Без открепительных удостоверений и с возможностью проголосовать в Снежном

На площадке Нотариальной Палаты Самарской области состоялся организованный Общественным штабом Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами в 2023 году круглый стол, посвященный новеллам избирательного законодательства. К участию в дискуссии были приглашены электоральные эксперты, координаторы общественных наблюдателей, представители региональных отделений политических партий и некоммерческих организаций, подписавших соглашения о взаимодействии с Общественной палатой региона.

Региональная власть
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

«Выборы, которые пройдут 8, 9, 10 сентября этого года, для жителей нашего региона, по сути, станут определяющими на ближайшую пятилетку, поскольку мы выбираем высшее должностное лицо – губернатора Самарской области. Одно из основных направлений деятельности созданного областной Общественной палатой Общественного штаба – формирование и обучение пула общественных наблюдателей. Именно на последних, конечно, в первую очередь, направлено наше сегодняшнее мероприятие: общественный наблюдатель должен быть вооружен необходимыми знаниями, в том числе, о последних новациях избирательного законодательства. Однако, чтобы максимально эффективно использовать свои конституционные права, в том числе право избирать, нам всем, как гражданам нашей большой страны стоит быть в курсе важнейших законодательных новелл», – отметил, открывая заседание круглого стола, председатель Общественного штаба Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами в 2023, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Павел Покровский.

В Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» изменения вносились уже 115 раз, в том числе и в этом году, обратила внимание член Избирательной комиссии Самарской области Светлана Трошина, подчеркнув: «Избирательное законодательство – это очень подвижное законодательство. Необходимость совершенствования тех или иных норм выявляет практика его использования».

Так, в этом году законодательно закреплен отказ от использования открепительных удостоверений, которые, к слову, на практике не применялись на территории Самарской области после 2016 года ни на одних выборах. Причина – появление механизма «Мобильный избиратель», позволяющего проголосовать на любом участке по месту нахождения. К слову, в рамках нынешней избирательной кампании по выборам губернатора Самарской области подать соответствующее заявление через МФЦ, ТИК или портал «Госуслуги» можно уже с 24 июля 2023 года.

Кроме того, теперь законодатель предусматривает создание экстерриториальных участков: например, есть возможность в рамках выборов главы региона создать избирательные участки за пределами территории Самарской области, что и планируется сделать на территории новых регионов, в частности в городе Снежное (ДНР), где сегодня работает много специалистов и волонтеров из Самарской области.

«Предусматривается создание специальных избирательных участков в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Внесены изменения в части обязанности кандидата в случае, если после выдвижения у него появляется судимость, в обязательном порядке уведомить избирательную комиссию до 18.00 следующего дня. Скорректированы полномочия доверенных лиц: эти полномочия теперь автоматически прекращаются в момент окончания агитационного периода. Также теперь федеральным законом предусмотрено ведение в электронном виде специального реестра о приеме заявлений на голосование вне помещения для голосования. Это тоже важный момент, выявленный практикой, и законодатель отреагировал. Закон теперь четко закрепляет правила проведения фото- и видеосъемки в помещениях для голосования; избирательные комиссии обязаны определить места для наблюдателей и представителей СМИ», – рассказала об основных новеллах избирательного законодательства Светлана Трошина.

Отдельно стоит отметить, что общественным палатам субъектов Федерации теперь предоставлено право направлять независимых общественных наблюдателей на выборы любого уровня (раньше это было возможно только в случаях, предусмотренных отдельными законами).

Для наблюдательского сообщества важны также те изменения, которые были приняты в 2022 году и касаются преобразования статуса членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса: теперь такое понятие сохранилось только для центральной и субъектовых избирательных комиссий. 

