Подписка онлайн

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Врач и пациент: обратная связь необходима

Автор  июнь 30, 2018 - 381 Просмотров

А вы довольны качеством медицинской помощи? 

О недовольстве пациентов здравоохранением журналисты «Социальной газеты» знают не понаслышке – писем и звонков на близкую всем нам тему в редакцию традиционно поступает больше всего. Поэтому, когда за «круглым столом» собрались чиновники от медицины, врачи и пациенты, мы не преминули этим воспользоваться, чтобы выслушать разные мнения о наболевшем и под тоннами претензий найти конструктивные предложения, как сделать отечественную медицину более эффективной. И возможно ли это вообще?

ПОЛИКЛИНИКА НАЧИНАЕТСЯ С РЕГИСТРАТУРЫ
Руководитель Управления организации первичной медико-санитарной помощи и профилактики заболеваний областного минздрава Светлана Васильевна Михальченко озвучила впечатляющую цифру: согласно опросам, неудовлетворенность работой поликлиник в нашем регионе достигает 40–50 процентов. Тут и дефицит специалистов, и вопросы доступности, и сроки ожидания, и комфортность пребывания, и многое другое. Чтобы справиться с этими проблемами, действует дорожная карта, дополнительно выделены 63 миллиона рублей на ремонт тринадцати поликлиник в Самаре, Тольятти, Похвистневе, в Жигулевске и Сызрани, а на оснащение детских поликлиник современным оборудованием – 200 миллионов из федерального бюджета и 100 миллионов – из областного.
Главный врач самарской городской больницы №4 Наталья Николаевна Виктор рассказала о нововведениях в их поликлинике: есть электронная очередь, голосовой вызов в кабинет, удобная навигация, помогающая ориентироваться в здании, колл-центр, принимающий звонки от пациентов, возможность записаться через диспетчера к специалистам в другие лечебные учреждения. Больших затрат на это не нужно, зато получается существенная экономия времени и нервов как у больных, так и у врачей.
С помощью СМС-рассылок пациентов приглашают на маммографию, на флюорографию. Стараются донести и другую важную информацию. Так, многие горожане не знают о существовании центров здоровья, где можно пройти обследование по полису ОМС. Работает этическая комиссия, на которой разбирают жалобы пациентов на врачей.
О проблеме информированности пациентов говорил и член региональной общественной организации больных рассеянным склерозом Андрей Морозов. Например, многие инвалиды не знают, что у них есть право попасть на прием к нужному специалисту в течение двух дней, ведь в регистратуре им этого не объясняют. Вот и приходится ждать месяцами в общей очереди.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Хотя кадровый вопрос в медицине стал, что называется, притчей во языцех, в Самарском медуниверситете уверены: врачей у нас хватает. За последние три года целевой прием в медвузе увеличили более чем в два раза. Однако, как рассказал проректор по лечебной работе, главный хирург Самарской области Евгений Анатольевич Корымасов, есть дисбаланс между крупными городами и сельскими районами: большинство выпускников предпочитают работать в Самаре, в Тольятти, в Сызрани, а не в маленьких ФАПах. Как решить эту проблему – серьезный вопрос не только для нашей области, но и для всей страны.
Один из способов ее решения – заключение целевых договоров со студентами. Так, по словам главного врача Приволжской ЦРБ Нины Геннадьевны Парамоновой, к ним по окончании учебы должны вернуться семнадцать молодых специалистов. С каждым ведут индивидуальную работу, они приезжают на практику, так что новые условия работы не станут для них сюрпризом.
Кроме того, оказалось, что на протяжении последних девяти лет кафедры медуниверситета курируют восемнадцать сельских районов – небольшие комплексные бригады регулярно проводят там выездные консультации.

СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Немалая доля жалоб приходится на службу скорой медицинской помощи. И действительно, по словам главного врача Самарской городской службы скорой помощи Вячеслава Геннадьевича Малахова, прошедшие годы тяжелой артиллерией прошлись по медицинским рядам. На «скорой», где условия работы и без того экстремальные, трудные времена отразились в большей степени.
Сегодня для восстановления и улучшения работы «скорой» делается многое. Удвоилось количество операторов, принимающих звонки от населения, – теперь их пятнадцать, помещение диспетчерской оснащено высокотехнологичным оборудованием, так что дозвониться стало намного легче. В день только в Самаре на «горячий» телефон поступает до 2,5 тысячи звонков, обслуживают в среднем до тысячи вызовов, на которые выезжают шестьдесят врачебных и фельдшерских бригад.
Тем не менее досадные, а порой и трагичные сбои в работе «скорой» случаются. И одна из причин – большое количество вызовов хотя и не ложных, но таких, где проблему можно с успехом решить другим способом. В некоторых городах подобные вызовы операторы «скорой» уже с чистой совестью пере-адресовывают неотложной медицинской помощи, которая есть в любой поликлинике и работает с 8 до 22 часов без выходных. Вот туда и стоит обращаться с высокой температурой или повышенным давлением у хронических гипертоников. А «скорая» пусть занимается экстренными случаями, когда жизнь человека находится под угрозой, где промедление в несколько минут может оказаться роковым.
Благодаря совместному с медуниверситетом проекту ряды бригад «скорой» недавно пополнились почти двумя сотнями студентов-медиков старших курсов, совмещающих эту работу с обучением в вузе.

