Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

Степаныч. «Весёлые картинки» десантника-«афганца»

Автор  фев 01, 2020 - 567 Просмотров

Ветерану самарской журналистики Валерию Штепо на этой неделе исполнилось 85 лет

«У Степаныча юбилей? Сколько-сколько ему? Да ладно, быть не может!..» – разнеслось в кругах самарских участников войны в Афганистане, десантников разных воинских званий и разных лет службы, журналистов-ветеранов и тех, кто только начинал писать заметки под аккомпанемент бесчисленных редакционных баек Валерия Степановича Штепо. Кажется, это яркая и дерзкая газетная молодежь середины 90-х (выходцы из команды КВН СГАУ) придумала звать его просто Степаныч. Если по имени – вульгарно (по возрасту Штепо им в отцы годился), по имени-отчеству – неестественно (с ним же легко как с ровесником, а кое в чем 25-летние не решались с ним тягаться – например, отжаться на одной руке раз пятьдесят).
Так и пошло: Степаныч… И вот уже лет семь-восемь назад на одном из слетов-фестивалей ветеранов боевых действий самая маленькая участница (дочка «афганца»), шестилетняя Юля заявила: «Вот я вырасту большая и стану рассказывать своим детям, какой у меня есть веселый и добрый друг Степаныч…»

КИНО И ЕЩЁ ОДНА НОЧЬ БЕЗ СНА
Свои дни рождения Степаныч отмечал по-всякому. Или не отмечал вовсе. Как в 1980 году в Афганистане, в первый месяц той необъявленной войны. Нынешний юбилей он встретит в поезде где-то между Самарой и Екатеринбургом.
…Неожиданный звонок: «Валерий Степанович? Это Михаил Жигалов, киноартист из Москвы. Наша группа сейчас готовится к съемкам документального фильма о Леониде Васильевиче Хабарове. Да-да, о вашем афганском комбате. Прочитали о нем вашу книжку «Дневник убитого офицера». Какая личность! У нас предложение: не смогли бы вы приехать на съемки в Екатеринбург? Подумайте. Ваше участие нам нужно для фильма».
«…Смог бы приехать к Хабарову, спрашиваете… Да для меня это честь», – не раздумывая выдохнул Степаныч. А вскоре звонок от режиссера будущего фильма Олега Штрома. Деловой: согласовать даты, встречу. И снова: «Ваш очерк о Хабарове нам столько открыл в этом удивительном человеке. Ждем, ждем вас на съемках».
А у Валерия Степановича – бессонная ночь. Одна из многих, когда «раны, раны болят, наши старые раны». Только это не те раны, что на теле. Это рубцы на сердце. И как им не появиться, когда большей несправедливости, подлости он, боевой офицер, кажется, в жизни не встречал.
В мирной стране Степаныч сражался за своего командира как в бою. Боролся словом. Не хвалебным, ведь не к награде же представляют сослуживца. Правдивым. Откровенным. Мужественным.
Сколько лет прошло со времени той битвы за честное имя боевого друга?
За его свободу в прямом смысле... И вот фильм о Леониде Хабарове – личности высокой пробы, который ни на вой­не, ни в тюрьме не запятнал честь русского офицера и сохранил преданность Отчизне.
И эта бессонная ночь Степаныча...
Которая по счету? Хотя и со светлым рассветом, но пора собираться в дорогу.
Хабаров ждет.

