Транспортная недоступность: когда сельский автобус – роскошь для малых сёл

Жители малонаселённых деревень выживают без общественного транспорта, чаще уповая на добрых соседей-автомобилистов. Добраться из отдаленной точки губернии до Самары, не имея личного автомобиля, – тот еще квест.

Билет в один конец

Фото: socgaz.ru

Живой уголок
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Жителям станции Шелашниково Шенталинского района, можно сказать, крупно повезло – их с «большой землей» связывает железная дорога. Станция доживает свой век. Из местного населения осталось всего несколько человек, но и они нуждаются в продуктах, хотя бы изредка посещают врачей и встречаются с родственниками. А зимой к ним ни один автомобиль не проедет, поэтому одна надежда на железнодорожный транспорт.

Но так везёт далеко не всем обитателям глубинки. Жители села Большое Алдаркино Борского района из Самары до райцентра добираются без труда – на проходящем поезде или на маршрутке с автовокзала. Однако дальше автобусов нет. Подбросить готов частник на личном легковом автомобиле. Как правило, он и выручает – его местные давно уже знают в лицо.

Наши подписчицы из села Федоровка Богатовского района поделились радостью: с 22 июня запустили автобус по маршруту, связывающему их населенный пункт с райцентром. Правда, ходит он всего один раз в неделю – по средам. В семь утра автобус выезжает в Богатое из поселка Центральный, через десять минут – из Федоровки, еще через десять минут – из Печинено. Но в Богатом автобус долго не стоит – уже в 11 часов он отправляется в обратный путь.

– Конечно, за столь короткое время мы все дела переделать не успеваем, но хотя бы в одну сторону теперь можем добираться без проблем, не стоим на трассе в ожидании попутки, – говорят местные пенсионерки.

– Во времена СССР от нас до Куйбышева три раза в день ходил рейсовый автобус. А сейчас сельчанам нужно идти на шоссе, останавливать мимо проезжающий транспорт и с пересадками добираться до областных больниц – в онкодиспансер, в глазную клинику, в кардиоцентр… Я бы и рада сидеть дома, но в силу болезни вынуждена то и дело ездить на лечение. И каждый раз – на чем придется, – с горечью написала нам 81-летняя Вера Павловна из села Дубовый Умёт Волжского района.

– У нас автобуса до райцентра нет. А на такси не наездишься – 900 рублей берут за поездку, – рассказывает Айгуль из села Кобзевка Большеглушицкого района.
На фоне историй отрезанных от цивилизации сельчан рассказ Владимира Николаевича Казарина из Самары, проводящего лето на даче в Кануевке Безенчукского района, звучит как приятное исключение.

– Проблемы у села, конечно, есть. Меня, например, как и многих, беспокоит закрывшееся почтовое отделение, где прежде пожилые люди оплачивали «коммуналку». Но на транспорт жаловаться грех, да и дорогу местные власти хорошую сделали. Из Самары до Безенчука мы добираемся на электричке, а до своей дачи – на рейсовом автобусе, он ходит трижды в день в обе стороны. Стараемся продумывать маршрут, чтобы не ждать долго. Хотя места для ожидания имеются, и от непогоды есть, где укрыться, – говорит Владимир Николаевич.

Конечно, хочется, чтобы транспортная доступность была и в периферийных малонаселенных деревнях. Но в нынешних реалиях охватить их все маршрутной сетью нереально, потому что нерентабельно. Муниципалитет заключает контракты с перевозчиками, однако никто не пойдёт на убыточные маршруты, не приносящие прибыли. Ну какой резон автопредприятию отправлять автобус за тридевять земель по грунтовой дороге за парой старушек? Никакого. Разве что местный бюджет субсидирует затраты, но было бы откуда, ведь в муниципальной казне каждая копеечка расписана – сколько по сусекам ни скреби, больше не станет.

Возможным выходом могли бы стать рейсы по требованию. Допустим, жители деревни сообща выбирают максимально удобный для всех день, когда им нужно попасть в райцентр. Утром автобус доставил бы их в одну сторону, а после обеда или вечером (как договорятся) привезет обратно.

А ещё в Самарской области много мест, интересных туристам. Все больше становится предложений от частников из глубинки, предлагающих отведать сыры собственного производства, прикоснуться к сельской жизни, пообщаться с животными, покататься на лошадях, поводить хороводы и поиграть в народные игры. Немало подобных точек притяжения объездили и журналисты «Социалки». Однако всякий раз их владельцев ставил в тупик простой вопрос: «А как к вам добраться без личного транспорта?» Оказывается, никак. Одна надежда на свое авто или на турфирмы, которые, собрав группу, организуют трансфер.