Включили печки: В общественном транспорте Самары становится тепло

На этой неделе синоптики хоть и не прогнозируют заморозков в ночные часы, днем довольно прохладно – температура варьируется от +4 до +7 градусов Цельсия. Чтобы перевозки общественным транспортом были комфортными, с учетом погодных условий и обращений пассажиров, на профильных предприятиях сейчас одним из важных видов деятельности является завершение пуска отопительных систем и постоянный контроль за бесперебойностью их работы. Сегодня руководство городского профильного Департамента оценило ход актуальных сезонных работ в городском трамвайном депо на улице Мичурина.

Фото: Администрация г. Самара

Городская среда
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

В МП «ТТУ» подготовка к холодному сезону началась еще в конце прошлой весны – начале лета. Закупили новые тэны, уплотнители для дверей, проводку, предохранители, крепежные детали и др.

Отметим, что обычно включение тепла в подвижном составе, как и в жилых домах и учреждениях, производится поэтапно – по мере того, как завершаются все необходимые процедуры, чтобы транспорт полноценно функционировал в осенне-зимних условиях.

«Как говорится, «готовь сани летом». Чтобы плотно прилегали двери и в целом все задействованные в пуске тепла механизмы и электрооборудование были приведены в порядок, организуем дефектацию. То, что пришло в негодность, своевременно заменено. Это необходимо не только для того, чтобы в салонах было тепло, но и в целях предотвращения возникновения короткого замыкания на линии или возгорания. Отремонтированы радиаторы, установлены дополнительные высоковольтные предохранители, обновлены тэны для конвекции воздуха в салоне и нагревания стекол, чтобы не запотевали. Выполнены необходимые настройки оборудования и другие регламентные работы. Дал поручение дополнительно проверить дверные крепежи и уплотнители. Щелей, через которые может задувать холодный воздух, быть не должно. Нужно минимизировать теплопотери. Кроме того, транспорт регулярно проходит процедуры ТО-1 и ТО-2», – рассказал директор МП г. о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» Михаил Ефремов.

Специалисты-электрики поясняют, что в салоны трамваев тепло проникает через перекрывные планки – заслонки открываются. Они – часть подвагонного оборудования.

«Нагнетание теплого воздуха происходит через мотор генератора. Электрический ток попадает на ускоритель, элементы ускорителя выделяют тепло, и воздух нагревается до комфортной температуры. Именно таким по каналам, боковым вентиляционным отверстиям, он подается в салон. Завалинки становятся горячими», – уточнил слесарь-электрик МП г. о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» Дмитрий Морозов.

На сегодняшний день почти весь наземный общественный электротранспорт отапливается. Осталось единично осуществить запуск отопсистем в вагонах «Tatra T3».

Старые вагоны разогреваются дольше, чем современный транспорт, который оснащен не только тэнами, но и модернизированными системами отопления: под сиденьями имеются более эффективные печки. И если в вагонах «Tatra T3» комфортная температура устанавливается в течение 15 минут и дольше, то вагоны нового поколения разогреваются всего за 5-7 минут. Водителям рекомендовано сначала прогреть салоны, а затем отправляться в рейсы, которые стартуют с 5 часов утра, так что до 6 часов утра значительная часть транспорта МП «ТТУ» уже на линии.

В дирекции предприятия заверили, что до конца текущей недели трамвайные поезда будут обогреваться в полном объеме. Работы, связанные с запуском отопления, не прекращаются. Они ведутся преимущественно в ночные смены, когда транспорт только готовится к рейсам. Но и днем специалисты трудятся непрерывно, чтобы как можно скорее теплосистемы заработали во всем подвижном составе.

«Среди троллейбусов в части работы отопительных систем и не только наиболее совершенными являются машины «Адмирал». Напомню, что в прошлом году на средства нацпроекта «Безопасные качественные дороги» закупили 22 таких троллейбуса. «Адмиралы» оснащены системой кондиционирования воздуха. Летом не жарко, зимой не холодно – работают печки. Пассажирам удобно, приятно, комфортно. При этом весь общественный транспорт выходит на линию с исправной отопительной системой. Отмечу также, что погода в последние недели была достаточно комфортной, что позволило все необходимые подготовительные работы провести в штатном режиме»,  – подчеркнул заместитель руководителя Департамента транспорта Администрации г. о. Самара Юрий Тапилин.

Однако, вместе с пуском отопления значительно возрастает и потребление электричества, поэтому отопительный период – это огромная нагрузка на бюджет предприятия.

«Если в летний период электроэнергия ежемесячно обходится нам в 18-20 миллионов рублей, то в зимние месяцы стоимость значительно возрастает, составляя от 36 до 45 миллионов рублей. Это важно предусмотреть. И с учетом интересов пассажиров, и с учетом экономического аспекта стараемся соблюсти общий баланс затрат и доходной части. Перечислять заработную плату персоналу, оплачивать электричество нужно вовремя, стабильно. Кредиты не берем. Обходимся выручкой с линии и субсидиями – областными и городскими. А долг спешим погасить. Так, раньше предприятие имело большую кредиторскую задолженность перед Агентством по страхованию вкладов в размере порядка 700 миллионов рублей. За последнюю пятилетку она в значительной мере погашена, и в настоящее время долг равен 130 миллионам рублей, которые планируем выплатить до марта 2023 года», – добавил Михаил Ефремов.

Отметим, что в холодное время года траты предприятий пассажирского транспорта зависят не только от возрастающей потребности в электроэнергии, но и в связи с увеличением необходимого количества горюче-смазочных материалов, если говорить об организации автобусного сообщения.

Несмотря на то, что перед началом и на старте отопительного сезона в автомобильном городском пассажирском транспорте трудозатратных работ несколько меньше, чем в электрическом транспорте, инженерные службы скрупулезно трудились и здесь. В ожидании зимы предприятие «Самара Авто Газ» полностью подготовило свой парк техники.

«Мы проанализировали все вопросы. В частности, приобрели новые шины для части автобусов. Это обеспечит лучшее сцепление с дорожным покрытием. Кроме того, привели в порядок дверные уплотнители, проверили форточки и люки. И, конечно, проведена ревизия отопительных систем и аккумуляторных батарей – от изношенных элементов избавились, закупили новые. А отопление начали включать еще в октябре, реагируя на пожелания горожан, поступавшие на «горячую линию» и через социальные сети. В последние дни по теме отопления нам направлено только одно обращение – пассажир попросил временно отключить тепло, чтобы не было душно», – отмечает представитель перевозчика Анна Замыцкая.

В случае если в рейсе случатся неполадки и отопсистема даст сбой, экипаж завершит рейс, высадит пассажиров и отправится в ремзону. К следующему утру (к началу новой смены) или в течение суток автобус будет «в строю».

В автотранспортном предприятии также отмечают: водители нацелены на то, чтобы сохранять тепло в салонах и закрывать двери сразу же, как только все пассажиры зашли в салон или вышли из него. Об этом экипажам напоминают каждый день в ходе инструктажей. Но есть и исключения из правил: когда пассажир торопится к остановке и жестами просит водителя подождать, позволено временно закрыть двери, а затем снова открыть для пропуска пассажира.

Что касается метрополитена, то теплом в достаточной мере обеспечены все станции и тоннели.

В настоящее время в целом по городу на линию выходит от 1 тысячи до 1 100 единиц общественного транспорта, включая трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси, вагоны метро.

Для минимизации заболеваемости работают не только отопительные системы, но и рециркуляторы, очищающие воздух от бактерий и вирусов. Исправность обеззараживающих приборов также находится на контроле, как и соблюдение регламента мойки и обработки подвижного состава.