Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

В гостях у жителей Таллы-Кочкиновки

Автор  авг 22, 2020 - 268 Просмотров


Во время визита в Кочкиновку мы попросили участников коллектива «Родные напевы» исполнить несколько песен из своего репертуара и сняли выступление на видео. Художественный руководитель ансамбля Фатима Кабировна Шагаева – справа, с баяном в руках. Видеоролик вы можете посмотреть на странице «Социальной газеты» на сайте «ВКонтакте» – vk.com/socgaz. А если у вас нет компьютера или доступа в интернет – не беда! Следите за афишей: «Родные напевы» регулярно выезжают на гастроли в другие муниципалитеты области и соседние регионы.

 

Здесь бережно хранят местные национальные традиции

«По-башкирски наша деревня называется Таллы. Что означает место, где растут деревья», – рассказывает Фатима Кабировна Шагаева. В Кочкиновке она живет семьдесят лет – с самого рождения.
«Старшие рассказывали, что здесь раньше много деревьев было. Из них наши предки и построили себе дома. Да, дома были, в юртах уже не жили. Как-то раз одна бабушка выбросила золу на улицу, вспыхнул пожар, и все дома из дерева сгорели. Что делать? Построили башкиры себе новые дома – саманные. Я родилась и провела детство как раз в одном из таких домов».

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Известно, что на территории нынешней Самарской области башкиры поселились очень давно. Арабский путешественник X века Ибн-Фадлан, побывавший в заволжских степях в 922 году, писал о встрече с народом башкорт у реки Кондурчи.
Как следует из архивных документов, вдоль Большого Иргиза на территории современного Большечерниговского района башкирские семьи начали селиться на рубеже XVIII – XIX веков. Примерно в это же время появилась и Кочкиновка. Считается, что русские стали так называть деревню в честь ее первопоселенца Каскына.
Башкиры есть и в других районах губернии, но в Большечерниговском их больше всего – порядка двух тысяч. Кочкиновка, Имелеево, Денгизбаево, Утекаево, Иргизский, Кинзягулово – все эти поселения основаны башкирами. А вот деревенька Хасьяново уже лет пять как обезлюдила. Именно здесь родилась Хадия Давлетшина – уважаемая башкирская писательница, автор романа «Иргиз». Ее именем названа улица в столице Башкирии Уфе, установлены памятники в городах Сибае, Бирске. В Большечерниговском районе памятник Давлетшиной поставили в поселке Костино, неподалеку от ее родной деревни. Ежегодно проводится фестиваль, посвященный памяти писательницы.

