Подписка онлайн

Акция

 

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

267 цветов «Радуги»

Автор  нояб 18, 2018 - 161 Просмотров

 

Учимся быть рачительными хозяевами, неравнодушными людьми и внимательными соседями

Эту историю иначе можно назвать «Луч света в темном царстве». Для многих и многих «темным царством» или «черной дырой», куда проваливаются наши деньги, давно уже стало жилищно-коммунальное хозяйство в разных его видах и обличьях: ЖЭУ, тепловые сети, управляющие компании. Но в сфере этой, которая привычно предстает в нищенском рубище, плачется потребителям: ох, не хватает средств на то на се! – и клянчит у государства повышения тарифов, откуда взяться «лучу света»? Очевидно же: изнутри система никогда не реформируется, сама себя с насиженного теплого места не сдвинет. Неужто некому разжать стопудовые клещи ЖКХ?
Есть такая сила – мы сами. Не понурые, измотанные запутанными, непрозрачными отношениями с коммунальщиками жильцы, а собственники, хотя и малюсенькие, но обладающие достоинством граждане. Пример тому – история одного отдельно взятого самарского многоквартирного дома и его жителей.

НА РАЗВАЛИНАХ «ПТС-СЕРВИСа»
Дом №70 на улице Агибалова в Самаре с «лица» всегда выглядел привлекательно, да и офис «Газбанка» придавал зданию импозантность. Но сами жители с горечью называли его последним вагоном уходящего поезда социализма: пока стены дома росли, на ходу меняли проект, и количество квартир с 220-ти выросло до 267-ми.
В 1992–1994 годах, на закате своего существования, трест №11 лепил его из того, что было: двери и в квартирах, и на лестницах вешали из ДВП и ДСП, батареи ставили конвекторные – декорации, а не обогревательные системы… Недоделки и уродливые «заплаты» изначально затмевали радость новоселам. А уж дальше понеслась-покатилась коммунальная вакханалия…
Елена Клейменова – из старожилов. Её семья въехала в дом в 1996 году. И она пережила, кажется, все ее стадии. «Пока двор утопал в мусоре и грязи от строительства соседнего дома и здания РОВД, мы еще терпели. Надеялись: вот-вот наладится у нас отопление, и избавимся мы зимой от хронических простуд… Но двери на лестницах стали слетать с петель, и дом насквозь продувало. Обшарпанные подъезды, разбитые лампочки, сплошной мрак, в котором хозяйничали наглые крысы».
Между тем менялись формы и способы содержания дома – от муниципальных служб до управляющих компаний. И уже на грань коммунальной катастрофы дом поставила печально известная УК «ПТС-Сервис» («дочка» главного самарского поставщика тепла – «Предприятия тепловых сетей»). Разнузданная деятельность этой компании на протяжении пяти-семи лет, наверное, могла бы считаться одной из самых громких коммунальных афер не только в Самаре. В конце 2013-го «ПТС-Сервис» уже вступала в процедуру банкротства, оставив после себя в катастрофическом состоянии не только дом на улице Агибалова. Однако жителям предлагалось заключить договор с УК «ЖКС» – по многим параметрам близкой «родственницей» УК-банкрота.

КОММУНАЛЬНАЯ «РЕВОЛЮЦИЯ» С КОНКРЕТНЫМ АДРЕСОМ
Мрачная тень «ПТС-Сервиса» оставалась столь отталкивающей, что затащить раздраженных, измотанных антибытом жителей в объятия УК «ЖКС» и на аркане было бесполезно. Встал классический вопрос: что делать? Искать на него ответ – это не просто энергично выражать недовольство жилкомхозом. Тут нужна иная энергия – действия, созидание. И она нашлась! И не где-то на стороне, а… у самих жителей.
Присмотримся: в любом дворе есть люди неравнодушные, соседи, которые не замыкаются за дверью собственной квартиры.