НА ГРАНИ ФАНТАСТИКИ
Именно такие слова приходят на ум, когда слышишь о высоких технологиях, которыми владеет современная медицина. И, по словам главврача Клиник медуниверситета Александра Григорьевича Сониса, около 95 процентов видов высокотехнологичной помощи в области сердечно-сосудистой, челюстно-лицевой, абдоминальной и прочих видов хирургии сегодня можно получить, не выезжая за пределы Самарской области. Более того, даже не во всех видах такой помощи существуют очереди и выбираются все предоставленные квоты.
Тем не менее находятся пациенты, которые требуют направить их в федеральный центр, не доверяя самарским специалистам. Однако они не всегда понимают, что медицинские центры в Москве и Санкт-Петербурге заточены на то, чтобы брать пациентов с уже четко поставленным диагнозом на конкретное оперативное вмешательство. Также не всегда, к сожалению, высокотехнологичная оперативная помощь бывает показана пациенту, особенно часто это бывает в запущенных случаях.
О том, что таких случаев становится все меньше, говорил главврач Самарского областного клинического онкодиспансера Андрей Евгеньевич Орлов. Он подчеркнул, что не стоит пугаться роста числа онкозаболеваний, который фиксируется в последнее время. По его словам, это связано с ростом продолжительности жизни, а также с ранней диагностикой заболеваний. Чтобы заподозрить рак на ранней стадии, достаточно регулярно проходить диспансеризацию и профосмотр, включающие в себя флюорографию, маммографию и гинекологический осмотр женщин. И не стесняться обращаться к врачу, ведь рак, если его не запустить, в 95 процентах случаев излечим.

ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ...
К сожалению, проблема ранней диагностики заболеваний, и не только онкологических, зачастую наталкивается на факторы, не зависящие от пациентов. Евгений Гребенщиков, представляющий общественную организацию инвалидов «Призма», поделился своим печальным опытом. Диагноз «рассеянный склероз» ему поставили в 2016 году, а первые признаки заболевания появились еще в 2008-м. Тогда в профильной больнице Евгению диагностировали начинающуюся атрофию зрительного нерва, а в участковой поликлинике это заключение проигнорировали. Так и писали каждый год «практически здоров», успокаивая: мол, все в пределах нормы для вашего возраста. Однако у достаточно молодого мужчины начали отказывать ноги, и пришлось оформить инвалидность.
Впрочем, за конкретными примерами далеко ходить не нужно. Достаточно полдня посидеть у регистратуры, чтобы увидеть реальную картину: большая очередь, крики, шум... Врач дает талон к неврологу, а невролога нет – он приходит несколько раз в неделю. Но ведь в поликлиниках участковые врачи – это врачи общей практики, которые владеют несколькими специальностями. Иногда им достаточно самим посмотреть и сделать назначение. Но нет, у нас чаще предпочитают гонять людей по нескольку раз, заставляя их нервничать и ждать.
Чудо-рецепт для нашей медицины в день встречи, конечно же, никто не выписал. Но сам факт, что чиновники не отрицают наличие проблем и видят их не через розовые очки, уже что-то значит. Пациенты готовы рассказать, что не так и как в их понимании должно быть. И врачи готовы к диалогу. Однако парадокс нашего времени – когда лечить стали вроде бы лучше, а количество претензий все равно не уменьшается – пока, увы, сохраняется.
Впрочем, если быть до конца объективными, большая часть жалоб связана не столько с врачами – «Социальная газета» в их адрес из года в год получает много благодарностей, – сколько в целом с организацией системы здравоохранения. Вот жалуются люди на нехватку врачей. Вполне резонно. Но кто в этом виноват? Сохранили бы прежнее распределение выпускников мединститутов, глядишь, и не было бы этой проблемы. А теперь мы пожинаем плоды давным-давно принятых решений, и медиков приходится заманивать «пряником», чтобы они пошли работать не в частную клинику, а на участок или уехали в глубинку.

Надежда ЛОКТЕВА.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Сентябрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.