Подписка онлайн

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

К международному Дню учителя

Автор  окт 06, 2018 - 168 Просмотров

С 1994 года День учителя перестал быть «плавающим» праздником и с тех пор отмечается 5 октября. «Социальная газета» поздравляет всех педагогов, бывших и нынешних, с профессиональным праздником. Мы желаем, чтобы у вас, многоуважаемые учителя, было как можно больше поводов для гордости за ваших учеников. А вчерашним школьникам, по примеру коллектива «Социалки», предлагаем вспомнить свои детство, юность и замечательных учителей, которые помогли лично вам сделать правильный жизненный выбор и навсегда остались в вашей памяти. 

* * *

Елена Дмитричкова (Платонова), выпускница школы №13 города Куйбышева:
– Оглядываясь назад, на школьные годы, я в первую очередь вспоминаю мою классную руководительницу – учительницу биологии Лилию Михайловну Ошкордину. Про рибосомы и онтогенез спустя столько лет я, пожалуй, мало что скажу, а вот про эту удивительную женщину написала бы роман. В следующем году Лилия Михайловна отметит свое восьмидесятилетие, но она по-прежнему в педагогическом строю. Преподает. Вот уже почти шестьдесят лет. Мы до сих пор общаемся – иногда созваниваемся. Лично ей спасибо за закалку. Благодаря своим качествам – строгая, но справедливая – она давно снискала авторитет среди учеников и коллег.
Со времен моей школьной скамьи и директор в школе всё тот же – Ирина Федоровна Токмань. Вот он – островок стабильности в нашем неспокойном мире. Да и сама школа одна из старейших в Самаре – весной отметила свой 130-летний юбилей.
А вот за мое «наполнение» и хроническую склонность к гуманитарным наукам спасибо учительнице русского языка и литературы Марине Викторовне Ларешиной. То был конец 1980-х – начало 1990-х годов. Непростое время, сгубившее целое поколение. А мы на уроках сами «творили историю» – делали из класса студию: по одну сторону двое ведущих с выпуском новостей, по другую – одноклассники в роли зрителей. А также сочиняли стихи, читали всё, даже детективы. Причем Марина Викторовна, согласно правилам жанра, останавливалась на самом интересном месте.
А учитель истории Максим Олегович Чеков (сам выпускник 13-й школы) вместе с супругой создал школьный театр, сыгравший чуть ли не ключевую роль в становлении нас как личностей. Это было ново, интересно и крайне важно. В начале 1990-х мы искали свое место среди категорий добра и зла на сцене и в жизни.

* * *

Юлия Кочетова (Сумкина), выпускница школы-лицея № 135 (теперь – лицей авиационного профиля), город Самара:
– Моё первое знакомство с классической литературой состоялось во втором классе. Наша первая учительница Елена Анатольевна Кашина читала вслух «Муму» Тургенева. Плакали все. Мальчишки просились вый­ти из класса – хлюпать носом при всех было стыдно. Такого выразительного чтения я с тех пор не слышала. У учительницы был настоящий талант. Ну и, конечно, любовь к книгам. Она смогла передать её нам, своим ученикам.
После окончания школы я поступила в университет, на факультет русской филологии. Считаю, что в этом большая заслуга моей первой учительницы.
Вообще мне повезло с педагогами. Историк Ефим Борисович Натапов, «англичанка» Нелли Сергеевна Кандалова, географ Игорь Николаевич Запяткин, самый лучший на свете физик Иван Дмитриевич, у которого даже такой гуманитарий, как я, начал понимать точную науку, а не тупо зубрить учебник.
К сожалению, я забыла его фамилию. Обратилась к интернет-сайту лицея. И была не просто разочарована, а обижена, потому что там я не нашла ни слова о ветеранах, проработавших в этой школе десятки лет. Разве это правильно? Я думаю, что у школы есть возможность добавить такой раздел на сайт.

* * *

Марина Гончаренко, выпускница школы №96, город Самара:
– Это была строгая немолодая женщина, к своим почти шестидесяти годам сумевшая сохранить женскую красоту и привлекательность. И имя у нее было нешаб­лонное, исконно русское – Варвара Игнатьевна. Учительница начальных классов со стажем чуть ли не в полвека.
Она никогда не сюсюкала с детьми, разговаривала строго и в то же время доверительно – как со взрослыми и умными людьми. Но слушались мы беспрекословно, никто не шумел и не вертелся. На уроках внимали каждому слову, в классе всегда царил порядок. Такую, как Варвара Игнатьевна, ухитрявшуюся без крика, раздражения и нудных нотаций добиться внимания детей, я больше не встречала.
А еще я до сих пор с улыбкой вспоминаю наши театральные постановки. Варвара Игнатьевна увлекалась школьным театром и ставила с нами сказки. Я участвовала в двух – «Морозко» и «Двенадцать месяцев». На школьных показах наши представления проходили «на ура».
У нас был дружный класс. И только с годами я поняла, что связующим звеном была именно Варвара Игнатьевна. Ведь когда мы перешли в среднюю школу, не стало школьного театра и походов, да и одноклассники разбились на враждующие между собой группки. Наступил новый этап – этап взросления. И мы, почувствовав, что из нашей жизни уходит светлый образ школы, тосковали по незабвенной Варваре Игнатьевне.

