Подписка онлайн

Акция

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Откуда приплывают «Синие киты»?

Автор  янв 26, 2019 - 486 Просмотров


Многие проблемы воспитания можно было бы решить, если бы родители пытались слушать и слышать своего ребенка…
Фото – фотобанк “Лори”

 

Как неординарный подход в своей работе помогает школьному психологу находить контакт с детьми

Недаром говорят, что мир держится на энтузиастах. Даже представить сложно, что стало бы с родом человеческим, если бы во все века не находились неравнодушные люди, готовые отдать любимому делу свои силы, время и знания? Психолог самарской школы №53 Анжела Небаева – именно такой человек. Нестандартно мыслящий и всей душой переживающий за своих подопечных – школьников.

ТАКОЕ ТРУДНОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ…
Она считает, что дети в современном мире испытывают сильнейшие стрессы, которые усугубляются непониманием и отчуждением в семье. В итоге мы имеем то, что имеем, – всплески агрессии в школе и в дворовых компаниях, подростковую преступность и случаи суицидов.
С такой же трагедией недавно довелось столкнуться и мне, автору этих строк. Несколько месяцев назад погиб четырнадцатилетний подросток, единственный сын моих знакомых, шагнув из окна многоэтажки. По отзывам родных и друзей, он был нормальным и вполне успешным подростком, хорошо учился, собирался поступать в аэрокосмический университет.
Почему он так поступил, что его мучило и беспокоило? Сегодня над этими вопросами безуспешно бьются и родители, и следователи. Свидетели из дома напротив рассказывают, что роковой шаг мальчишка сделал, поговорив с кем-то по телефону. После его падения рядом с окном остался лежать рюкзак с учебниками, ведь он собирался пойти в школу…
Да ведь и «керченский стрелок» появился не случайно. Не в одночасье парень стал убийцей детей и педагогов. Эти мысли в нем зрели и крепли годами. И какая доля в его окончательном решении взять в руки оружие и пойти убивать отводится плохим отношениям с однокурсниками, какая – непониманию в семье, а какая – влиянию виртуальных вербовщиков, теперь уже не разобраться. Свою переписку в интернете парень стер, не оставив следов.

КАК ЛИЧНОЕ СТАНОВИТСЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ
Но если беду можно предупредить, то это обязательно нужно сделать. И от обычного школьного психолога тут тоже многое зависит.
– Правда, только одни книжные премудрости помогают отчасти, еще нужны жизненный опыт и мудрость, – считает Анжела Геннадьевна. – Несмотря на то, что училась я блестяще и считала себя опытным психологом, настоящим специалистом стала гораздо позже.
Толчком послужил личный опыт. У нашей героини есть взрослая дочь и муж-военный, за которым она как за каменной стеной. Когда единственная дочь подросла, все чаще стала возникать мысль сделать в этой жизни что-то доброе. Решили с супругом взять сироту на воспитание. Так они стали приемными родителями четырехлетнего мальчика. Но когда Анжела Геннадьевна, дипломированный психолог, легко дающая рекомендации другим родителям, столкнулась с педагогическими проблемами в воспитании собственного сына, она растерялась.
– Я просто не знала, как его успокоить, когда он злился. Выяснилось, что ни теоретические знания, ни опыт воспитания дочери не помогают, и я побежала к коллегам. Прошла тренинг эффективного родительства, и стала внимательнее всматриваться в сына. И знаете, это помогло. Поняла главное – надо уметь слушать и слышать ребенка, чтобы понимать его потребности. Ведь в большинстве семей родители и дети живут параллельной жизнью. Мамы погружены в заботы по хозяйству, в работу, в разговоры с подругами, сидят в социальных сетях, не слушая того, что говорит им собственный ребенок. Даже на детских площадках нередко можно увидеть такую картину: мамы о чем-то болтают между собой, а малыши теребят их, безуспешно пытаясь обратить на себя внимание. Дитя накормлено-напоено, одето-обуто, что еще нужно? А о том, что у ребенка могут быть свои маленькие переживания, радости, открытия, свои приключения и интересные истории, которыми ему важно поделиться, отцы и матери или не хотят знать, или на это не хватает времени. Увы, с возрастом равнодушие только усугубляется.
Однажды старшеклассница, которая давно подозревала, что мама не слушает её, о чем она говорит, хотя и отвечает ей общими словами «хорошо», «понятно», «молодец», решила проверить родительницу «на вшивость». И когда вечером мать спросила у дочери, что у нее в школе новенького, та спокойно сообщила ей, что беременна. И услышала в ответ привычное: «Да-да, хорошо…»

