Подписка онлайн

Акция

 

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Живая душа самарской глубинки

Автор  сен 15, 2018 - 424 Просмотров


Руководитель ансамбля «Надёжа» Надежда Малыванова перенимает опыт старожилов Малой Малышевки.

 

Исследователи фольклора завершили летний экспедиционный сезон

Кажется, трудно поверить, что в наши дни еще можно найти людей и традиции, имеющие отношение к исконной народной культуре. Когда даже бабушки в сельских ансамб­лях поют современные эстрадные песни, а «русский костюм» привычно сводится к кокошникам и сарафанам аляповатых расцветок. Тем не менее каждый год энтузиасты из Самарского центра традиционной русской культуры едут в фольклорно-этнографические экспедиции по районам области и находят там настоящие жемчужины. На один день к экспедиции по Кинельскому району присоединился и корреспондент «Социальной газеты».

ПЕШКОМ ПО МАЛОЙ МАЛЫШЕВКЕ
У Дома культуры в селе Малая Малышевка мы встречаемся с руководителем экспедиции, заведующим фольклорным отделом Самарского центра традиционной русской культуры Андреем Давыдовым, и участницами – Настасьей Солдатовой и Ольгой Фоминой с семилетней дочкой Наташей. Остальные члены экспедиции разъехались по селам района. Нам же, оставшимся без машины, предстоит сегодня работать в Малой Малышевке.
Недалеко от магазина нас обгоняет пожилой мужчина на велосипеде. Оказывается, это и есть тот самый дядя Толя, Анатолий Иванович Шипов, к которому мы направляемся, чтобы записать его игру на балалайке и гармошке. Андрей к тому же несет свою балалайку – хочет поиграть с ним дуэтом, перенять здешнюю – малышевскую – манеру игры.
У пешей экспедиции есть свои преимущества: замечаешь то, что, может быть, не увидишь из окна машины, а, исходив ногами село вдоль и поперек, проникаешься его духом и атмосферой.
Если где-то улицы представляют собой контраст между современными коттеджами, обшитыми сайдингом домишками и ветхими развалинами, то Малая Малышевка сохранила свое живое своеобразие: деревянные дома покрашены «веселой» краской, по обочинам пышным ковром стелется травка-муравка.
На улице Чапаевской бросаются в глаза сараи со сплетенными из лозы и обмазанными глиной стенами. Не обычный, привычный всем плетень, а более сложное, красивое и плотное плетение. Видно, что делалось это в одно время и, скорее всего, одним и тем же искусным мастером.
Встречаются здесь и интересные образцы домовой резьбы – на фасадах домов помимо солярных и прочих традиционных узоров можно разглядеть голубей, лосей с ветвистыми рогами и даже дятлов, примостившихся по бокам наличника.


Мастер-класс игры на балалайке от Анатолия Ивановича Шипова.

 

ДЯДЯ ТОЛЯ
У Анатолия Ивановича Шипова балалайка тоже не старинная – современная, расписанная в сувенирном стиле. А струны самодельные – из провода от радио.
«Нейлоновые были, но я их снял, поставил комплект покупных, – поясняет он. – А с ними она вообще не строила. Тогда я взял провод, зачистил и поставил...»
Учиться играть на балалайке дядя Толя начал еще в детстве. А оно у него было военным – он родился в 1936 году.
«Во время войны было туго, есть нечего – в лесу все гнезда наши были, – рассказывает он о себе. – Щавель собирали, ходили на «чугунку» – железную дорогу. Там росла трава – мы ее кашей называли. (Вероятно, это манник – съедобный дикорастущий злак. – Н.Л.) Собирали ее зерна, варили. Такая крупа мелкая, как манная каша... Мы, пацаны, пахали на лошадях и на коровах. На корове и сено возили, и дрова из леса...».
Тем не менее, когда стало чуть полегче, бабушка за мешок картошки выменяла для внука балалайку. «После войны ходили у нас менялки, меняли всякое, чтобы получить продукты», – поясняет дядя Толя.
Из-за этой балалайки он даже остался на второй год – бренчал целыми днями, забравшись на крышу сарая, вот и завалил русский язык.
Потом играл на танцах в клубе, на улице с компанией приятелей. От домов веселую молодежь гоняли, чтобы не мешали спать, ведь на работу тогда вставали до рассвета. Конечно, малышевские парни и девчата тоже трудились с ранних лет, но охота пуще неволи. Выкатывали бревно на середину улицы, подальше от окон, рассаживались и играли – кто на мандолине, кто на гармошке, кто на гитаре, остальные пели, плясали…
В армии Анатолий Иванович попал на флот, на Дальний Восток. Служил на корабле. Потом вернулся на родину – мать-то дома одна...
Работал в Куйбышеве настройщиком радиоаппаратуры, ремонтировал телевизоры. Вырастили с женой двух сыновей, есть четверо внуков, правнуки. Сейчас живут в Зубчаниновке. Но на лето дядя Толя всегда переселяется сюда, в Малую Малышевку. Здесь у него хозяйство – огород, кролики, а еще коза и собака. И ту и другую зовут одинаково – Малышкой. И, конечно, гармонь и балалайка, с которыми он часто выступает на сельских праздниках, участвует в различных конкурсах.
«Я на балалайке поиграю – и у меня давление сразу нормализуется, – уверяет Анатолий Иванович. – На десять единиц падает, я проверял. Вот так-то!»
С Андреем они долго состраивают балалайки – струны из проводов чуть толще обычных и звучат ниже.
«Нет у нас с тобой лада», – морщится дядя Толя. Но после нескольких попыток сыграться гармония достигнута.
Нотную грамоту Анатолий Иванович выучил уже в зрелом возрасте. Играть учился на слух, но уровень его исполнения прекрасный. Играет польку, «Барыню», «московку» («Есть просто «Барыня», а есть «Барыня-московка», – поясняет он), «Подгорную», краковяк... А на гармошке исполняет «Дунайские волны», «Златые горы», «Самара-городок», «отрывной» перебор под частушки... Некоторые из этих частушек он, правда, напел нам лишь тогда, когда самая младшая участница экспедиции удалилась с мамой во двор смотреть кроликов. Но из песни, как говорится, слова не выкинешь...

