Поют хвалу колокола

Оказывается, звонарное искусство вполне по силам и слабому полу. Кто эти люди, в чьих руках рождается дивная «небесная» музыка?

Поют хвалу колокола

Фото: Роман Грамотенко

Активная жизнь
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times
Один раз и на всю жизнь

Испокон веков считалось, что если в церкви есть колокольня, есть колокола, то и церковь, даже если строительство еще не закончилось, тоже уже есть. К колоколу относились как к живому, ему давали имя, с ним разговаривали. «Звонящая икона», «молитва в бронзе» – это все о нем. А вокруг профессии звонаря всегда был некий ореол таинственности, потому что извлекать музыку из глыб металла – настоящая тайна, доступная немногим.
…Маленькой Гале слушать колокольный звон нравилось с детства. Как пришла вместе с бабушкой в церковь, так тут и осталась. Начала ходить в воскресную школу при храме, нашла здесь друзей. В первый раз на колокольню решилась подняться только в восемнадцать лет. Ее подруга отучилась на курсах колокольного звона и начинала нести послушание звонаря. Вот и Галине захотелось прикоснуться, попробовать, что это такое – звонить в колокола. Однако в тот первый раз Галя так и не позвонила – побоялась, настолько девушку поразил ансамбль колоколов.
– Я не понимала, что происходит, как рождается столь прекрасная музыка, – вспоминает девушка. – Но именно тогда я твердо решила, что тоже пойду учиться и буду звонить.
Сегодня Галина Максименко, как она сама говорит, несет послушание главного звонаря в самарском соборе в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, поднимаясь на самую высокую колокольню в городе, высота которой составляет 73 метра. Самый большой колокол здесь весит порядка трех тонн, и, чтобы раскачать его язык, приходится прилагать немало усилий. Но звон заставляет забыть и о страшной высоте, и об усталости.
Прежде чем попасть сюда, Галине пришлось пройти много ступеней. С того дня, когда девушка впервые поднялась на эту колокольню в качестве слушателя, прошло немногим более десяти лет. За это время Галя успела окончить вуз и поработать по полученной инженерной специальности, получить второе - педагогическое - образование, начать преподавать, выйти замуж и стать мамой, но главное – осуществить свою мечту. Впрочем, обо всем по порядку.
Тогда, искренне загоревшись идеей научиться звонить, Галина пошла на курсы колокольного звона, которые проводили в духовно-просветительском центре «Кириллица», тут же, на территории храма. Но, проучившись полгода, словно наткнулась на невидимую преграду: вдруг все перестало получаться.
– Решила, что это, наверное, не мое, – рассказывает она, – и все забросила. Но в ответ наступило уныние – вот, так хотела, горела, и не получилось.
А спустя пару месяцев ей представился второй шанс. Рядом с Поволжским государственным университетом телекоммуникаций и информатики, где училась Галина, открылся храм в честь Собора самарских святых. Там только-только оборудовали колокольню, из Каменск-Уральского привезли девять красавцев-колоколов. Устанавливал на звоннице. А настраивал их один из известных российских мастеров колокольного звона - Владимир Марьянович Петровский из Архангельска. После настройки мэтр остался в Самаре, чтобы научить местных звонарей секретам своего мастерства.
О курсах Галя узнала случайно от преподавателя философии. Но, помня о своей неудаче, она решилась на учебу не сразу. А когда пришла, первое, что услышала, было: «Вы не ошиблись дверью?», поскольку курсы уже заканчивались. От месячных курсов оставалась всего неделя, но это только подстегнуло в будущем звонаре желание учиться. Она с жадностью набросилась на знания и за оставшуюся неделю выучила все, что ее коллеги изучали месяц. Желание звонить было огромное, поэтому, когда на выпускном настоятель отец Виталий Германов предложил ей остаться в храме в качестве звонаря, Галина без раздумий согласилась. Так ее жизнь оказалась накрепко связана с колокольным звоном.

Поют хвалу колокола

Нет предела совершенству

Успокоиться, остановиться на достигнутом – совсем не в Галином характере. Она из тех людей, кто никогда не тормозит, стремясь расширить свои границы, подняться выше и идти дальше. Понимая, что до настоящего мастерства еще далеко, Галина стала искать любую возможность совершенствовать свои знания. Как она сама признается, колокольный звон занимает огромную часть ее жизни. Ей хочется творить, придумывать что-то новое, сочинять, пробовать.
До пандемии в России проводили много различных фестивалей колокольного звона, куда можно было приехать в качестве зрителя и слушателя, а также побывать на мастер-классах у признанных мэтров. Сначала как сторонний наблюдатель, а потом уже и как звонарь Галя объездила почти всю страну. Москва, Санкт-Петербург, Ростов Великий, Ярославль, Татарстан, Анапа – практически везде ей довелось участвовать.
Полной неожиданностью для нее стало приглашение в 2013 году на Московский пасхальный фестиваль - крупнейший форум классической музыки и колокольного звона, созданный по инициативе художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Первый участник от Самары за десять лет существования фестиваля – это ли не честь?
– Я тогда очень радостная туда приехала, с какими-то своими планами, а потом послушала, как звонят, и подумала: а что я сюда привезла? – продолжает Галина. – На фоне мастеров колокольного звона я смотрелась как человек с улицы. У них колокола пели от легкого управления веревками, они звучали так чудесно, что я просто должна была научиться звонить так же. Каждый год я ездила на этот фестиваль. Смотрела, слушала, записывала видео, а потом пыталась повторить самостоятельно на своей звоннице. Именно благодаря этому фестивалю я выросла как профессионал.