ГДЕ ТЫ, РОБЕРТ, МЛАДШИЙ БРАТ ПО МАЧЕХЕ-ВОЙНЕ?
Ах эти долгие ночи, когда задремал-застонал, открыл глаза – и до утра ты наедине со тьмой, что режет и режет глаза. Что остается после? Тяжесть в груди? Несколько стихотворных строк? Рассказ, когда нужно успеть записать снова и снова виденное на черно-белых кадрах бессонницы?
Есть то, что на войне страшнее боя. Так считает Степаныч. И не один он такой в афганском братстве. Это с их войны пришло в нашу жизнь безликое понятие «груз 200». А похоронки имеют имя, фамилию и лицо погибшего товарища.
«Дорогие Лиза и Саады! Ваш сын в бою… при исполнении интернационального долга… смертью храбрых…», – писал замкомбата Штепо в том промозглом январе 1980-го родителям рядового Роберта Мамедова в далекий городок Болниси. Каждая строка как пулеметная очередь – не в тело, так в души матери и отца. Как же тяжко давались эти казенные слова самому офицеру-десантнику.
Тот бой был одним из множества. Значит, как всегда, тяжелым. Потому что это 56-я десантно-штурмовая бригада, потому что это 4-й батальон Хабарова. Значит первые, значит там, где надо прорваться или выдавить сильнейшего
противника.
Прошло шесть лет. Степаныч вернулся из Афганистана – контузия заставила оставить батальон Хабарова. Служил в одной военной газете, потом в другой (ПриВО), ушел в запас, а затем в гражданскую журналистику.
Конец рабочего дня. Стук в дверь. На пороге… Кто это?! Да, точно, Мамедов! Еще и улыбается… А в глаза Степаныча как будто попадает вредная соринка-песчинка, и он начинает торопливо их вытирать. Ну какой десантник покажет даже подобие слезинки?!
Разыскал Мамедова тогдашний начальник военной кафедры политехнического института, куда вернулся после армии Роберт. Да, он был в морге – в сарае с глыбами льда, когда туда пришли, чтобы отправить в Союз очередной «груз 200». Увидели, что лед под ним подтаял, куртка мокрая. Дальше – операции. Госпиталь – один, другой. В каком-то и нашла его мама, выплакавшая уже все глаза после извещения о гибели сына.
Так и остались потом хромота и седые пряди волос у студента нефтяного факультета Роберта Мамедова. И порой тяжкие ночи, когда то стоны и крики во сне, то, как у Степаныча, бессонная тьма. В его-то двадцать пять лет. Со Степанычем в Куйбышеве – Самаре они дружили крепко, по-мужски. Пока в самом конце 1980-х не заполыхал междуусобицами Кавказ. И Мамедов помчался домой. Удерживать его Степаныч не стал. Знал, что не послушается.
Долетело известие: оставив дом и все нажитое, семейство Мамедовых вынуждено было покинуть городок в Грузии. Обосновались в Баку. А в начале 1990-х что там случилось? Чуть ли не гражданская война. И с той поры не слышно ничего о Роберте.
Куда только не обращался Штепо, чтобы разыскать друга... Неуютно оттого на душе у Степаныча: не мог Роберт просто так молчать все эти годы. Хотя и утешает себя: «По старому адресу давно я не живу. Может¸ затерялось где мамедовское письмецо?» Представляет: вот откроется дверь, и на пороге снова Роберт, только повзрослевший. «Соринка» опять попадает Степанычу в глаза. Он молча отворачивается к окну...

