать годом второго рождения Христорождественской церкви. После того как была зарегистрирована община в селе Царевщина, по благословению правящего архиерея митрополита Иоанна (Снычева) был открыт приход и сразу же начата реставрация.

ВЕК XXI. «СПАСТИ ДЕТЕЙ»
За эти годы сделано очень много. Построены колокольня и служебные помещения. Народ потянулся сюда за духовной помощью. Но, знакомясь с прихожанами, настоятель стал замечать, что в храм ходят в основном не коренные сельчане, а люди приезжие. Попробовал с сельчанами поговорить по душам, узнать, в чем причина. Ответ был категоричным: «Ты, батюшка, нас не трогай, – прямо заявили ему царевщинцы, – мы поколение пропавшее, закостеневшее, ты нас не изменишь. Если хочешь, занимайся детьми». Что ж, подумал отец Владимир, так и поступлю, ведь через детей и взрослые к Богу придут.
При храме открылась воскресная школа, но было ясно, что одних уроков Закона Божьего недостаточно, ребятишкам надо и поиграть, и побегать. Так зародилась идея создания православного летнего лагеря. Особых средств у прихода не было, но было горячее желание сделать что-то хорошее для детей. Землю под лагерь местная власть выделила, с помощью благотворителей удалось приобрести старенький двухэтажный дебаркадер. Привезли его на буксире по Волге под Царев курган, отремонтировали, обшили стены, перекрыли крышу, провели тепло, приобрели оборудование, и получилось прекрасное здание на полсотни человек – с кухней, спальнями и даже конференц-залом. 
Уже около десяти лет каждое лето лагерь принимает в своих стенах школьников села Большая Царевщина и из окрестных деревень. Причем дети отдыхают здесь практически бесплатно, родители скидываются только на самые необходимые мелочи. Детский отдых оплачивают спонсоры, занимаются с ребятами прихожане Христорождественского храма и студенты-волонтеры. В лагере дети заняты настолько, что к вечеру с трудом добираются до кроватей. Занимаются в спортивных секциях, ремесленных мастерских, встречаются с интересными людьми, участвуют в концертах и соревнованиях. На резиновых лодках вместе с батюшкой и воспитателями отправляются в плавание по реке Сок, ночуют в палатках, готовят на костре, ездят на автобусе по святым местам. 
И эти труды действительно были вознаграждены. Дети и подростки потянулись в храм. Только в воскресной школе сейчас занимаются 60 человек – цифра для села значительная, а на литургии батюшка минут десять причащает одних только детей, уж потом идут взрослые. Кстати, многие из которых пришли к вере вслед за детьми…
Марина ГОНЧАРЕНКО.
Фото Влада ГРАМОТЕНКО.

Другие материалы в этой категории: « Сирота сироте – рознь? У Шубковых – новоселье »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Октябрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.