«Наше избирательное законодательство динамично и следует тем запросам, которые выдвигает общество в связи с формированием публичной власти, – согласен член Совета Общественной палаты Самарской области, сопредседатель Общественного штаба по независимому общественному наблюдению за выборами в 2023 году, председатель Общественного комитета «За честные выборы», профессор Виктор Полянский. – В 2022-2023 годы были внесены изменения в действующее избирательное законодательство, касающиеся, в том числе, статуса наблюдателей – предусмотрены дополнительные меры поддержки этого статуса; введены определенные специальные нормы, которые предполагают защиту интересов избирателей. Вносятся некоторые изменения в организацию хода голосования со стороны избирательных комиссий. Кроме того, введены специальные нормы, регулирующие дистанционное электронное голосование: несмотря на то, что в Самарской области в этом году ДЭГ не будет применяться, со стороны общественности, безусловно, требуется подготовка к тому, чтобы в дальнейшем своевременно и правильно реагировать на введение этого института. В целом законодательство оценивается экспертным сообществом как соответствующее современным потребностям».

Координация деятельности общественных штабов по независимому наблюдению за выборами в Российской Федерации осуществляется Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг». Информация о ходе голосования, фото и видеоматериалы от наблюдателей в дни голосования будут размещаться на портале НОМ на сервисе «Карта сообщений», сообщил председатель Ассоциации Александр Брод, принявший участие в заседании круглого стола в режиме видеоконференцсвязи.

«В настоящее время активно идет процесс обучения общественных наблюдателей в муниципальных образованиях, и мы видим, что многие с нами уже с 2018 года. Причем, чем опытнее наблюдатели, чем больше у них практики, тем более специфические вопросы они задают, проявляя интерес ко всему избирательному процессу, ко всем его этапам, – заметила координатор, тренер-преподаватель общественных наблюдателей Тамара Крушинина. – В обществе высок запрос не просто на экспертные оценки со стороны маститых юристов, правоведов, но и на «человеческие», морально-нравственные оценки электорального процесса, которые исходят именно от этих обычных людей, решивших стать общественными наблюдателями. Видимо, настал тот момент, когда уже необходимо распространить общественное наблюдение на все этапы электорального цикла».

Член регионального Общественного штаба по независимому общественному наблюдению за выборами в 2023 году, адвокат, председатель исполнительного комитета СО «Ассоциации юристов России» Алексей Кокин, в свою очередь, обратил внимание на специфику судебной практики рассмотрения дел о нарушениях избирательных прав граждан в процессе голосования. Изучение данной судебной практики приводит к выводу, что в большинстве случаев при обращении за судебной защитой сами истцы не до конца понимают предмет, с которым они обращаются, не понимают, что такое доказательная база, которую необходимо представить в суд, чтобы доказать свою правовую позицию. Более того, возникает ощущение, что большая часть обращений не имеет цели восстановления якобы нарушенных конституционных прав. «Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2013 дает четкие критерии для судебной системы в отношении того, что является существенным нарушением избирательных прав, которые могут повлечь отмену итогов голосования. Важно также, чтобы избиратели знали, что есть свежее Постановление Верховного Суда РФ (от 27.06.2023), которое детально расписывает процессуальные права избирателей на обжалование тех или иных действий, в том числе участковых избирательных комиссий, а также определяет наши права с точки зрения того, нарушение каких из них могут повлечь за собой отмену итогов голосования. Одна из задач организаторов работы по общественному наблюдению – донести до избирателей понимание того, какой способ защиты возможен, когда он легитимен; а главное – избиратели должны понимать, что способ защиты у них, безусловно, существует», – подчеркнул Алексей Кокин.

«Наша работа направлена на формирование комфортного, удобного для избирателей, эффективного и прозрачного избирательного процесса. И мы видим отклик. В преддверии Единого дня голосования, назначенного на сентябрь, Общественный штаб совместно с Нотариальной Палатой Самарской области объявил небольшой конкурс среди творческих студентов. Сегодня уже появились первые плакаты, выполненные ребятами. Очень важно, что молодежь проявляет заинтересованность и выражает свое отношение к выборам языком плаката, который всегда четко попадает в цель, который понятен многим, в том числе и представителям молодого поколения. «Твой голос важен, он определяет завтрашний день», – вот главный посыл этих плакатов», – отметил Павел Покровский, продемонстрировав участникам заседания круглого стола ряд представленных на конкурс работ.

https://op63.ru/