Версия для печати

Виловатские бабули

Автор  сен 19, 2020 - 269 Просмотров
Оцените материал
(0 голосов)


Для Валентины Георгиевны Шурыгиной (справа) и для Валентины Васильевны Кислинской песня – это не просто увлечение, а неистощимый источник, из которого можно черпать силы и молодость, поддерживать себя в разных, порой трудных жизненных обстоятельствах.

 

Более пятидесяти лет в селе Виловатое существует уникальный фольклорный ансамбль

Познакомиться с этими женщинами хотелось уже несколько лет – с тех пор, как довелось увидеть на фестивале документального кино «Соль земли» фильм «Ветер, солнце и орел», главные героини которого – участницы фольклорного ан­самбля «Мордовские узоры» из села Виловатое Богатовского района.

С песней по жизни
Долгое время ансамбль, созданный в 1968 году, считался своего рода визитной карточкой не только села, но и всего района. Однако сейчас из всего коллектива действующих артисток остались только две, самые молодые, – Валентина Васильевна Кислинская и Валентина Георгиевна Шурыгина, одна 1941-го, другая 1943 года рождения. Еще одна участница ансамбля не выходит сейчас из дома из-за больных ног, а многих уже нет в живых. Но и в исполнении дуэта старинные русские, мордовские песни и озорные частушки собственного сочинения звучат так же сильно и слаженно, потому что энергии и задора у певиц хватает на целый хор.

Виловатские бабули
Не могут дома сидеть.
Пускай цены прибавляют –
Все равно мы будем петь!

«Я молчком не хожу – всегда пою то молитвы, то песни, – говорит Валентина Георгиевна Шурыгина. – Живу одна, только песнями и веселюсь».
Любовь к песне обе женщины унаследовали от родных.
«Мама рассказывала: собирались вечерами – кто вяжет варежку, кто носок, кто платок-паутинку, кто кофточку, – вспоминает Валентина Васильевна Кислинская. – Нальют в четверть (большую бутыль) воды, ведь другого угощения во время войны и после нее не было, время было голодное. Поставят на стол пятилинейную или десятилинейную керосиновую лампу и вяжут, пьют эту воду и поют».
Мама Валентины Васильевны была в первом составе «Мордовских узоров», что образовались в 1968 году. Тогда участников было человек двенадцать – пятнадцать, в том числе и двое-трое мужчин.
А Валентина Георгиевна Шурыгина к народным песням пристрастилась в семье мужа. До этого пела в хоре в строительном училище в Куйбышеве, где училась после школы.
«Я сама русская, папа у меня русский, а мама мордовка, – рассказывает она. – И у мужа вся семья – коренная мордва.
И вот моя свекровка, у свекровки золовка – они и по-мордовски, и по-русски пели.
У свекрови был голос – как из кадушки, она как заведет песню на всю Оторвановку, сразу все слышат – Мария Гавриловна вышла. А если у кого-то день рождения, свадьба в селе, они меня зовут к себе и сажают рядом. Вот так я от них все песни и выучила».
В «Мордовские узоры» Валентина Георгиевна попала уже в начале 2000-х годов.
«У меня в 2001-м умер муж, – рассказывает она. – Тоска немогучая: я первые дни вообще никуда не ходила. А потом иду мимо клуба, а у девчонок была репетиция, они меня и зазвали. Можно сказать, обманным путем заманили – попросили блинцы им испечь. Пообещала, а они и говорят: всё, теперь ты от нас никуда не уйдешь».
Помимо «Мордовских узоров», она поет еще и на клиросе в церкви села Богатое, ездит туда на автобусе. А по селу передвигается на велосипеде. Для многих жителей здесь это основной транспорт, ведь село длинное, вытянулось вдоль реки Самары более чем на четыре километра.

Ни минуты покоя
И Валентина Васильевна, и Валентина Георгиевна родом из Виловатого. Жизнь у наших героинь была нелегкая – их детство пришлось на военные и послевоенные годы. Отец у Валентины Васильевны пропал без вести на фронте, и мать одна воспитывала трех дочерей. Так что помогать по хозяйству, а затем работать в колхозе пришлось с раннего детства. И сейчас она чувствует обиду, что, позаботившись о ветеранах войны и тружениках тыла, власти никак не отметили их, детей войны, выросших без отцов, узнавших в раннем возрасте и нужду, и тяжкий труд. Всю жизнь работала на ферме дояркой – об этом говорят её натруженные, деформированные артритом руки.
Валентине же Георгиевне Шурыгиной довелось трудиться и на колхозном току, и в детском садике, и даже конюхом в колхозной конюшне. Она вспоминает, как однажды смогла предотвратить кражу племенного жеребца – так вцепилась в цыгана-конокрада, застав его в конюшне, что тот еле смог вырваться и убежать.
И вообще женщины в Виловатом боевые, бесстрашные, находчивые. Например, Валентина Георгиевна несколько лет назад пробилась к тогдашнему губернатору Николаю Меркушкину, приезжавшему в Кинель-Черкассы, и заговорила с ним по-мордовски. Глава районной администрации потом шутил: мол, надо к губернатору бабушек заслать и рассказать о наших проблемах, чтобы побыстрее их решить.
Долгие годы «Мордовские узоры» гремели по всей области и за ее пределами. Но и сейчас редко какое культурное мероприятие в районе без них обходится – их приглашают на национальные праздники, на День села, на концерты, посвященные памятным датам, на фестивали «Удел Богородицы» в селе Съезжее, который проводится в день Казанской Божией Матери (в этом году был отменен из-за пандемии), «Подсолнух» в Утевке, «Лазоревый цвет» в Самаре.
Не раз пели они и в областной столице – на сценах оперного и драматического театров, дворцов культуры железнодорожников, на площади Кирова, в Доме дружбы, в институте культуры, в школах, в парках, на площадях... Выступали и в Мордовии. А несколько лет назад районная администрация наградила виловатских бабушек поездкой в Анапу. И вот они как запоют в домике на турбазе вблизи моря, так все отдыхающие вокруг сразу включают мобильники – записывать импровизированный концерт...
«Мы как поедем куда-то, бабушки начинают молитвы петь, затем песни. Так и поют всю дорогу, и ни одна песня ни разу не повторяется, – говорит художественный руководитель «Мордовских узоров», заведующая клубом в Виловатом Александра Николаевна Рязанцева. – А когда к нам приезжала фольклорная экспедиция из Самары во главе с Андреем Давыдовым, бабушки ему в первый же день спели тридцать девять песен».
Самарским фольклористам участницы «Мордовских узоров» показали также местный свадебный обряд, а еще – круговую кураповскую кадриль. А народные песни из репертуара виловатских бабушек вошли в многотомную антологию фольклора Самарской губернии, собранную профессором Поволжской социально-гуманитарной академии Инной Касьяновой.

Надежда ЛОКТЕВА.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО.

 

Последнее от Socgaz