Создательница сельского музея

Как общественница Нурания Абзалова смогла сохранить память о выдающемся земляке.

Активная жизнь
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Дом-музей Салея Вагизова в селе Татарский Байтуган Камышлинского района – место притяжения не только для местных жителей, но и гостей из многих уголков России. Сюда приезжают молодожёны, приходят на экскурсии школьники, здесь регулярно бывают увлеченные люди, интересующиеся историей и традициями. Музей в глубинке появился по инициативе местной активистки, долгие годы проработавшей сельским фельдшером, Нурании Минсахиевны Абзаловой. Музей – один из победителей Всероссийского конкурса «Лучший сельский краеведческий музей». В 2023 году в Камышлинском районе побывало немало гостей, в том числе из столицы нашей Родины. Вызвали интерес и выставки творчества местных мастериц из трёх Байтуганов – Русского, Татарского и Чувашского. Эти сёла прижались друг к другу, как братья – приезжим сразу и не понять, что начался другой населённый пункт. Такое расположение словно символизирует дружбу народов, населяющих Самарскую область. В том числе и об их единстве повествуют экспозиции Дома-музея Салея Вагизова.

А началось всё в конце 1990-х годов. Нурания Абзалова смотрела телевизор. Шла передача о том, как в Казани чествовали заслуженного учителя Татарстана Салея Гататовича Вагизова. Он в соавторстве с супругой Рамзией Валитовой написал татарский букварь «Алифба», который среди десятка подобных трудов был признан одним из самых простых для усвоения материала первоклашками. Пожилой педагог выступил с ответным словом и произнёс фразу, которую Нурания Минсахиевна уже не смогла забыть: «Я сын родного Байтугана…» Значит, этот человек – земляк! Неужели на Родине его забыли, не помнят? Нурания стала опрашивать старожилов, и выяснила, что, на самом деле, когда-то в селе жил любознательный и смышлёный парень Сулейман. Любил читать, тянулся к знаниям и мечтал стать именитым учёным. Правда, фамилию того юноши никто вспомнить не смог. «Возможно, это тот самый Вагизов», - решила Нурания и захотела связаться с учёным. Но как воплотить желаемое в жизнь? Из той самой передачи наша героиня запомнила, что трудился Салей Гататович в педагогическом училище города Арск. Туда-то она и написала. Рассчитывала лишь на удачу. И через две недели получила трогательный ответ от самого Салея Вагизова. 90-летний педагог был рад получить весточку со своей малой Родины.

7 октября 1999 года Нурания Абзалова вместе с методистом районного отдела образования по татарскому языку Рамзией Салаховой приехали в Арск, на открытие уникального Музея букварей «Алифба». Пригласил землячек сам Салей Вагизов. После мероприятия состоялась долгая беседа. Салей Гататович вспоминал Байтуган. Его память хранила название каждой улочки, окружающих село гор и родников, бьющих из Камышлинской земли. Рассказывал он и о своей нелёгкой судьбе, о том, как защищал Родину во время Великой Отечественной войны, был пленен и попал в концлагерь. Незавидная участь ждала бывших военнопленных на Родине: их взяли под арест и отправили на строительство железной дороги в Коми АССР. Впрочем, Салей Гататович не падал духом. Долгий и тяжёлый путь он проделал, прежде чем смог восстановиться в должности преподавателя Арского педучилища.
В 1960-е годы министерство просвещения ТАССР объявило конкурс на учебник «Алифба». Супруги Вагизовы решили принять в нем участие. Рукопись комиссия не хотела брать, мотивируя нежелание тем, что ждут работ от настоящих учёных, а не «деревенских учителей». Однако Салей и Рамзия добились своего. В итоге среди десятков работ отметили именно их труд. В 1964 году букварь Салея Вагизова и Рамзии Валитовой был издан большим тиражом и отправлен во все школы республики.

Когда Нурания Абзалова вернулась домой, она не могла забыть, как пожилой педагог расплакался, вспомнив свой родной дом в Татарском Байтугане. Найти то самое здание не составило труда. Дом, давно заброшенный, изрядно обветшал. И, увы, никакие современные технологии не смогли бы спасти пострадавшую от времени деревянную конструкцию. Зато можно было на том самом месте возвести копию дома выдающегося учёного. Нурания Абзалова загорелась мечтой создать музей в честь Салея Вагизова, много сделавшего для развития татарского языка. Земляки Нуранию поддержали, и начался сбор средств. Параллельно активистка писала письма во всевозможные инстанции, добивалась личных аудиенций у руководителей разных уровней. Помощь пришла – от президента Татарстана Рустама Минниханова и администрации Камышлинского района. В 2016 году Дом-музей Салея Вагизова в Татарском Байтугане был открыт для посетителей. К сожалению, к тому времени сам учёный уже ушёл из жизни, но идею создания музея горячо поддержали его потомки, подарившие немало личных вещей педагога для экспозиции. Сегодня их очень интересно рассматривать.

Особое место здесь заняла та самая «Алифба», написанная Салеем Вагизовым в соавторстве с супругой. Кстати, сама Нурания Абзалова именно по этой книге освоила татарскую грамоту – раньше она говорить на языке отцов и дедов умела, а вот писать не могла.
Часть экспозиции – дело рук местных жителей, которые собрали предметы быта, принесли в музей старинные национальные костюмы. Кстати, посещающие музей дети могут практически всё потрогать руками, подержать старинную утварь, примерить настоящие лапти. Ну и, конечно же, полистать книги, которые когда-то держал в руках сам Салей Вагизов. Вот так, благодаря неравнодушной жительнице Камышлинского района, на века сохранится для юных поколений память о выдающемся земляке. Музей живёт, пополняются его экспозиции, а Нурания Абзалова строит планы на будущее, продумывает сценарии интересных мероприятий и ждёт гостей на экскурсии.