ВЫРАСТИТЬ ИЗ «ТУПИЦЫ» ГЕНИЯ
– В большинстве своем проблемы детей кроются в проблемах их отношений с родителями, – убеждена Анжела Геннадьевна.
И рассказывает, как она пыталась пообщаться с трудными подростками, болтающимися по вечерам в их дворе. Ей удалось разговорить ершистых тинейджеров, и они начали раскрываться, делиться наболевшим.
«Почему я здесь сижу? – переспрашивает девчонка с выкрашенными в какой-то немыслимый цвет волосами. – А мне идти больше некуда. Домой? А дома меня никто не ждет. Там мать с любовником, которой я мешаю жить, она меня гонит и говорит, что я уже взрослая, мне уже шестнадцать лет, хватит у нее на шее сидеть, пора себе мужика искать, который будет меня кормить».
«Здесь мы находим друзей, здесь нас понимают, а не орут и не проклинают, как дома, – вторит ей подружка с сигаретой в руках. – Здесь мы хоть кому-то нужны».
Скажете, а может, эти дети и в самом деле заслужили порицание родителей? Из-за своей лени, слабой учебы, плохого поведения? Но тут уместно вспомнить пример изобретателя Томаса Эдисона, который, будучи ребенком, тоже плохо учился, был заторможенным, из-за чего заслужил в школе прозвище Тупица. И однажды учитель дал мальчику письмо, попросив передать его матери. Мать зачитала сыну письмо, из которого следовало, что учитель просит забрать мальчика на домашнее обучение, поскольку он гений, а в школе нет достаточно талантливых педагогов, чтобы обучать его…
С тех пор Эдисон учился на дому. И только спустя много лет, после смерти матери, будучи уже прославленным ученым, он нашел то самое письмо и прочитал в нем совершенно другое: «Заберите своего сына, он идиот, не достойный учиться в нашей школе». Вот так мать своей любовью и верой в сына сумела вырастить из него, отстающего, гения.

