"Взлётная полоса"

В этом году «Социальная газета» проводит конкурс под названием «История рядом». Вместе с нашими читателями мы составляем народную карту достопримечательностей. Подписчики рассказывают нам об интересных местах нашего региона.

Культура и история
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Житель Самары Борис Львович Цаткин - постоянный участник редакционных конкурсов. И он знает немало мест, где история оживает. Он рассказал про памятник самолёту Ил-2 и библиотеку № 5 Самарской муниципальной информационно-библиотечной системы, где регулярно проводятся интересные мероприятия. Борис Львович там, несмотря на то, что перешагнул 90-летний рубеж, частый посетитель. Его рассказ подготовила к публикации Мария Андронова-Кандалинцева.

«Разговор пойдёт об авиации. Если мне оглянуться и вспомнить 50-е годы прошлого столетия, то эта полоса была мне очень понятна. В те годы я служил в армии в авиационном полку, будучи техником-механиком на реактивном самолёте МиГ-15 и, естественно, о самолётах знал многое.

Однажды я был пассажиром такси, и водитель предложил сделать ненадолго остановку у памятника самолёту ИЛ-2 на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова. Там между нами произошла интересная беседа.

Я рассказал водителю, что 7 мая 1975 года, когда устанавливали самолёт, я с друзьями присутствовал. Нам было очень интересно. Водитель сообщил, что его дед в те годы работал в сборочном цехе авиационного завода и участвовал в сборке самолёта ИЛ-2, а дядя работал на заводе Металлист. Когда мы потом подъехали к улице Аэродромной, я ему показал памятник летчице Ольге Санфировой и сквер, названный её именем. Дальше я ему показал библиотеку номер 5, расположенную рядом, по адресу улица Аэродромная, 9 и поведал, что там работает выставка «Взлётная полоса». Водитель поблагодарил и решил зайти потом вместе с сыном, потому что тот бредит авиацией и хочет после окончания школы поступить в авиационный институт.

На выставке много разделов, где на стендах показано, как всё начиналось, как трудились заводчане. Наглядно в фотографиях видно, как в первые годы Великой отечественной войны работали авиационные заводы.
И здесь не только рабочие буди, но и быт военных времён. Интересно смотреть на фото и документы, которые раньше, возможно, были секретными. Может быть, кто-то из посетителей в возрасте на снимках узнает себя и родных, работавших в те времена. Под стеклом газеты и плакаты того времени. Интересно становится, когда читаешь правительственную телеграмму, адресованную директору завода, где Сталин требует увеличить количество самолётов ИЛ-2.

Знаю из источников, что после этого завод, выпускавший ИЛ-2, добавил ещё одну рабочую смену и это принесло результат.
Кстати, однажды мне пришлось разговаривать с человеком, который в то время работал начальником цеха, он рассказывал, что Сталин звонил и проверял сроки исполнения, рабочие даже ночевали на заводе, но, разумеется, результат был – всё выполнялось для Победы.

Выставка даёт многое, сразу чувствуется, что история рядом и её необходимо знать, особенно подрастающему поколению. Эту выставку я посещал уже много раз, так как выше упомянутая библиотека от меня в шаговой доступности, и каждый раз я обязательно подхожу и изучаю выставочные материалы.

Меня порадовало, что туда приходят группы школьников. Там ведь готовый материал и пригодится как для общего образования, так и для учёбы. Выставка расширяет кругозор у молодых и не только у них, она вдохновляет, учит удивляться и мечтать, воспитывает бережное отношение к истории. Это необходимо знать потомкам. Конечно, не у всех найдется возможность посетить выставку в группе. Если кто-то захочет прийти, то работники библиотеки и покажут, и расскажут.
.

..Я узнал, что тот таксист, с которым я подходил к памятнику ИЛ-2, уже был на выставке, а с ним был молодой человек, видимо, сын и ещё человек преклонного возраста. Тот долго стоял у выставочных стендов и не мог оторваться, вспоминали затем сотрудники библиотеки».

Экспозиция документальной выставки «Взлётная полоса» (6+) содержит информацию о деятельности эвакуированных осенью 1941 года в Куйбышев авиационных заводов: это Государственный авиационный завод №1 им. И.В. Сталина (АО «РКЦ «Прогресс»), Авиационный завод №18 им. К.Е. Ворошилова (АО «Авиакор-авиационный завод), Моторный завод № 24 им. М.В. Фрунзе (ПАО «ОДК-Кузнецов»), завод №525 (АО «Металлист-Самара») и других. Эти заводы продолжили свою деятельность и в послевоенное время, стяжав славу отечественной технике, создавая стратегические ракетоносцы, предоставляя базу для экспериментальных образцов, выпуская самолеты для гражданской авиации и ракетоносители для космической отрасли.