Подписка онлайн

Акция

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Головой в небе, ногами на земле…

Автор  март 02, 2019 - 378 Просмотров


Создатели «Русского дома» в Романовке Юрий и Ольга Землянкины.

 

АИСТЫ НА КРЫШЕ
От школы в Романовке хорошо виден дом с аистами на крыше – это и есть музей русской культуры «Русский дом». Аисты, конечно, деревянные – в наших краях эти птицы не водятся. Но остальное всё настоящее – и резьба с солярными знаками, и фигурные санки под навесом, и походный кузнечный горн с мехами во дворе, и целый куст железных роз, выкованных выпускниками. И даже маленькие «кукольные» печки, стоящие в мастерской, не игрушки, а действующие макеты, изготовленные детьми на занятиях. Их можно топить щепками.
– Ведь как наши деды? – рассуждает руководитель «Русского дома» педагог дополнительного образования Хворостянского детского Дома творчества Юрий Землянкин, энергичный, стремительный, с заразительным смехом. – Они приходили на пустое место с топорами, с лопатами и строили себе деревню. Без магазинов, без «Леруа», из того, что есть вокруг. Вот и мы стремимся к тому, чтобы наши ученики, окончив школу, могли построить себе дом, чтобы были не потребителями, а созидателями. И это, на мой взгляд, должно быть в учебной программе. Но для этого нужно целеполагание государства. Ведь важно, что мы строим, какую Россию? Если общество потребления, то можно обойтись и без этого, а если свою страну строим, тогда нужно, чтобы мы сами всё могли делать...
Слово «целеполагание» – вообще очень важное в мировоззрении Юрия. Он уверен: всего можно добиться, любые трудности преодолеть, если знать, зачем, ради чего. Если заниматься любимым делом, гореть им, не делить жизнь на работу и «после работы». В этом его убедил собственный опыт, когда начинать с нуля, уже после сорока лет, пришлось очень многое, круто переменив свою жизнь.

КРУТОЙ ПОВОРОТ
Сюда, в село Романовка Хворостянского района, Юрий переехал из Новокуйбышевска. До этого работал на автокране, затем дальнобойщиком. И как-то подвозил попутчика в село в Нижегородской области, недалеко от Полховского Майдана, известного своими народными промыслами. Разговорились, и тот пригласил его в гости к своим родственникам, в мастерскую, где точат и расписывают матрешки.
Юрий увидел – и «заболел» этим делом: полхов-майданская, городецкая, хохломская роспись, семеновская резьба... Организовал в Новокуйбышевске выставку нижегородских мастеров, стал резать по дереву, расписывать разделочные доски, скамейки. А потом и вовсе решил посвятить себя ручному ремеслу – устроился на работу в домоуправление и стал украшать дворы. До сих пор кое-где на детских площадках в Новокуйбышевске сохранились его резные песочницы и скамейки, беседки и сказочные избушки, сделанные из спиленных сухих деревьев.
«Некоторые жильцы считали, что я на этом громадные тысячи зарабатывал, – вспоминает он. – А у меня зарплата была копеечная. Зато когда свое дело почувствовал, работать мог сутками. Меня с работы ночные сторожа выгоняли – до четырех часов утра в цехе расписывал доски для скамеек и песочниц».
Летом на Грушинском фестивале делали с единомышленниками «Город мастеров» – под навесом, сшитым из «сахарных» мешков, учили мальчишек и девчонок строгать, пилить, резать по дереву...
Потом была мастерская в подвале школы-интерната «Перспектива», куда Юрия взяли рабочим. Ребята там были трудные, с задержкой развития, и школьный психолог посоветовал заниматься с ними ручным трудом, чтобы те не маялись от безделья. Но из подвала его «попросили» пожарные – помещение по плану не было приспособлено под мастерские. Вот тогда он и решился перебраться в Романовку, куда приезжал раньше проводить мастер-классы для детей из местной школы.
Из родных его выбор приняла, пожалуй, только мать: мол, раз тебя Бог благословил талантом, делай как знаешь.
Отец же до последнего не мог примириться с тем, что сын бросил нормальную, денежную работу и уехал заниматься непонятно чем в деревню, ведь он сам в молодости с трудом вырвался из села в город. И, увы, распалась и его прежняя семья. Не всякая жена способна смириться с подобной «блажью», да и взрослые дети отнеслись к затеям отца без восторга.
В Романовке под мастерскую Юрию Землянкину отдали бесхозную разрушающуюся избушку рядом со школой. Поправил, соорудил пристрой, разобрав для этого свой дачный домик на участке возле Новокуйбышевска. Районные власти провели отопление, электричество.
Пришлось получить и педагогическое образование – окончил Хворостянский техникум. Вместе с супругой Ольгой – единомышленницей, с которой он встретился уже здесь и с которой теперь вместе ведет кружки и мастер-классы для детей в Романовке, а также в Новокуровке и Елани. Ольга занимается плетением из лозы, из бисера, ткачеством, вязанием, кружевоплетением на коклюшках, а Юрий – кузнечным делом, столярным, слесарным ремеслом.