«ЭТО ЭКСПЕДИЦИЯ!..»
Восьмидесятилетнюю Валентину Алексеевну Беляеву расспрашиваем о старинных костюмах. Эти сведения очень нужны этнографам, исследующим и реконструирующим традиционную одежду Самарской области. Здесь, в Малой Малышевке, модницы конца XIX–начала XX века подтыкали нарядную верхнюю юбку, приоткрыв нижнюю, домотканую, украшенную атласными лентами. На груди носили борки – бусы, порой в два-три ряда, а на голове – пуховку. Что это такое – шапочка или платок – понять оказалось сложно как из пояснений тети Вали, так и, глядя на старинную фотографию ее бабушки – «бабаньки Алёны», Елены Васильевны Поповой, снятой в этом головном уборе. Но специалисты, наверное, разберутся – зацепка все же есть...
Обращать внимание в экспедиции стоит буквально на всё – находки порой бывают неожиданными. Хотя фольклористы, перед тем как ехать в тот или иной район, обычно связываются с местной администрацией, с учреждениями культуры. Но многое зависит от удачи, от интуиции и от очень многих неслучайных случайностей, которые приводят порой к настоящим открытиям, к уникальным, талантливым людям.
В селе Новый Сарбай, например, довелось попасть на престольный праздник к старообрядцам, а в Сколково встретить художника, который пишет иконы на бересте.
Этим летом график экспедиций получился особенно плотным. Так, в июле были исследованы Безенчукский и Пестравский районы. Также состоялась экспедиция по селам Приволжского района, в которой приняли участие студенты Санкт-Петербургского государственного института культуры и ученики Приволжской школы искусств, где ежегодно проводят летнюю творческую школу. А вторую половину августа посвятили Кинельскому и Исаклинскому районам.
Сейчас в Центре традиционной культуры собран богатейший в области фольклорно-этнографический архив. И эти записи не лежат мертвым грузом – из них берут свой репертуар фольклорные ансамбли «Исток», «Вечора» и другие, специализирующиеся на самарской традиции.
Ежегодно центр проводит Всероссийский фестиваль русской культуры «Наши традиции», в котором участвуют и сельские исполнители, и коллективы Самарской области, и гости из других уголков России. А среди молодежи все популярнее становятся вечорки с хороводами, народными играми и танцами – кадрилью, полькой, краковяком, которым можно научиться тут же, на месте, под живую гармошку или балалайку.

ЛЮДИ
Наряду с радостью открытий поиск этнографов порой тесно соединен с печалью: с каждым годом один за другим уходят старики – хранители народной памяти и традиций. В разговорах со старожилами только и слышишь: вот тот умер, этот болен, та лежит парализованная, а эту родные в город увезли, не знаем, жива ли...
И порой просто чудом кажутся такие встречи, как, например, с Еленой Ивановной Бахметьевой – единственной оставшейся в живых из легендарного когда-то в Малой Малышевке фольклорного коллектива. Елену Ивановну Андрей Давыдов со товарищи разыскали буквально в последний день экспедиции и записали старинные песни в ее исполнении. Записали и духовные стихи от 85-летней Параскевы Антоновны Ивановой. Она же показала и рассказала, как делали в старину венчальный венок.
Для некоторых участников не менее ярким впечатлением от встречи с Параскевой Антоновной стало то, как трогательно заботился о ней ее супруг Владимир, а также любовь и сердечность, которые эта пара пронесла с собой через всю жизнь.
Другая супружеская пара из Малой Малышевки, у которой побывали в гостях фольклористы, – Марья Ильинична и Федор Иванович Кретовы – прожила вместе целых 72 года.
О том, какова ценность таких человеческих встреч, прикосновения к мудрости и жизненному опыту, душевной красоте и богатству этих людей, красноречиво свидетельствуют впечатления молодых участников экспедиций, которыми они делятся на интернет-страничке «Живая этнография».
Один из них процитировал слова бабушки, к которой он обратился с вопросом: «А в чём заключается ваша радость жизни?». И та ответила: «Внучок, да всё просто: Господь, люди и работа».

Надежда ЛОКТЕВА.
Фото из архива экспедиции.

ОТ РЕДАКЦИИ
Мы решили присоединиться к проекту самарских фольклористов и обратиться к нашим читателям с призывом помочь сохранить от забвения уникальные традиции культуры народов Самарской области. Может быть, вы знаете старинные песни, танцы, частушки, потешки, сказки, игры, поверья вашей малой родины? Или можете рассказать, как в вашем селе раньше сватались, играли свадьбы, хоронили, праздновали Пасху, Троицу, Рождество, Святки? А может, кто-то из ваших односельчан или соседей умеет хорошо петь, играть на старинных инструментах, владеет забытыми ремеслами, помнит рассказы старожилов, любопытные истории из жизни села? Напишите нам о них (с именами, адресами, желательно с контактными телефонами) на адрес редакции с пометкой «Живая традиция». Или на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Надежде Локтевой. Мы обязательно передадим эту информацию исследователям фольклора, а самые интересные истории опубликуем на страницах нашей газеты.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Декабрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.