Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

Пролейка без копейки?

Автор  июль 11, 2020 - 314 Просмотров


Проблем у местных жителей масса: такси в непогоду к ним не едет, мусор редко вывозят, магазин закрыли. Но самой главной бедой является отсутствие нормальной дороги.

 

Весной и в сезон дождей жители небольшого села Елховского района оказываются отрезанными от внешнего мира

Виной тому – глубокий овраг, разделяющий село на две части. Для местных он условная граница между двумя совершенно разными мирами. Жители так и говорят: живу до оврага либо за оврагом. Во время весеннего таяния снега и дождливой осенью овраг заливает водой. И по дороге – обычной грунтовке, проходящей как раз через овраг и соединяющей два конца села, – не проехать. Пешком, с большим трудом, увязая по колено в грязи, люди кое-как выбираются в цивилизацию, на ту сторону, где имеется хоть какая-то инфраструктура – школа, ФАП и шоссе, соединяющее сельчан с «большим миром».

БЕСПЕРСПЕКТИВНОЕ СЕЛО
Проблема с дорогой возникла не вчера. Овраг, заливаемый водой, здесь пролегал изначально. Историческая справка гласит, что само село основали в 1745 году у оврага Вершины. Но в советское время, когда в Пролейке располагалось отделение совхоза, разные «берега» соединял довольно крепкий деревянный мост, по которому не только пешеходы ходили, но и транспорт ездил. К началу нынешнего века мост обветшал и разрушился, но взамен власти так до сих пор ничего не построили. И вряд ли построят, поскольку смысла не видят.
Сегодня в Пролейке насчитывается 214 жителей. Но в реальности, как сообщили в районной администрации, население вдвое меньше – кто-то просто зарегистрирован, а по факту давно живет и работает в городе или в более перспективном селе. В Пролейке нет своего магазина, и за каждой мелочью приходится ездить в Елховку за десять километров. Только хлеб привозит частный торговец пару раз в неделю. И можно с полным правом сказать, что село умирающее.
Пусть так, но даже такой пессимистичный диагноз – «неизлечимо болен» – не повод поставить на пока еще живой деревне с живыми людьми жирный крест, равнодушно наблюдая, как забытое богом село окончательно опустеет. Так сказать, естественно вымрет. Тем более что и уезжают из Пролейки именно по причине заброшенности – отсутствия рабочих мест и развитой инфраструктуры. А почувствовали бы люди внимание, увидели, что их просьбы по благоустройству выполняют, глядишь, и остались бы на своей земле, начали бы развивать фермерские хозяйства.
О своей беде жители Пролейки кричат ежегодно – на сельских сходах, на встречах с депутатом и с главой поселения. Страшно оказаться отрезанными от цивилизации, ведь в дождь сюда даже «скорая» не проедет. Сельчане до сих пор вспоминают случай, когда несколько лет назад кто-то из соседей умер, так и не дождавшись медицинской помощи. И словно жанровые сценки из жизни России двухсотлетней давности, хотя за окном давно XXI век, звучат рассказы местных жителей о том, как в непогоду у них хоронят покойников: ставят гроб на железный лист и общими усилиями тащат его до кладбища. Иначе через овраг ни пройти, ни проехать.

ЕСТЬ РЕШЕНИЕ
Не сказать, что елховские власти в сложившейся ситуации совсем ничего не делают. Делают. Но хватает ненадолго. Неоднократно насыпали земляной вал, но его каждый раз размывало дождями. В прошлом году дорогу на дне оврага выложили плитами. Да, проезжать стало чуть легче, но дожди вновь сделали свое «грязное дело» – плиты утонули под слоем земли, и проблема вернулась. Отчаявшись, сельчане обратились в «Социальную газету» как в последнюю инстанцию. На встречу с журналистами собрались жители отрезанной части Пролейки – той, что за оврагом. Приехала даже заместитель главы Елховского района Татьяна Беспалова. Однако странно то, что мы так и не увидели главу поселения Ярослава Порощака.
Люди шумели и негодовали, перечисляя проблемы одну за одной. Такси в непогоду к ним не приезжает, поэтому жителям приходится три километра идти пешком до трассы. Мусор вывозят всего раз в месяц. Магазин закрыли, участкового полицейского нет… Но единого мнения о том, как быть с главной бедой – дорогой, мы не услышали.
Большинство предлагали просто засыпать овраг щебенкой. Мол, и денег на это много не потребуется, и работа не трудоемкая. Другой вопрос: а устранит ли это проблему? Не получится ли так же, как с плитами, – вода смоет щебенку, и дорога снова превратится в грязную кашу?
Самое кардинальное решение проблемы – это, конечно, возведение моста. Но цена вопроса – не менее миллиона рублей. Таких денег в районном бюджете нет.
Замглавы Татьяна Беспалова предложила сельчанам принять участие в региональном проекте «СОдействие», в рамках которого жители могут выдвигать свои идеи о благоустройстве родного села или города. Но данный проект предполагает софинансирование – 90 процентов средств на реализацию инициативы выделяет региональный бюджет, а оставшиеся 10 процентов должны собрать сами жители.
В настоящий момент этот вариант – самый оптимальный и вполне реальный раз и навсегда решить эту проблему – построить дорогу через овраг. Но окончательного решения жители пока не приняли – будут обсуждать между собой.
А «Социальная газета» продолжит следить за ситуацией. Мы обязательно расскажем нашим читателям, согласятся ли жители Пролейки участвовать в софинансировании проекта, поддержат ли их в этом местные предприниматели и администрация. И мы очень надеемся, что качество жизни у сельчан действительно улучшится, в Пролейку вернутся старые жители и приедут новые, а само село будет расти и развиваться.

* * *

НАША СПРАВКА
• По местному преданию, землемеры из Мелекесса (ныне – Димитровград) пролили у ручья свой обед, поэтому это место и назвали Пролейкой.
• Первые жители Пролейки были переселенцами из Мелекесса, «люди с завода», поэтому большинство из них носили фамилию Заводские.
• К началу прошлого века Пролейка считалось богатым селом. В нем насчитывалось 296 дворов, были церковь, две школы – земская и церковно-приходская, пять кирпичных заводов и две ветряные мельницы.

Марина ГОНЧАРЕНКО.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Август 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.