Романовские школьники Артем Дубовицкий и Дэвид Ганбаров прибежали в мастерскую после уроков.

 

«ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ, ЗДЕСЬ РУСЬЮ ПАХНЕТ»
Табличка с этой пушкинской цитатой встречает гостей у входа в мастерские. Другая, на стене избы-музея, гласит: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». А ещё у входа висят небольшие настоящие колокола. Ведь одна из комнат избы – настоящая домовая часовня, именуемая комнатой Богородицы. Здесь даже службы служат – приезжает батюшка, приходят верующие сельчане. Среди дорогих сердцу реликвий – камень из Иерусалима, который Юрию привез товарищ, подобравший его на дороге, по которой ходил ­Иисус с апостолами...
Что же касается музея, то назвать его так язык не поворачивается – глаза разбегаются, но нет здесь ни бутафории, ни экспонатов за стеклом. Всё живое. Даже на маленьких ткацких станочках – начатая работа: пояса, тесьма, половички. В сундуках, покрытых яркими вязаными накидками, хранятся разные нужные вещи. Один, например, полон деревянных колодок для валяния валенок. А в люльке, сплетенной из лозы Ольгой, раньше нянчили внучку Юрия, пока не подросла.
В печи в чугунке варится пшенная каша с тушенкой, к аромату которой принюхивается полосатый кот Мурзик. А на полати, устроенные под потолком между печкой и стеной, девчонки из местной школы любят забираться с рукоделием или слушать оттуда выступления иногда приезжающих сюда поэтов и музыкантов – баянистов, гусляров, фольклористов, бардов. Ведь друзей у «Русского дома» много. Ребята и педагоги не раз участвовали в работе «Фольклорной деревни Берестечко», что проводится каждое лето на Самарской Луке, в фестивалях, конкурсах, принимали у себя множество гостей, даже волонтеров из Германии.
А уж школьники приезжают на экскурсии целыми классами и из окрестных сел, и из соседних районов, и из Самары. Юрий показывает фотографии с мастер-классов по кузнечному делу, по резьбе, по ручному ткачеству. В теплое время года, например, рукодельные посиделки можно устраивать прямо на открытом воздухе – расстелили у забора большой ковер, расселись дети, мамы... А уж строгают, пилят, куют здесь даже девчонки, причем с большим удовольствием.
Особенная гордость для ребят – сделать своими руками что-нибудь полезное, будь то дверная ручка, собачья конура или деревянная ракетка для настольного тенниса. Например, разделочные доски в форме рыб – сказочных щук, окуней, ершей – тоже придумали дети для папы-рыбака.
Ученики Новокуровской школы изготовили на занятиях удобные скамейки – чтобы ждать на них школьного автобуса после уроков. А для малышей Юрий напилил из обрезков кубики, из которых они собирают и многоэтажные дома, и даже сказочные замки, ведь это тоже развивает инженерно-конструктивное мышление.
«Дед у меня в свое время был двадцатипятитысячником, его отправили в деревню заниматься ликвидацией неграмотности, – рассказывает Юрий Землянкин. – До революции он служил артиллеристом в царской армии, а это были очень грамотные, образованные люди, хорошо знали баллистику, химию, математику – нужно было уметь рассчитать заряд, траекторию... Организовал школу в Карловке, а дети туда не идут. Вот и решили кормить детей завтраками. Время хотя и голодное, но немного пшена, маслица можно было найти, чай заварить, хотя бы травяной. И родители сразу: идите, там вас хоть накормят! И школа битком стала – учились и старшие, и младшие в одном классе.
Вот и получилось, что дед учил писать, а я учу строгать. А тогда это не вопрос был – строгать, пилить, копать, плести лозу, ткать холсты умели все... Теперь же перекос в обратную сторону, – считает Юрий. – Но должно быть гармоничное образование. Надо, чтобы с детского сада с детьми занимались, развивали их способности и таланты, давали возможность понять, что им нужно в жизни и как претворить мечты в реальность. Ведь даже сложности идут человеку на пользу, открывают возможности, чтобы расти, становиться сильнее, мощнее, красивее, понимать такие вещи, которых раньше он не понимал. Надо просто глаз настроить, самого себя так настроить, чтобы жить головой в небе, а ногами на земле. Делать добро, жить для людей, для мира. И тогда ты будешь везде как дома».

Надежда ЛОКТЕВА.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО.

Другие материалы в этой категории: « Человек из поколения писем Она кормила Кастро »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Май 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.