В СЕМЬЕ МОЖНО ЖИТЬ ДУХОВНЫМ СИРОТОЙ
Сейчас родителями становится поколение конца восьмидесятых – начала девяностых, которое называют потерянным. Потому что их собственное детство пришлось на период ломки государства и безвременья, когда от страны откалывались некогда братские республики, разваливались сельское хозяйство и промышленность, когда их родители, чтобы хоть как-то прокормить семью, были вынуждены трудиться от зари до зари. Не до воспитания им было, лишь бы выжить. И детей воспитывала улица, воспитывал телевизор. Вот мы и пожинаем сейчас плоды того псевдовоспитания. Спрашивается: как современные молодые люди могут стать хорошими папами и мамами, если они росли, предоставленные самим себе? В этом и кроется беда многих семей. Отсюда и депрессии, и ощущение бессмысленности собственного существования у подростков. Они чувствуют себя незначимыми и никому не нужными. Даже собственным родителям. Ведь можно жить в семье и при этом быть духовным сиротой. Такие дети легко поддаются на провокации опытных манипуляторов, которые вербуют подростков в свои организации, подталкивая к чему-то нехорошему и опасному.
– Что такое «Синие киты»? – рассуждает Анжела Геннадьевна. – Одна из нашумевших групп в интернете, названная «группой смерти», которая предлагала членам своей организации выполнять разные трюки и задания, последним из которых должно быть само-убийство. Такая вот «игра». Удивительно, что её организаторами оказались не взрослые циничные дяди из-за бугра, а такие же подростки, как и те, кого они вербовали.
Нелюбимые дети с искалеченной психикой, злые на весь белый свет, они как будто мстили за что-то миру, подталкивая своих ровесников к роковому шагу, романтизируя тему смерти, повторяя, что здесь, на земле, их ничто не держит, и обещая им после самоубийства райское блаженство на небесах. Вот так одни моральные кале-ки губят других.
Как этому противостоять? Как спасти, удержать от тлетворного влияния и рокового поступка хотя бы тех детей, которые рядом с тобой, которые учатся в той школе, где ты работаешь? И Анжела Геннадьевна при поддержке администрации школы решила создать подростковый клуб. Но трудных подростков привлечь к добровольным занятиям с психологом сложно – они неохотно идут на контакт. Пришлось построить занятия в игровой форме. Она пригласила школьников поиграть в настольную игру, по ходу которой дети раскрываются и начинают искренне общаться со взрослыми, «проговаривая» те проблемы, которые их сильно мучают. Такие игры помогают общаться на равных и снимают напряжение, а потом наступает очередь разговоров по душам.
– Неталантливых детей не бывает, – уверена психолог. – Главное – раскрыть талант и помочь ребенку поверить в себя. Необходимо проявлять искренний интерес к ребенку, а также учить его мечтать, ставить перед собой задачи для достижения цели и планомерно их решать.
Наглядный тому пример – история ее подопечной, девочки с низкой самооценкой, разочаровавшейся в сверстниках, с которыми не получалось построить отношения. Она не верила в собственные способности и в свою значимость. Ей казалось, что ничего хорошего в ее жизни не произойдет – так и будет тянуться череда неудач.
Сначала психолог попросила проанализировать, что девочке нравится в ее жизни, а что – нет. Поначалу количество минусов зашкаливало. Потом они попробовали какие-то минусы превратить в плюсы, найти что-то полезное или позитивное в том, что девочке не нравилось. И поэтапно начать исправлять те минусы, которые явно мешали жить.
Занимаясь с психологом, школьница постепенно поверила в себя, начала больше читать, заинтересовалась наукой, стала хорошо учиться, причем улучшила успеваемость самостоятельно, не прибегая к помощи репетиторов. Каждое ее маленькое достижение психолог старалась отметить, похвалить и поддержать. Сейчас эта молодая девушка стала совершенно другим человеком. У нее изменились взгляды на мир, другими стали интересы и круг общения, она с уверенностью смотрит в будущее.
– В какой-то момент стало понятно, что множество детских проблем можно было бы избежать, работая с родителями. Так родился еще один проект нашей школы – игровой клуб семейного досуга, где дети имели возможность проводить время совместно с родителями. Позже в рамках работы этого клуба открылся родительский университет.
Все началось с занятий для родителей дошколят. В 53-й школе, как и во многих других, ведут подготовку будущих первоклашек. И родители, приводя детей на занятия, несколько часов ждали их в коридоре. «А зачем просто так сидеть?» – подумала Анжела Геннадьевна и предложила мамам в это время тоже учиться.
Начали разговор о разных стилях воспитания, о их плюсах и минусах, делились своими жизненными историями, разговаривали на педагогические темы, спорили, размышляли, делали выводы. Такие беседы родителям понравились, сблизили их. Подружились и дети, так что в первый класс ребята пошли как дружный коллектив.
По словам родителей, занятия в родительском университете благотворно повлияли на отношения в семье, помогли им лучше понимать детей и анализировать собственные поступки.
– Мне интересно, какими вырастут дети в этих семьях, – делится психолог. – Как пройдет период взросления, получится ли избежать типичных подростковых проблем? С мамами мы решили продолжать наши встречи и дальше. А вот как это поможет ребятам – покажет жизнь.

Марина ГОНЧАРЕНКО.

Другие материалы в этой категории: « Газовики с большой дороги Деньги в окно »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Июнь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.