Подписка онлайн

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Исторические лодки капитана Зацепилова

Автор  нояб 02, 2019 - 193 Просмотров

Бывших моряков не бывает. Александр Георгиевич и его «Зацепиловка».

 

Пенсионер из села Жигули мечтает создать на Самарской Луке музей деревянного флота

«СНАРЯЖЕН СТРУЖОК, КАК СТРЕЛА ЛЕТИТ…»
Эти строчки из известной русской песни вспоминаешь, разглядывая фотографии в альбоме у Александра Георгиевича Зацепилова, где запечатлены построенные им деревянные струги, челны, баркасы – точные копии тех, что ходили по Волге и другим русским рекам сто, двести и даже пятьсот лет назад. Изящные, стремительные, с высоко поднятым форштевнем, чтобы не захлестнуло волной, такие суденышки как нельзя лучше были приспособлены и к широким речным разливам, и к мелям, и к течению, а также к тому, чтобы догонять и уходить от погони, прятаться в засаде в ериках и воложках и переносить судно на руках через волоки. Для этого в борта и нос самой первой зацепиловской лодки – челна «Атаман» – вделаны железные кольца.
«Челны, струги – это боевые абордажные суда, они легкие на веслах, – поясняет Александр Георгиевич. – А струги раньше строили без единого гвоздя – строгали рейки, из них набирали корпус, а вместо гвоздей использовали нагеля из твердых пород дерева и сажали их на подогретую сосновую смолу. Такие суда не рассыхались на солнце».
В семье Зацепилова – а сам он родом из Краснодарского края, из казаков, – умение строить лодки передавалось по наследству. Этим занимались и дед, и прадед. И свою жизнь он тоже связал с судоходством – окончил Ростовское училище водного транспорта, институт водного транспорта в Горьком. Работал на реке – на Дону и Кубани. Прошёл путь от матроса до капитана. Затем много лет ходил механиком на морских судах.
«Побывал в сорока странах, не считая своей, – рассказывает Александр Георгиевич. – Работал и у иностранцев – у турок, итальянцев, мальтийцев… И всё время интересовался деревянным флотом – в Петрозаводске, Архангельске, в Швеции, в Венеции, где делают гондолы».
Поэтому, поселившись на пенсии в селе Жигули, что расположено в нескольких километрах от волжского берега, у подножия Молодецкого кургана, он решил осуществить свою давнюю мечту – воссоздавать по старинным источникам деревянные исторические суда.
Первым был «Атаман» – копия тех челнов, на которых ходили по Волге казаки времен Стеньки Разина. На шестерых гребцов. А перенести челн с места на место могли и вовсе четверо, что и было опробовано в Переволоках. Потом появился «Хорс» – лодочка вдвое меньше, но тоже быстроходная. Затем донские баркасы «Сварожич» и «Тихай Дон».


«Атаман» и «Хорс» во дворе дома Александра Георгиевича в селе Жигули.

 

Строил и ладью в «Богатырской слободе», и еще одну в «Русской слободе» на Красной Глинке. Там работу несколько лет назад начинал другой мастер, но так и не довел до конца.
Последней крупной работой стал казачий струг «Финист», который спустили на воду летом 2018 года в детском лагере «Жигулевский Артек». Это немаленькое судно – одиннадцать метров в длину и три в ширину – может нести до восемнадцати человек и ходить как на веслах, так и под парусом. Строить его помогали ребята из лагеря и внук Никита, который в этом году пошел в девятый класс, – давний единомышленник деда и помощник во всех его затеях.


Спуск на воду казачьего струга «Финист» в детском лагере «Жигулевский Артек».

 

А для себя Александр Георгиевич сделал из фанеры лодочку, которую так и назвал – «Зацепиловка». Ее легко поднять вдвоем на багажник «Оки» и перевезти на залив у Молодецкого кургана, а там – катайся, купайся, рыбачь, сколько хочешь… Это его любимый вид отдыха – с внуками и «капитаншей» – женой Любовью Яковлевной.
Сейчас, правда, времени для любимого увлечения стало меньше – в эту навигацию Александр Зацепилов снова устроился на работу в Тольяттинский речной порт – капитаном на буксир.

МУЗЕЙ ЖИВОЙ ИСТОРИИ
У Зацепилова есть мечта – создать на Волге, на Самарской Луке, музей исторического деревянного флота. Не такой, где стеклянные витрины и таблички «Не трогать!», а место, где можно не только увидеть и потрогать руками челны, струги, ладьи, баркасы, лодки-великовражки, но и прокатиться на них, научиться управляться с веслами и парусом, сходить в поход по реке. И если хорошо организовать это дело, то музей станет и уникальным культурно-просветительским объектом, и местной достопримечательностью, которая привлечет немало туристов, а также источником дохода для бюджета и для тех, кто вложит в это деньги.
Только сам Александр Георгиевич не бизнесмен, не менеджер, не администратор, чтобы организовать все это, найти средства на раскрутку и развитие, на материалы для работы, ведь на пенсию невозможно сделать все. Он мастер, инженер, судостроитель, реконструктор, моряк, знаток, великолепный рассказчик, который досконально изучал историю и старинные технологии. Обращался в национальный парк «Самарская Лука», в администрацию сельского поселения, в другие организации, но пока не встретил единомышленников, готовых загореться и не остыть, бросить свои силы на создание подобного музея.
«Я говорю ему: Саша, сейчас, видимо, не то время, – делится жена Любовь Яковлевна. – Людям не до того, они заняты больше тем, как выжить. А вот лет через пять-десять они будут интересоваться, стремиться приобрести именно такие лодки, а не надувные…»
«У меня есть такое желание сделать серьезную работу – построить лодку, чтобы она была красивой, имела художественную ценность и была идеальной с исторической точки зрения, – говорит Александр Георгиевич. – Например, струг казачий по старинной технологии. Или нашу знаменитую волжскую лодку-великовражку, остроносую, не плоскодонную, с высоко поднятым форштевнем. Такие строили в селе Великий Враг под Нижним Новгородом еще при Иване Грозном, а при Петре Первом налоги с этого села брали лодками. Еще пятьдесят лет назад их можно было встретить на Волге, на них даже мотор устанавливали. Или казанку. Мы знаем алюминиевые лодки с таким названием, под мотор. А изначально они были деревянные.
А еще есть лодки «Самарочка», «Темрючанка». И я бы хотел познакомить земляков с историей речного деревянного флота, показать им наглядно, как строили наши предки, как они ходили по рекам и по морям, осваивали новые земли, побеждали противников... Только нужна поддержка – моральная и материальная».
Нам тоже хочется надеяться, что публикация этого материала поможет в осуществлении интересного и полезного для области замысла. Ведь сейчас так много говорят о развитии туристического потенциала самарской земли, о поддержке инициативы на местах. Быть может, идеей создания такого музея заинтересуются областные власти или найдутся единомышленники, которые сумеют помочь делом или средствами.

Надежда ЛОКТЕВА.
Фото автора и из архива А.Г. Зацепилова.

Другие материалы в этой категории: « Республика кошек Автограф будущего патриарха »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Полезные ссылки

 

Конкурс

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Декабрь 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.