Папины дочки, мамины цветочки

Прекрасный пол любит своих детей, какими бы они ни были, что бы они ни натворили. Отцовская же любовь иная – более рациональная и строгая, она не исключает, а дополняет женское воспитание.

Активная жизнь
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Максим вспоминает, как сильно он волновался по дороге в Похвистнево, где его супруга Лена семь лет назад рожала первенца. Встреча с крохой, продолжением тебя самого, пожалуй, ключевое событие в жизни каждого зрелого мужчины, ведь теперь у него появятся новые обязанности и новые ожидания, которым нужно соответствовать.

Сначала Максим делил с женой домашние хлопоты и убаюкивал маленькую Евангелину бессонными ночами, потом вечерами читал ей сказки. С годами ничего не изменилось – вечерние посиделки стали доброй традицией. Вот только благодарных слушательниц у Максима теперь двое: с одной стороны у папы под боком сидит первоклашка Евангелина, с другой – ее двухлетняя сестренка Анфия, получившая столь необычное имя по святцам.

По характеру девчушки абсолютно разные: старшая эмоциональная, младшая более спокойная. Но папины сказки любят обе – не оторвать. У них и любимая игрушка общая – та, что сделана руками самого Максима. Вслед за папой Карло молодой папа, виртуозно владеющий обработкой древесины, выстругал дочкам Буратино. Марионетка, у которой сгибались в суставах ручки и ножки, получилась ничуть не хуже, чем у старого шарманщика.

Папины дочки, мамины цветочки

Повышать голос – не вариант

Впрочем, ладить с детьми Максим научился еще задолго до рождения любимых девочек. «Боевое крещение» он получил в школе искусств села Исаклы, куда пришёл работать после окончания художественного училища. Знаний хватало, а вот педагогической практики – нет.

– Первые несколько лет, пока я не завоевал авторитет, было непросто, – вспоминает Максим.

Ну а как стать уважаемым? Начинающий педагог сделал ставку на свой талант живописца и не прогадал. А ещё понял: общаясь с детьми, нельзя повышать голос. Хочешь удержать внимание – рассказывай тихо и спокойно, но повторяй одно и то же по нескольку раз. Эти негласные правила помогли Максиму и в будущем, когда он сам стал папой.

– Часто я вспоминаю, как строились отношения в нашей семье, когда я жил с родителями в селе Старый Шунгут. Уходя на работу, отец звал троих сыновей «принимать наряд». Каждому выдавал задание, которое нужно было выполнить по возвращении из школы, а вечером отец проверял сделанное. Мы, конечно, могли схалтурить, за что получали внушение. Однако голос отец никогда не повышал, – продолжает Максим и добавляет, что главу семейства сыновья научились понимать с полуслова. Не боялись, нет. Ведь ремня в воспитательных целях не было. Просто отца-труженика уважали и не хотели подвести.

Но отцу было проще проявлять строгость в воспитании, ведь он растил пацанов, будущих мужчин, для которых дисциплина и порядок – основа основ. А у Максима – две лапочки-дочки. Они для папы принцессы, которых хочется оберегать и всячески баловать. Только вот детство закончится, и во взрослой жизни ой как трудно придётся, если они вырастут изнеженными.

– Я решил, что не стоит потакать всем капризам. Конечно, я не ращу девочек в спартанских условиях и стараюсь их радовать. Но в пределах разумного. Например, старшая сейчас хочет мобильный телефон: мол, у всех в классе есть. Но это не аргумент. Пока мама в декрете, Евангелина под постоянным присмотром. Объясняю дочке, что сотовый будет, но чуть позже, когда в нем действительно возникнет необходимость, – рассказывает Максим.

Да, это один из его основных принципов – отказывая, аргументируй.

Он убежден: с детьми нужно разговаривать. Стукнуть кулаком по столу со словами: «Будет так, потому что я сказал» – совсем не лучший вариант. Заставлять ребенка строить жизнь так, как считают родители, – этим можно только навредить. Например, сам Максим стал первым в семье сельских тружеников, кто сделал искусство своей профессией. Отец мог возмутиться: мол, агрономом или трактористом – пожалуйста, а художником – блажь. Но не возмутился. Поддержал. И сейчас все счастливы. Максим и Елену встретил благодаря профессии – девушка обратилась к нему с просьбой написать её портрет. С тех пор вот уже восемь лет два сердца стучат в унисон.