Кому они не угодны своей дотошностью, несговорчивостью, требовательностью? Разумеется, управляющей компании. А кому их настойчивость, упорство, целеустремленность нужна? Да всем, кто живет в доме.
В совет многоквартирного жилого дома №70 на улице Агибалова в 2013 году вошли люди абсолютно разные. Что их объединило? Наверное, чувство собственного достоинства. Кое-как существовать в холодных квартирах, смотреть на двор, похожий на помойку, они больше не хотели. Это была своего рода революция в отдельно взятом доме против сложившейся системы бесправия жителей, против равнодушия коммунальщиков – управленцев – и апатии потребителей – собственников жилья. Революция не сокрушительная, а созидательная.
В совет дома вошли Л.В. Кудашева, Л.А. Моисеева, Г.В. Егорова, И.Б. Пухо, Т.А. Демичева. Прошлись по дому: канализация течет, вентили водопроводные держатся на честном слове, по этажам гуляют сквозняки, состояние электропроводки ужасает… От такой «картины маслом» отчаяние могло любую инициативу захлестнуть. Тем более что в отчетах «ПТС-Сервиса» ремонтные работы и там и сям указывались как завершенные.
Последней каплей в этой, казалось, бездонной яме коммунальных проблем стала информация, что дом в плане капитального ремонта стоит на 2023 год. «Не дождемся мы этого счастья!» – от этой горькой фразы у активистов не опустились руки. Напротив – они стали искать путь спасения с утроенной энергией.
От услуг регионального оператора – Фонда капитального ремонта – решено было отказаться. В ту пору правило было железным: спец­счет для взносов на кап­ремонт имело право открыть только товарищество собственников жилья (ТСЖ). А что если…
И хотя глубинное неприятие варягов из управляющих компаний зашкаливало, признание ТСЖ как эффективного способа управления домовым хозяйством все же проходило непросто, порой болезненно. Одних жильцов одолевали сомнения: как бы не пришлось по счетам больше платить, другие опасались бесконтрольности в действиях правления. Активные сторонники ТСЖ, по-соседски общаясь, разъясняли, убеждали осторожных, недоверчивых: выберем ревизионную комиссию, она нам до копеечки все расходы-доходы посчитает. От коммунального отчаяния жители, измученные дрязгами с УК «ПТС-Сервис» и опасавшиеся новой кабалы, согласились с ТСЖ.
Наперекор мрачному состоянию дома и как знак надежды жильцы назвали свое домовое товарищество «Радугой». Председателем избрали Людмилу Александровну Моисееву. Нет, к ремонтно-строительной сфере она отношения не имеет. Педагог по образованию, работала заместителем директора педколледжа. Одна из жительниц дома. Как ни простенько звучит такой статус, но на собрании он стал решающим: уж коли вытаскивать дом из трясины предстоит самим, то и рулевым должен стать не специалист со стороны, а сосед по подъезду, у которого, как у всех, батареи холодные, трубы ржавые…
В конце 2013 года новорожденное ТСЖ обосновалось в каморке без окон в одном из страшноватых подъездов. Все имущество – конторский стол. Так начиналась «Радуга».


Грязные следы прошлого стирают с улыбкой! И теперь дом не узнать.

 

