Нестандартные задачи академика Гречникова

Преподаватель университета стремится передать студентам не только знания, но и любовь к Родине и альма-матер.

Наука и образование
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Самару – бывший Куйбышев – иногда не без гордости именуют авиационно-космической столицей России. И причин для этого немало. Одна из них – замечательная научная школа по подготовке специалистов аэрокосмической отрасли, существующая в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева (ранее – Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ), еще ранее – Куйбышевский авиационный институт (КуАИ), созданный в военном 1942-м). Среди наиболее выдающихся профессоров этого вуза, научных руководителей и наставников, передающих свои знания и опыт студентам, аспирантам и молодым ученым – заведующий кафедрой обработки металлов давлением, академик РАН Федор Васильевич Гречников.

ПУТЬ В НАУКУ

Пятого июня Федору Васильевичу исполнилось 75 лет. А появился на свет будущий ученый в 1948 году в селе Новое Подлесное Клявлинского района. Семья, в которой он был девятым, младшим ребенком, была простая, крестьянская, а времена – нелегкие, когда страна еще залечивала раны, нанесенные войной, поэтому привычка к труду, умение преодолевать житейские невзгоды и отвечать за порученное дело были впитаны с малых лет. И в школе, оканчивать которую пришлось уже в Оренбургской области, куда переехала семья, был на хорошем счету - проявлял особый талант к точным наукам. Однажды, по свидетельству одноклассницы, решил задачу у доски так, что учительница не сразу поняла, как он это сделал, хотя решение было правильным.

Ну а в 60-е годы большинство мальчишек грезили космосом, и предыдущие выпускники-отличники из его школы стремились во что бы то ни стало попасть в Куйбышевский авиационный. Вот и Федор, окончив выпускной класс с золотой медалью, решил: значит, и ему туда дорога.

Куйбышевский авиационный институт Федор Гречников окончил в 1973 году. А уже через десять лет стал деканом своего родного факультета обработки металлов давлением. Еще через пять – проректором по учебной работе. В 1993-м защитил докторскую диссертацию и возглавил кафедру обработки металлов давлением, а также стал научным руководителем научно-исследовательской лаборатории «Пластическое деформирование специальных материалов», кем является и по настоящее время.
В 2008 году Федор Васильевич был избран член-корреспондентом Российской академии наук по отделению химии и наук о материалах, а в 2016-м – академиком РАН.

Нестандартные задачи академика Гречникова

КОМУ ПОКОРЯЕТСЯ МЕТАЛЛ

Современная авиация и космос – сферы огромных скоростей, экстремальных нагрузок и экстремальных температур, а значит, невероятно высоких требований к прочности и другим качествам используемых материалов. Как добиться того, чтобы детали двигателя, обшивки и других частей аэрокосмической техники выдерживали неземные испытания? Именно это и стараются выяснить ученые в области металлофизики, изучающие свойства металлов, способы их обработки, позволяющие добиться нужного результата. Ведь металл имеет кристаллическую структуру, и его прочность, а также другие физические свойства зависят от расположения атомов в различных плоскостях кристаллической решетки. Это явление называется анизотропией, и его необходимо учитывать при прокатке, штамповке и иных процессах формообразования материалов. И не просто учитывать, а рассчитывать и моделировать кристаллографию структуры по заданным параметрам. Это если вкратце попытаться объяснить далекому от физики человеку то научное направление, в котором работает профессор Гречников с учениками.

Например, исследования в этой области позволили создать эффективные технологии прокатки и термообработки листов и лент из алюминиевых сплавов, благодаря чему в начале 2000-х под научным руководством Гречникова на Самарском металлургическом заводе наладили прокат высокопрочной алюминиевой ленты, поставляемой на экспорт, которая шла на производство банок для напитков.
Эта работа в 2004 году была удостоена Государственной премии РФ в области науки. Хотя, казалось бы, что такое банка… Но дело не только в том, что экономический эффект разработок на момент внедрения составил свыше полутора миллиардов рублей. Ведь новая технология, улучшающая структуру материала, позволяет не только получать тонкий, прочный и пластичный прокат для банок, но и металлические листы и трубы, которые используют в машиностроении, в авиационной и космической промышленности и производят сегодня на «Металлурге».

Сейчас профессор Гречников и его соратники работают над созданием нового «умного композита» для авиационной и космической техники – материала, который при экстремальном напряжении может сигнализировать о риске разрушения детали. Исследования проводят в научно-исследовательской лаборатории, где собрано уникальное оборудование, позволяющее отрабатывать технологические процессы: разнообразные прессы, - волочильный и прокатный станы, испытательные машины, микроскопы… Ведь наука о металлах – прикладная, практическая, неразрывно связанная с промышленным производством. И сам профессор Гречников – практик, сочетающий науку с инновациями, преподавательской деятельностью и воспитанием молодых ученых.