Человек-оркестр

Дома у Родионовых – словно в музее. На стенах развешаны картины, написанные главой семьи, и старинные музыкальные инструменты – кобыз, домбра, колёсная лира, гусли, сделанные им же. Свой первый инструмент он собрал из подручных материалов еще будучи школьником. Родные, увидев результат, удивились. Да только гусли у начинающего

мастера не «запели». Потом, когда в село пришел интернет, Максим еще раз проштудировал секреты изготовления старорусского инструмента и наделил его звучанием. Мало того, глава семьи ещё и играет на всех многочисленных инструментах из домашней коллекции, а также прекрасно поёт. В его репертуаре есть песни как на родном чувашском языке, так и на русском. Односельчане называют Максима современным Садко и всегда с удовольствием ходят на концерты местного ВИА «Визит», в котором он выступает.

Однако в доме, где столько уникальных предметов, есть маленькие дети: вдруг они нечаянно уронят или испортят хрупкий инструмент?

– Подобного не случалось. Мы объясняем девочкам, что относиться к инструментам нужно бережно. А вот когда я пишу картины или иконы, дочки, бывает, вмешиваются в процесс, – поясняет Максим.

Оказывается, для Евангелины и Анфии самое страшное наказание – если папа закроется, когда работает. Они любят быть соучастниками творчества. Поняв их настрой, Максим рядом с большим столом для себя ставит еще один, маленький, – для дочек. Расстилает на нем бумагу, раскладывает краски и кисти. Так и работают сообща – каждый над своим шедевром.

Кем станут девочки, став взрослыми, сейчас, конечно, не угадаешь – маловаты еще. Возможно, Евангелина пойдёт по стопам отца, а Анфия скорее всего выберет другой путь. В любом случае родители решили не давить на девочек, когда придет их время делать выбор. Ну а сейчас у девчушек самый прекрасный возраст для постижения всего нового – они любознательны, им всё интересно, а маме и папе есть чему их научить. В первую очередь – рисованию, танцам и пению. Мир искусства для них уже приоткрыт.

Но и обучение домашним премудростям тоже важно. Девочки по мере сил помогают родителям в огороде, знают, как заботиться о пчёлах, и рассказывают, что совсем скоро улья уберут на зиму «вон в тот омшаник».

– Я думаю, что сельскому отцу воспитывать детей намного проще, нежели городскому. Ведь с ребёнком обязательно нужно иметь какие-то общие дела, а в деревне их придумывать специально не надо – в хозяйстве всегда забот хватает, – размышляет Максим.

Впрочем, любой папа должен быть примером независимо от места проживания. Не только в труде, но и в семейных отношениях. Дети видят и прекрасно считывают, как папа обращается с мамой, и таким образом у них складывается собственная картинка гармоничных семейных отношений.

У Елены больна мама, не встает с постели, и ей требуется постоянный уход. Максим и тут старается помогать супруге. И дочки, видя неподдельную каждодневную заботу о больном пожилом человеке, учатся милосердию и состраданию.

Смотрите видео обо всех музыкальных инструментах Максима на нашем сайте

Нужный праздник

В семье Родионовых мама и папа на равных участвуют в воспитании детей. При этом Максим трудится на трех работах, да ещё и заказы на живопись берёт. Как глава семьи он понимает, что должен быть добытчиком, ведь финансовое благополучие, особенно сейчас, когда Лена находится в декретном отпуске, полностью лежит на нем.

Сегодня нередко встречаются семьи, где отец, вернувшись домой уставшим, предпочитает отдохнуть, лежа на диване перед телевизором или сидя за компьютером, а мать старается оградить его от шумных детей, взвалив все заботы по дому на свои хрупкие плечи. В этом случае общение с отцом минимальное и чаще ограничивается совместным походом в кино или на детскую площадку по выходным. Так и рождаются анекдоты про горе-отца, который однажды забрал сына из садика, но чужого: мол, ничего страшного, завтра всё равно назад отводить.

Так уж сложилось исторически: в воспитании детей общество отвело матерям главенствующую роль. Педиатры до сих пор удивляются, если на приём к врачу ребёнка сопровождает отец, а не мать. А если чадо «утонуло» в двойках, учитель тоже предпочтет позвонить матери. Да и на родительских собраниях отцов – единицы. При разводе суд, как правило, оставляет детей женщине. Получается, что отец и в правовом поле на вторых ролях.

А ведь оба родителя одинаково важны для ребенка, поскольку они закладывают в него определенные ценности, взгляды на жизнь. Однако есть немало женщин, уверенных в том, что легко можно родить «для себя» и вырастить ребёнка в одиночку, без отца. Такая позиция может аукнуться в подростковом возрасте, когда потребуются отцовский рациональный взгляд на проблемы и его строгость, а не только всепоглощающая материнская любовь.

