Подписка онлайн

Акция

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Матвей Шенкман. Последний приют

Автор  янв 26, 2019 - 359 Просмотров

«В 2018 году «Социалка» писала, что поисковики Свердловской области нашли на Урале останки первого директора Куйбышевского авиазавода №18 Матвея Шенкмана и членов экипажа самолета, на котором он летел в Нижний Тагил в мае 1942 года. Тогда прозвучало предложение перезахоронить останки в уже существующий мемориал на Городском кладбище Самары. И чем же дело закончилось?» – интересуется наш читатель Геннадий Стрекалов.

Матвей Шенкман.

Материал о легендарном авиа­конструкторе «Прерванный полёт» вышел в «Социальной газете», в №14 от 7 апреля 2018 года. Напомним: свердловские поисковики три года работали на Шайтан-горе близ Нижнего Тагила, куда врезался самолет, на котором летел Шенкман. А в ходе одной из таких экспедиций им помогали и самарцы. Среди прочего был найден и орден Ленина за номером 7319, которым Матвея Шенкмана наградили в 1941 году за выпуск «летающего танка» – штурмовика «Ил‑2».
Так что никаких сомнений в том, кому принадлежат найденные останки, не было. Хотя еще в конце мая 1942 года в Куйбышеве прошли торжественные похороны Шенкмана и тех, с кем он летел. Причина в том, что в мае того года на Шайтан-горе лежал почти полутораметровый слой снега. Естественно, те, кому тогда поручили собрать останки жертв авиакатастрофы, вряд ли бы смогли в неблагоприятных погодных условиях полностью выполнить поставленную перед ними задачу. Поэтому, очевидно, и хоронили всех в закрытых гробах.
Найденные современными поисковиками останки перенесли в одну из местных церквей. А руководитель свердловского отряда Александра Ванюкова предложила самарским следопытам выступить с инициативой подзахоронения останков в уже существующий мемориал в нашем областном центре. Но, увы, не сложилось. В итоге последним приютом для авиаконструктора стала воронежская земля, где 22 июня 2018 года в парке Патриотов Воронежа в братской могиле были погребены 29 красноармейцев – защитников города в годы Великой Отечественной войны. Вместе с ними был предан земле и небольшой символический гроб с фотографией Матвея Шенкмана на крышке.

Найденный орден.

А для участия в торжественной церемонии воронежские авиастроители доставили из Новосибирска легендарный самолет «Ил-2», который почти семьдесят лет пролежал в болоте под Мурманском. Сибирские реставраторы поставили его на крыло, и в момент похорон он кружил над парком Патриотов, как бы отдавая почести своему создателю.
Но наш город все-таки отметился в этой истории. В конце прошлого года в Самаре нижнетагильским телевизионщикам вручили приз ТЭФИ. Они удостоились награды за 75-минутный документальный фильм «Шенкман. Последний полёт», рассказывающий и о самом Матвее Борисовиче, и о его «летающем танке» «Ил-2», и о поисках на Шайтан-горе разбившегося экипажа самолёта, на котором летел Шенкман.

Аркадий СОЛАРЕВ.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Май 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.