* * *

Надежда Локтева, выпускница школы №88 города Куйбышева (ныне – гимназия №2):
– Так получилось, что у меня две малые родины: на одной я родилась и живу сейчас, на другой – в городе Уральске, откуда пошли отцовские казачьи корни, – я провела большую часть своего детства. Там же, в Уральске, окончила девять классов в школе №7.
К сожалению, уже нет в живых моей первой учительницы Зинаиды Дмитриевны Приходченко и классной руководительницы в старших классах Марии Николаевны Годыны. А вот Валентина Гурьяновна Ковалева (тогда – Донскова) живет сейчас со своей семьей в Тольятти.
Валентина Гурьяновна преподавала русский язык и литературу. У многих школьные уроки навсегда отбивают интерес к классике, но молодая учительница научила нас не только читать книги, но и мыслить, выражать свое мнение. Я благодарна ей за подаренную любовь к слову, за чувство языка, за вкус к русской речи, что оказало влияние и на мой выбор профессии. И круг наших литературных обсуждений не ограничивался школьной программой. Например, помню классный час, посвященный творчеству Владимира Высоцкого.
Помнятся и другие ее житейские уроки. Валентина Гурьяновна ненавязчиво заводила разговоры и на темы нравственности, этики, дружбы, отношений с окружающими, обращала внимание на внешний вид, давала девочкам советы, касающиеся одежды, прически, манер.
Ну а сдавала выпускные экзамены и получила аттестат я уже в знаменитой «музыкально-математической» 88-й в городе Куйбышеве. Хорошо запомнились ее свободная, демократическая атмосфера, музыкальные вечера, концерты бардов, которых приглашал в школу Исай Львович Фишгойт, работавший тогда завучем. А с учительницей литературы Ириной Владимировной Кармалинцевой мы дружим до сих пор.

* * *

Роман Грамотенко, выпускник школы №144, город Самара:
– В восьмом классе родители перевели меня в школу №144. К учебе у меня интерес отсутствовал, и учить меня чему-либо было крайне трудно – характер я имел не из простых.
Тогда же я познакомился с Александром. Даже один такой ученик в классе, как я или Саша, для учителя – испытание. А нас было двое.
Учительница, грозная женщина с взрывным характером, сажала обоих за первую парту, чтобы мы всегда были на виду.
Как-то раз под конец урока она вызвала Сашу к доске. И пока тот красочно рассказывал ей про «впуклый график», я открыл его тетрадь и на чистом листе нарисовал там... «крылатое непотребство». А над этим непотребством одиноко нависли дата и надпись «Классная работа». За весь урок мы так больше ничего и не записали.
Закончив «произведение искусства», я закрыл его тетрадь и положил на место как ни в чем не бывало. Учительница, которую к тому времени Саня уже порядком вывел из себя, грозно подошла к парте и, едва сдерживая гнев, сквозь зубы процедила: «Ты вообще хоть что-нибудь за урок сделал?» Затем взяла тетрадь и начала листать страницы… Узрев под надписью «Классная работа» то крылатое непотребство, руки у неё затряслись. Смяв в руках тетрадь, она превратила ее в пушечное ядро, которое полетело Сане прямо в лоб. Было очень смешно, но я отчаянно сдерживал смех. А в это время, открыв собою дверь, под крики «Ты урод нечеловеческий» Саня вылетел из класса. В этот момент мышцы моего живота предательски свело. От пронзительной нестерпимой боли я вытянулся во весь рост и захохотал.
– А ты что смеешься? Ты тоже кретин!
Так закончился один из самых ярких и запоминающихся уроков в моей жизни. С Александром мы дружим до сих пор и часто вспоминаем тот случай.
Да, работать с детьми трудно. А учить, особенно тех, кто этому противится, еще сложнее. К счастью, есть много преподавателей, для которых эта профессия – призвание. И я рад, что мне посчастливилось таких встретить. Среди них Раиса Святославовна Сапегина, благодаря которой русский язык и литература мне всегда нравились больше, чем другие предметы.

* * *

Сергей Захаров, выпускник школы №133 (сегодня – гимназия), город Самара:
– Моя родная школа находится на Металлурге. В детстве, в девяностые годы, эта часть Кировского района казалась мне обособленным городком. А поездка на трамвае к бабушке в 15-й микрорайон – путешествием в другой мир.
Границы моего «городка» расширились, когда мне было десять лет. Классный руководитель – учитель биологии Татьяна Александровна, молодая улыбчивая женщина с огненно-рыжими волосами, – предложила нам съездить на экскурсию в исторический центр Самары.
«Ого! Джунгли прямо посреди города!» – воскликнул я, когда вдоль шоссе вдруг появились высоченные деревья. Это была первая остановка – «Ботанический сад». Мы провели там минут сорок. Татьяна Александровна показывала и рассказывала нам о растениях, которые мы прежде видели только на картинках в учебниках.
Но самым сильным впечатлением того дня для меня стала встреча с Чингисханом – точнее, с его восковым «памятником» в краеведческом музее имени Алабина. Там как раз проходила выставка скульптур знаменитых исторических деятелей, и выездной урок провела Татьяна Владимировна Бочкарева – наш учитель истории, благодаря которой этот предмет стал моим самым любимым. Затем я окончил истфак Самарского гос­университета.
К сожалению, я забыл фамилию Татьяны Александровны. После того как мы окончили шестой класс, она уехала в другой город, а нашим классным руководителем стала учительница химии Ольга Юрьевна Варламова, которая и довела меня до самого выпуска.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Октябрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.