Поэтому замечательно, что в России появился новый праздник – День отца, который мы будем отмечать ежегодно каждое третье воскресенье октября. Завтра у праздника – дебют. И нужен он не только для того, чтобы «уравновесить» ситуацию, поскольку День матери давно существует, а про чествование отцов как-то позабыли. Просто наши папы и папы наших детей – незаменимы. Они такие разные, но все одинаково важны. Среди наших читателей много детей войны, которые своих отцов не видели вовсе, отчего на сердце огромная незаживающая рана. Завтрашний праздник – День отца – всем папам посвящается. Живым и тем, кого уж нет рядом. Спасибо, родные, за жизнь, за ваши уроки и наставления.


Накануне праздника мы решили выяснить: хороший отец – какой он?

«Мой папа лучше всех. Думаю, что так скажет любой ребенок, сколько бы ему ни было лет. Или хотел бы поддержать отца, если с ним отношения, увы, не сложились. Идеальный отец должен быть добрым и любящим, заботливым и строгим, ответственным и серьезным, веселым и даже иной раз легкомысленным. Он не делит дела на женские и мужские, активно участвует в жизни ребенка и любит мать своих детей. Его жизнь в семье не ограничена добычей финансов и диваном по вечерам и выходным.

Пусть это и нескромно, но зато честно: мой муж – идеальный отец. Его и с младенцем всегда можно было оставить, и сейчас, когда дочке пять лет, он отлично справляется. Накормить, искупать, погулять, полечить и позаниматься – всё это он умеет, легко и без проблем. Например, недавно стихи с дочкой учили. И пироги они вместе пекут, и лодкой управлять он учит, и костер разжечь, и о безопасности расскажет. Надежный, как скала. Чужие дети на нем виснут – чувствуют, что человек добрый. А он всегда готов поиграть и потаскать на руках малышей.

К счастью, современные папы куда больше участвуют в жизни детей, чем их отцы, и не считают это чем-то зазорным. Пап можно встретить и на детской площадке, и в поликлинике, и в детском саду. Причем не в роли статиста или охранника при малыше – папы играют с детьми, знают все об их здоровье и в курсе садиковских дел. И это здорово, ведь семья – единый организм. А чтобы семья была счастливой, работать и вкладываться должны оба родителя», – Татьяна Тузовская.


«Для меня хороший отец – это человек, на чью поддержку я могу рассчитывать. И вовсе не обязательно, что он сразу бросится исполнять мою просьбу. Хороший отец может и отказать, видя, что поставленную задачу я должен решить сам, ведь мне по силам это сделать. Я благодарен своему отцу за то, что он именно такой. И я хотел бы, чтобы такая поддержка всегда была и у моего сына. Не менее ценно общаться – разговаривать вечерами, созваниваться, что дает понять важное: я есть у папы, а папа есть у меня или у меня есть сын, а у сына есть я», – Сергей Захаров.


«На мой взгляд, настоящий отец – это не тот человек, который дарит дорогие подарки и готов своему чаду с неба луну достать, а тот, кто может сказать твердое «нет», если ребенок капризничает или требует невозможного. Нередко бывает, что родители «откупаются» от детей дорогими игрушками, техникой и одеждой, заменяя внимание и душевное тепло звонкой монетой, а сын или дочь при этом чувствуют себя ненужными.

Хороший отец, как бы он ни был занят, обязательно найдет время на разговор с ребенком, на совместные дела, на прогулки и походы. С любящим отцом хочется поделиться своими радостями и горестями, маленькие дети ему доверяют, а подростки советуются, интересуясь его мнением в самых разных вопросах. Хорошего отца не боятся, даже если он строг, потому что дети чувствуют: за суровостью прячутся любовь и отеческая тревога. С ним можно смело спорить на разные темы, ведь в споре рождается истина. У папы с ребенком могут быть даже свои собственные секреты, которые совсем не обязательно знать маме или другим членам семьи.

Настоящий отец помнит, когда у его ребенка день рождения, сколько ему исполнилось лет, что он любит на завтрак, какие виды спорта и школьные предметы уважает. Хороший отец – это защитник и старший друг, с которого хочется брать пример.

Еще один момент, подмеченный в семьях, где детей воспитывали прекрасные отцы. В таких семьях дети иногда своих пап называют как-то по-особому: не папой, а, например, батенькой, батянечкой. Или, как в одной многодетной семье, отесенька – очень нежно и лирично. Но сколько в этом обращении любви», – Марина Гончаренко.