УЧИТЕЛЬ И НАСТАВНИК

За годы своей деятельности Федор Васильевич Гречников многое сделал для развития в регионе вузовской науки и связи ее с профильными предприятиями. Так, в 1983 году благодаря ему при металлургическом заводе появились вечерний факультет технологии и организации авиационного производства и филиал кафедры обработки металлов давлением. При его активном участии и руководстве образован Тольяттинский филиал СГАУ при ОАО «АвтоВАЗ». А в 1989-м Гречников при поддержке космонавта Александра Сереброва создал на базе КуАИ Поволжское отделение Всесоюзного молодёжного аэрокосмического общества «Союз».

В 1998 году Федор Васильевич организовал и возглавил Волжский филиал Института металлургии и материаловедения имени А.А. Байкова Российской академии наук. По его инициативе на базе СГАУ создан докторский диссертационный совет по техническим наукам, а позже – по экономическим. А благодаря стратегической программе развития СГАУ и инновационной образовательной программе, в разработке которых принимал активное участие профессор Гречников, вуз в 2009 году получил статус национального исследовательского университета.

А что касается непосредственных учеников Гречникова, то под его руководством подготовлено и защищено пять докторских и двенадцать кандидатских диссертаций. Научная школа, созданная Гречниковым, дважды удостаивалась гранта президента России, а также других грантов, в том числе и зарубежных. За последний год, правда, интенсивность международного взаимодействия с Западом снизилась.

– Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, – считает он. – Запад закрылся от нас, но мы стали больше работать с Востоком - в частности, с Китаем. И потом, такие сложные периоды истории – вспомнить Великую Отечественную войну – всегда вызывают напряжение всех сил в государстве – и физических, и моральных, и умственных. Если раньше мы дружили с западными странами, покупали у них современную продукцию и не задумывались о том, как самим это производить, то теперь государству и промышленникам придется вкладываться в научные разработки, в технологии, выделять средства на науку, образование.

А вот на вопрос, какую сферу своей деятельности Федор Васильевич считает более важной для себя – науку или преподавание, ученый затруднился ответить однозначно.

– Я считаю, что профессор должен заниматься наукой всё возможное время, какое у него есть. Но, повышая свою квалификацию, развиваясь сам и получая новые знания, он передает эти знания студентам. Этот процесс неразрывный, но все-таки впереди должна идти наука, исследования. И их результаты, полученные конкретным преподавателем, он вкрапляет в лекции и лабораторные работы наряду с классическими научными знаниями. И тогда получается именно тот самый симбиоз качественной подготовки специалиста.

– А что для вас как наставника, учителя самое важное, что вы стремитесь передать студенту, аспиранту, молодому специалисту? Чему важнее всего научить?

– На мой взгляд, главное – научить навыкам исследования, передать знания. Но прежде всего все-таки важно привить уважение и любовь к своей стране, к своему региону, к своему университету. Я всегда в беседах со студентами говорю о том, что это наша Россия, наша страна, что мы можем сделать ее лучше, мощнее и культурнее. От этого зависит общее благосостояние людей. Поэтому знания, даже самые лучшие, это еще не всё.

Ярослав Ерисов, профессор кафедры обработки металлов давлением, доктор технических наук:

– Под чутким руководством Федора Васильевича я прошел все этапы своего научного пути - начиная от исследовательской работы студента, аспирантуры и заканчивая докторантурой. Именно решение Федора Васильевича привлечь меня, еще студента, к работам по закупке, монтажу и запуску нового оборудования лабораторного прокатного стана убедило заниматься наукой и продолжить обучение в аспирантуре. С тех пор под его руководством мы с коллегами провели немало новаторских работ в интересах промышленных предприятий, госструктур и фондов.
Федор Васильевич всегда стремится идти вперед, не останавливаться на месте, поэтому на кафедре постоянно появляются новые направления, совместные работы с коллегами из других научных областей. Именно поэтому работать с ним очень интересно.
Хочется отметить личные качества Федора Васильевича – это чуткость, отзывчивость и готовность помогать в решении любых проблем. Для меня Федор Васильевич – неоспоримый авторитет, мой учитель и наставник по жизни.

Екатерина Носова, заведующая кафедрой технологии металлов и авиационного материаловедения, доцент, доктор технических наук:

– Федор Васильевич Гречников для многих людей наставник, в том числе и для меня. Он направляет и в работе, и в житейских вопросах, причем делает это ненавязчиво, мягко и с чувством юмора.
Для меня Фёдор Васильевич еще и старший друг, умеющий видеть задачи в целом и разбивать их на отдельные действия, будь то проведение международной научной конференции или подготовка и защита докторской диссертации. Сначала я видела, как это происходит со стороны с другими людьми, выполняла небольшие поручения. Но с каждым разом задачи становились масштабнее и сложнее.
Многие, кто работает с Фёдором Васильевичем, отмечают его умение решать нестандартные сложные задачи, ведь стандартные задачи, по мнению ученого, можно поручить или делегировать тем, кто пока учится.

НАША СПРАВКА
В научной «копилке» Федора Гречникова более 500 опубликованных работ, в их числе 15 монографий, 27 учебных пособий. Им получено свыше 40 патентов.
В числе наград ученого – Государственная премия РФ, премии Ленинского комсомола, Минвуза СССР, губернатора Самарской области, почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетный знак «За труд во благо земли Самарской».