…И ЧЕРТОВА ДЮЖИНА ГАРАЖЕЙ
Ноябрь 2018 года. Все тот же дом, построенный на закате социализма. Только помолодевший лет на двадцать. И способный благоустройством, комфортом двора дать фору современным кварталам в центре города. Это не каменные депрессивные джунгли так называемого Европейского квартала или адская теснота между многоэтажками на улице Степана Разина. Тут газоны, клумбы, яркая площадка для детей, скамейки в уголках отдыха для самых старших жителей… Чистота словно и не самарская. Идеальный асфальт на проезжей части и на тротуаре. Работающий шлагбаум на въезде.
В каждом из пяти ухоженных подъездов – с современной плиткой на полу и пластиковыми дверями – для солидности не хватает только консьержки. Но ее точно не будет. Не до жиру. «Радуга» живет по средствам. Здесь каждый рубль на счету и на виду. Потому что преображением своим дом обязан не волшебникам с тугой мошной, а своим хозяевам – жителям. Это их платежи – за содержание и на текущий ремонт (стандартные пункты ежемесячного счета за услуги ЖКХ) и взносы на капремонт – позволили за пять лет поднять дом (конечно, еще не до конца) со дна коммунальной катастрофы. И никаких дополнительных сборов-поборов, чего некоторые опасались.
«Какая консьержка? – не хочет отзываться на шутку председатель ТСЖ. – Нам лифты заменять нужно. По два в каждом подъезде. Это огромные деньги… Вот о чем голова болит, а не о консьержке».
Укор Людмилы Александровны обоснован. Восторги по поводу преобразований, которые нон-стопом идут в доме и вокруг него все пять лет, – неужели такое возможно своими силами? – присущи гостям или прохожим. Для ТСЖ, его правления – это в прямом смысле безразмерный труд и периодические испытания на стойкость.
С самого сурового испытания и началась жизнь «Радуги». Второго января 2014 года, когда ТСЖ еще и месяца не исполнилось, случился пожар в электрощитовой одного из подъездов. Недели три подъезд оставался без электричества. Справится ли нищее в то время товарищество с бедой? Не исключено, что были такие силы, которые в условиях форс-мажора предвкушали разлад и шатание в рядах ТСЖ и ждали, что вернутся горе-собственники и станут просить: возьмите нас на обслуживание…
Но «Радуга» выстояла! Аварию устранили и во всем подъезде поставили современные электросчетчики и датчики для экономии электроэнергии. «И ни с кого из нас ни рубля не взяли за непредвиденные работы, – уточняет Елена Клейменова. – И люди увидели и поверили в действенность ТСЖ».
Таким драматичным вышло «боевое крещение» для Моисеевой и ее единомышленников.
Если даже бегло перечислять все сделанное «Радугой» за пять лет, то выйдет сухой отчет, за которым не увидишь подлинную жизнь товарищества, не поймешь тот нерв, который управляет каждым его шагом. А о том, как умно и рачительно тратят в ТСЖ деньги, собираемые на капитальный ремонт, стоило бы рассказать отдельно. Для «Радуги» взносы на капремонт – не вынужденный оброк, а реальный шанс возрождения дома.
В первую очередь здесь всем соседским миром признали: главная беда – внутренние инженерные сети и теплоузлы, что на ладан дышат. Надо их заменить новыми – мощными, надежными. Нашли хороших подрядчиков, согласных на вложение собственных средств, пока в ТСЖ копятся ежемесячные взносы. Так и оплачивают работу несколькими траншами.
Но не одной финансовой самостоятельностью сильно ТСЖ. Руками самих жителей – тоже. Сколько сделали члены товарищества своими силами, наверное, можно посчитать и в руб­лях. Но по зову председателя они выходили убирать мусор, сажать цветы, саженцы деревьев, очищать двери подъездов, белить и красить. И не потому, что жалко им было скинуться руб­лем и нанять рабочих. Когда и дом, и двор твой, то весомее экономии становится стремление своими руками сделать собственное жизненное пространство удобным, приятным глазу, поднимающим настроение. И даже владельцы тринадцати нелегальных гаражей, что годами как гигантские кочки на болоте торчали во дворе, уразумели свою неправоту и очистили двор от железа.


Согревает не только горячий чай, но и общий труд.

 

КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО
Только не надо видеть ТСЖ как форму управления домовым хозяйством в одном розовом свете и воспринимать как панацею от коммунальных бед: стоит зарегистрировать устав, оформить все документы, и механизм заработает как часы…
Товарищество собственников жилья состоит из множества людей – разных, непохожих: спокойных и экстравагантных, доброжелательных и скептиков, жестких и покладистых… И, как в любом сообществе, всегда есть довольные и недовольные. Но корневое его отличие в том, что в ТСЖ каждый может высказываться по всем вопросам, предъявлять претензии, потребовать объяснений. И, в отличие от ЖЭУ или УК, его услышат. Не отмахнутся: мол, денег нет, не выставят же они забор из постановлений, распоряжений и приказов. В «Радуге» председатель правления в прямом смысле доступен днем и ночью – хоть по телефону звони, хоть по-соседски в дверь ее квартиры постучи.
В ТСЖ выгодно быть активными. Команда, ведомая Людмилой Александровной Моисеевой, – участница чуть ли не всех городских конкурсов и программ по благоустройству. И в каждом – в числе лидеров! Награды – весомые.
Например, победа в конкурсе «Двор, в котором мы живем» позволила заасфальтировать немалое дворовое пространство, построить детскую площадку. За лидерство в программе «Комфортная среда» «Радуга» получила возможность обу­строить вход в каждый подъезд пандусом, облагородить отмостку по периметру всего здания.
Ремонт первых этажей в доме провели тоже благодаря участию жителей в общественной жизни Самары.
Гражданскую активность жителей дома поддержал Александр Борисович Фетисов, когда был депутатом городской Думы по Железнодорожному округу, замечают члены правления. ТСЖ – благодатная почва для ростков инициативы, полезной и абсолютно добровольной деятельности.
В ТСЖ каждый имеет право. Даже когда не прав. И такое случатся, потому что человек быстро привыкает к хорошему и желает лучшего: а вот в соседнем подъезде убирают чище, чем в нашем… Отвечай, председатель, и на эту претензию.
В доме 267 квартир – как 267 красок «Радуги». В одиночку не всякий цвет ярок, но множество красок преображают хмурый день. Так и на улице Агибалова подлинное товарищество собственников – соседей-союзников – преображает дом. И собственную жизнь тоже.

Нина АЛПАТОВА.
Снимки из архива ТСЖ «Радуга».

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Декабрь 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.