РОДНЫЕ НАПЕВЫ
Фатима Кабировна – человек-мотор, главный заводила в Кочкиновке и хранительница местных традиций и культуры. Ни один сельский праздник не обходится без ее участия. Мне ее представили как заведующую сельским клубом и как художест­венного руководителя народного фольклорного ансамбля «Родные напевы». Но каково же было мое удивление, когда я узнал, что почти всю свою сознательную жизнь Фатима Кабировна проработала шофером.
«Как же вы из водителя в завклубом переквалифицировались?» – спросил я.
«Так я в культуре с 1971 года. Днем за рулем, а по вечерам – с баяном, – говорит тетя Фатима. – А дело было так. Гармошку я впервые взяла в руки в восемь лет. Как-то брату моему старшему Самигулле захотелось гармошку. Один человек как раз продавал. А желающих купить было четверо. И решил продавец билеты сделать – три пустых, а один – с гармошкой. Кто его вытянет, тому инструмент и достанется. Брату повезло. Вот только играть он не умел. Попросил знакомого научить. Тот пришел, начал объяснять. А я всегда рядом сидела, наблюдала. Отложит брат гармошку, говорит: «Не тронь!» – и уйдет на работу. А я – к гармошке. Брат так и не научился играть, а у меня получилось. Но зато Самигулла меня к технике приобщил – машиной научил управлять, и мотоциклом, и трактором. Работать я начала с четырнадцати лет в лесопитомнике. Водители были нужны. Вот меня и направили на шоферские курсы в ДОСААФ. Тридцать два мужика и я, девчонка. Восемь парней экзамены провалили, а я сдала. В комсомольской организации я стала секретарем и начала в клубе мероприятия организовывать.
Однажды в клуб зашли женщины приезжие – из Башкирии. Я как раз на баяне играла. Спрашивают: «Хочешь дальше учиться?». Отвечаю: «Хочу!» И пригласили они меня в Башкирию – в культ­просветучилище. Поступила на заочное отделение. Так и училась, совмещая учебу с работой: днем за рулем, а вечером – в клубе».
Фатима Кабировна пришла работать в клуб, когда он размещался еще в старом деревянном здании.
«Я на протяжении нескольких лет на сельских собраниях обращалась к властям: «Клуб совсем обветшал! Нам нужен новый клуб!» И вскоре меня услышали. Привезли стройматериалы и возвели новое кирпичное здание. Первый концерт – помню как сейчас – мы провели в конце февраля 1981 года – к празднику Советской Армии».
Примерно в то же время при клубе начал формироваться ансамбль башкирской песни.
«В 1994 году нас пригласили на праздник в город Нефтегорск. Названия у нашего коллектива тогда не было. «Надо придумать», – сказали организаторы. И я придумала. Решили назвать «Родные напевы» – «Туган Мондар», потому что мы исполняем песни на родном башкирском языке».
Коллективу присвоен статус народного. Сейчас в его составе двенадцать участниц в возрасте от 58 до 72 лет. Есть при сельском клубе и детский ансамбль «Колокольчики» («Кынгыраузар»). С ребятами занимается участница «Родных напевов» Альзира Римовна Гарифова.
К сожалению, сокрушаются старожилы, не знают современные дети Кочкиновки башкирского языка. В Большой Черниговке, в школе №2 создали класс, где изучают башкирский. Только вот ребята из Кочкиновки ездят учиться в другую школу. Но благодаря тому, что в деревне есть такие хранители традиций, как Фатима Кабировна и Альзира Римовна, дети приобщаются к родной культуре и языку.

ЗЕРКАЛО ВРЕМЁН
В 2013 году после ремонта в сельском клубе Фатима Кабировна решила создать здесь музей.
«Мне от родителей досталось множество старинных вещей. Они и стали первыми экспонатами музея. В одном из клубных помещений я решила воспроизвести интерьер башкирского дома. Видишь старинный сундук? В нем в 1936 году было собрано приданое моей мамы, когда она выходила замуж, – рассказывает основательница музея. – Потом люди начали приносить другие старинные вещи. Вот еще сундук – его подарили родные нашего односельчанина-фронтовика. С этим сундуком он ушел на войну и с ним же живым вернулся домой».
Первое, на что падает взгляд в башкирском музее, – это закрепленный над полом широкий настил, нары, с яркими подушками и пестрыми покрывалами. Над ними – перекладина, урза.
«На ней принято развешивать лучшие в доме одежды, платки и скатерти», – пояснила Фатима Кабировна.
К потолку прикреплена люлька для малыша. А на полу кошма – войлочный ковер из овечьей шерсти.
Есть в Кочкиновском музее и более древние артефакты. Фатима Кабировна показала мне металлический скипетр, украшенный орнаментом, который называется сукмар.
«Женщине, передавшей этот экспонат музею, он достался от бабушки. Охотясь с луком, мужчины всегда брали с собой сукмар. С ним охотился отец той бабушки, и отец ее отца, и так далее», – поведала хранительница музея.
Хотите познакомиться с традициями башкирского народа? Приезжайте в Большечерниговский район, чтобы услышать красивейшие песни и мелодии, поучаствовать в национальных праздниках и отведать блюда по рецептам, передающимся из поколения в поколение.

P.S. Благодарим руководителя Управления культуры Большечерниговского района Наталью Юрьевну Суворову за помощь в решении организационных вопросов и директора межпоселенческого культурно-досугового центра в Большой Черниговке Ольгу Николаевну Рыбикову, которая стала нашим экскурсоводом по достопримечательным местам Кочкиновки, Августовки и районного центра.

Сергей ЗАХАРОВ.
Фото автора.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Сентябрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.