ДО ПОБЕДЫ ОСТАВАЛОСЬ ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ И СЕМНАДЦАТЬ ДНЕЙ
Так заканчивается документальная повесть Валерия Штепо «Пятьсот веселый».
Афганская война – не первая в его жизни. Первой стала Великая Отечественная. Тогда он был мальчишкой. И о ней рассказывает и в этой повести, и в рассказах. Пишет о том, как в эвакуации с мамой и младшей сестренкой оказался в Омске. Не повествует, а словно раскаивается, как обвиняемый в суде, где каждый читатель – это судья, а его мнение – приговор. Вот так, например: «Мама красивая. После работы на Сибзаводе она вечером поет в филармонии. Или выступает в госпиталях для раненых. Лучше, когда в госпитале: мама берет нас собой, там нас кормят перловой кашей с тушенкой.
Мама пела, а я опозорился. Два бойца сидели рядышком в палате для прооперированных, и у них осталось по одной руке. Они хлопали маме своими двумя ладонями так смешно, и я засмеялся. А дальше мама извинилась за меня, сказала, что у меня тоже отец на фронте. Было стыдно».
Отец, Степан Иванович Штепо, погиб в Крыму, в партизанском отряде. Сын – маленький был – не успел его запомнить. И многие свои детские, а затем и недетские промахи объяснял военной безотцовщиной. А вот чем в жизни гордился, относил к примеру отца, так это жить не по лжи и не скупиться на радость для тех, кто рядом. Вот только корит себя за то, что не успел вовремя доставить радость – исполнить мечту любимой мамы Софьи Григорьевны – съездить с ней в Ленинград. Но все это понимание и осознание пришло позднее, уже во взрослой жизни.
А тогда в тыловом Омске, когда на столе нередко были только чуток хлеба да «фиалки» – котлеты фиолетового цвета из картофельных очисток, жаренные на вонючем рыбьем жире, он читал Купера и Жюль Верна, дрался с сытым злым мальчиком, громко пел с классом песни про войну и мечтал. О ВДВ, о прыжках с парашютом он тогда еще ничего не знал и потому хотел путешествовать по материкам и океанам, открывать новые земли. Но, набедокурив в гостях у тетушек в Орске, сбежал из дома. Куда? Да, конечно, в Ташкент отправился, там же тепло и, слышал, не голодно.
К нынешнему своему дню рождения Степаныч приготовил подарок – не для себя, для тех, кто рядом, и тех, кто далеко, для тех, кто его знает, и тех, кого он не знает, для тех, кого он любит, и тех, кого терпеть не может. Только что вышла из печати его новая книжка. «Веселые картинки» называется. Сборник рассказов действительно веселых, но не для всеохватного хохота. Потому что они, как всегда у Штепо, с двойным дном: когда смех и слезы одновременно, а печаль взрывается радостью. Они – про малых детей и собственное детство. Про больших детей. Про тихую рыбалку и кавказский отдых.
Две войны не отучили его любить все живое и на «ура» принимать каждый новый день, с иронией встречать невзгоды и подсмеиваться над собой, писать для чьей-то радости. «Веселые картинки» Штепо – Степаныча – это наш пестрый мир, который он видит и принимает с доброй улыбкой. А с ним улыбнемся и мы…

* * *

Валерий Степанович Штепо родился в Крыму. Окончил Кинель-Черкасский сельхозтехникум, Алма-Атинское (теперь Рязанское) воздушно-десантное училище, затем Псковский пединститут. Как офицер ВДВ, а затем военный корреспондент служил в Пскове, в Туркестанском военном округе, за границей СССР. В 1980 году в должности заместителя командира батальона подполковник Штепо принимал участие в боевых действиях в Афганистане.
После службы в армии работал в газетах «Волжская коммуна», «Самарские известия», был председателем Совета ветеранов областной организации Союза журналистов России. Сочинять стихи начал в техникуме. Писал их и в военном училище. Публиковал в журналах и сборниках военные очерки. С середины 1990-х на смену газетной журналистике пришла документальная и художественная проза. В десяти изданных книгах члена Союза писателей России Валерия Штепо – рассказы, повести, стихи.
Письменный стол не единственное место работы десантника-«афганца». Его, члена комитета областной организации Российского Союза ветеранов, одного из лидеров самарских десантников – участников боевых действий, знают в школах Самары и в сельских районах области. Его рассказы нынешним детям о своем военном детстве, о солдатской и офицерской службе, о братстве ВДВ, проверенном в боях афганской вой­ны, – это не формальные «уроки мужества». Это разговор о главном: зачем ты живешь, что ты можешь сделать для тех, кто рядом, что значит для тебя родной дом, твоя страна…

Нина АЛПАТОВА.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Июль 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.