Подписка онлайн

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

Музейные истории Петра Моисеенко

Автор  янв 18, 2020 - 361 Просмотров


Несмотря на свои 85 лет, директор народного музея «История завода» Петр Леонтьевич Моисеенко полон новых творческих идей.

 

Сибиряки придумали акцию «Бессмертный полк» в 2012 году, а наш земляк провел её на два десятка лет раньше

В семидесятые годы в СССР музеями боевой и трудовой славы трудно было кого-то удивить. Они открывались и на заводах, и в институтах, и почти в каждой школе, чтобы все поколения помнили о подвиге советских солдат, победивших фашизм. Но пришли девяностые, и собранные с такой любовью и старанием экспозиции начали исчезать. Тем большего уважения достойны предприятия, где сохранились эти удивительные островки памяти. Один из таких уголков есть на самарском заводе «Салют». Разумеется, в первую очередь это заслуга руководителей предприятия. Однако со счетов не стоит сбрасывать характер и авторитет создателя музея – Петра
Леонтьевича Моисеенко.

ЕГО РАБОТУ ОЦЕНИЛ АЛЕКСЕЙ МАРЕСЬЕВ
Через заводскую проходную механического завода, так в советское время именовалось предприятие, он впервые прошел в 1954 году. На работу его приняли помощником мастера, но уже через три дня толкового паренька повысили до должности мастера. Днем он работал, а вечерами учился сначала в заводском техникуме, затем в авиационном институте, по окончании которого не одно десятилетие проработал инженером-конструктором. Но главным делом своей жизни он все-таки считает создание заводского музея.
Сначала экспозиция, состоявшая из нескольких десятков сделанных в семидесятых годах фотографий ветеранов и копий документов, размещалась в небольшой комнате поселкового Дома культуры «Октябрь».
Приехавшие с ревизией специалисты-краеведы экспозицию раскритиковали, заявив, что это всего лишь мемориальный зал. И тогда директор предприятия поручил именно Петру Леонтьевичу разработать концепцию будущего музея, который бы отразил историю становления и завода, и самого поселка. Получив подобный карт-бланш, Моисеенко размахнулся так, что для реализации всего задуманного строившиеся в то время административное здание пришлось специально увеличить на дополнительный этаж.
Четыре года Петр Леонтьевич Моисеенко перелопачивал архивные документы, собирал, где мог, уникальные реликвии, хранящие память о прошлом. Среди них грамоты и благодарности от Верховного главнокомандующего, боевые награды, танкистские шлемы, лётная куртка, портупея, боевое оружие, рабочие инструменты, которые были в ходу в военные годы, детали военной продукции.
Сейчас в активе музея более пяти тысяч экспонатов, и их количество постоянно увеличивается. В 1987 году созданный на общественных началах музей истории ПАО «Салют» получил почетное звание народного, которого удостаивались только лучшие организации подобного профиля. А годом раньше, в 1986-м, при личной встрече с Моисеенко легенда советской фронтовой авиации Герой Советского Союза Алексей Маресьев назвал его деятельность по созданию музея «титаническим трудом и огромным вкладом в героико-патриотическую работу по воспитанию подрастающего ­поколения».
Даже сегодня, когда рассекречено, какую именно продукцию выпускали оборонные куйбышевские «почтовые ящики», далеко не все самарцы (и старожилы в том числе) знают, чем в войну занимался завод №207 – так долгое время именовался нынешний «Салют». А ведь в его цехах для нескольких типов самолетов, и в первую очередь для знаменитых штурмовиков «Ил-2», рождались бронекорпуса, равных которым не было во всем мире. Благодаря такому «бронежилету» крылатые машины не боялись никакого наземного стрелкового оружия. И в музее есть снимки самолета, который успешно приземлился на своем аэродроме несмотря на полученные в бою почти пятьсот пробоин в корпусе и в крыльях.

А СОТОЙ БЫЛА ПОХОРОНКА
Петр Леонтьевич может подробно рассказать о любом экспонате, что не мудрено, поскольку каждый из них добыт его собственными стараниями, и подчас с огромным трудом.
Однажды он узнал, что в семье жителей поселка Василия Михайловича и Акулины Андреевны Морозовых хранятся сто писем с фронта от сына. Пришел к ним, а хозяйка даже посмотреть на заветные треугольнички не дала. Только Петр Леонтьевич не из тех, кто легко сдается. Начал к Морозовым захаживать – то поможет чем-то, то гостинцы принесет. Растопил-таки ледок в отношениях, сдалась Акулина Андреевна, открыла однажды старинный кованый сундук и с самого дна достала завернутый в черный платок сверток. А в нем – сыновьи письма, все до одного, что за год прислал он с фронта. Потянулся Петр
Леонтьевич к ним и тут же получил основательный шлепок жилистой старческой рукой: «Не трожь! Я сама! Какое письмо прочитать?» Моисеенко показал наугад, и она, не развертывая, стала читать. Все девяносто девять писем знала наизусть. Как и сотое. Только это, последнее, было не письмо от сына, а похоронка на него. И все сто она строго-настрого наказала, чтобы, когда умрет, зашили в подушечку и положили с нею в гроб.
И все же директор смог подобрать слова и убедить старую женщину, что такие письма нельзя уносить в небытие. Смягчилась Акулина Андреевна. Сначала дала сфотографировать письма, а через некоторое время со словами «Сынок, обещай мне, что будешь хранить их так же, как берегла я» вручила ему пятнадцать сыновних весточек с фронта. Остальные унесла-таки с собой...

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
В 1975 году в поселке Мехзавод появилась стела с фамилиями погибших на фронтах Великой Отечественной войны работников «Салюта», который в ту пору именовался просто механическим заводом.
Именно возле этого скромного монумента Моисеенко оказался невольным свидетелем разговора, когда на вопрос своей маленькой дочки, спросившей, кто эти люди, мать ответила, что не знает никого из них.
И у Петра Леонтьевича родилась идея – показать жителям поселка лица фронтовиков. К тому времени у Моисеенко было восемьдесят две фотографии погибших бойцов, и он начал активный поиск. Какие-то снимки передали вдовы и дети погибших, а какие-то он смог отыскать в архивах военкоматов.
Девятого мая 1991 года к стеле подошла колонна детей с портретами в руках, и жители поселка наконец-то увидели лица тех, для кого жизнь грядущих поколений была дороже собственной жизни.
«Среди собравшихся были вдовы не только наших поселковых фронтовиков, но и приехавшие из сельских районов – из Грачевки, Большой Каменки, Большой Глушицы, – вспоминает Петр Леонтьевич Моисеенко. – И все эти немолодые, седые женщины вдруг начали вставать на колени и обнимать портреты своих мужей. Плакали тогда все, кто был на площади».
Сибиряки-томичи вдохновили страну на Бессмертный полк в 2012 году. А Петр Леонтьевич Моисеенко похожую акцию памяти провел на два десятка лет раньше. Но он не претендует на пальму первенства. Главное – чтобы о фронтовиках помнили...

Татьяна ХАРИТОНОВА.
Фото автора.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Конкурс

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Февраль 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.