Ученики

Едва научившись звонить сама, Галина целый год вела курсы колокольного звона для взрослых. А чуть позже ей предложили попробовать обучать детей. И хотя поначалу казалось страшно, позже она так втянулась, что не представляет себя без своих маленьких учеников.
В 2011 году она пришла в детскую школу искусств №3 «Младость», тесно сотрудничавшую с ДПЦ «Кириллица», и с тех пор ведет занятия на базе центра для детей и взрослых. Получила второе высшее образование по специальности «педагог дополнительного образования» и начала разрабатывать свои собственные методики и программы обучения. Кстати говоря, в прошлом году ее программа «Искусство быть звонарем» вошла в десятку лучших дополнительных модульных программ по Самарской области.
На занятиях взрослые знакомятся только с уставом и практикой. У маленьких учеников программа намного шире: дети изучают историю колокольного звона, архитектуру храмов, основы литейного дела, нотную и ритмическую грамоту, специальные компьютерные программы, учатся не только воспроизводить известные колокольные звоны, но и соединять колокол с классической музыкой, импровизировать. И если поначалу на занятия приходили единицы, то сейчас у Галины Максименко учится двадцать два ребенка в возрасте от шести до семнадцати лет.
Не могу не спросить, что же нужно, чтобы научиться звонить.
– На самом деле ничего особенного, – отвечает Галина. – Ритм мы развиваем в процессе обучения, учимся всему с нуля. Так что самое главное – это желание, настрой на духовно-ритмический лад, чтобы влиться в эту культуру. Все-таки колокол в первую очередь церковный инструмент, не зря его называют голосом храма. Часто приходят люди, желающие играть на колоколах современную электронную музыку. Да, это возможно, поскольку колокол ритмический инструмент, на котором можно отбить все что угодно, но он для этого не приспособлен. Ведь колокола не просто звучат, они еще вибрируют при звучании. И вот при таком новаторском исполнении часто можно услышать, что колокола начинают звонить резко, даже неприятно, словно сопротивляются. Мы на занятиях пробуем соединять электронные программы с колокольным звоном, изучаем звоны в классической музыке, объединяем с ней. Вот это звучит гораздо органичнее современных ритмов.
Подрастает у Гали и смена – сын Лев. Несмотря на свои два года, мальчик уже пытается помогать маме. Во время беременности Галина продолжала звонить в храме, так что Левушка привык к колокольному звону еще до рождения. А едва подрос – мог и спать на колокольне под перезвоны. Кстати, Галя опровергает расхожее мнение о глухоте звонарей. Дело в том, что колокола отливают именно в тех диапазонах, которые приемлемы для человеческого уха. Конечно, все индивидуально, бывают люди и с повышенным порогом чувствительности к высоким или, наоборот, низким звукам. В этом случае можно использовать беруши или наушники.

«Я хочу, чтобы о колоколах узнали все…»

Как у каждого человека, у Галины есть свои мечты и планы. Было время, когда она стеснялась признаться, что работает звонарем. Именно тогда ей впервые захотелось, чтобы об искусстве колокольного звона узнали как можно больше людей и в первую очередь - дети. За последние годы это желание только укрепилось. Именно поэтому она использует любую возможность, чтобы популяризировать звонарное дело. Пишет программы и статьи, участвует в фестивалях и конкурсах. В 2019 году она была участницей в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям», где заняла первое место на городском этапе в художественной номинации.
– Со мной соревновались профессиональные вокалисты и театралы, а победила я. Для меня это было большой неожиданностью, – скромно отмечает она.
Примерно в то же время Галя наудачу отправила заявку на женский конкурс в один из московских журналов. Отправила и забыла: мол, где я и где они. Поэтому, когда ей позвонили, чтобы пригласить на награждение, поначалу восприняла она как розыгрыш. И только после второго звонка поверила, что снова победила. И, конечно, использовала эту поездку как шанс рассказать о колокольном звоне.
Вот и вы, уважаемые читатели, теперь тоже знаете. И если захотите, можете научиться звонить. Ведь главное – желание, а чувство ритма развивается в процессе обучения.

Это интересно:
  • В богослужебных книгах колокол называется кампаном – в честь римской провинции Кампания, где добывали лучшую медь для колоколов.
  • В христианстве колокола стали использовать с IV века. Обычай созывать монахов на богослужения возник в христианских монастырях Египта.
  • Первый колокол появился в Китае в XXIII веке до нашей эры. Он был небольшого размера, и клепали его из железа. Чуть позже в Китае решили создать инструмент, где находилось бы несколько десятков различных по величине и диаметру колокольчиков. Такой инструмент отличался многогранным звучанием и колоритностью.
  • Российские колокола называли «язычными», поскольку звук от них исходил при расшатывании языка. В европейских инструментах звучание исходило при расшатывании самого колокола, или при ударе по нему специальным молотком.
  • Известное словосочетание «мали́новый звон» к ягоде малине и малиновому цвету не имеет никакого отношения. Оно происходит от названия города Мехелена, расположенного теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. В XVIII веке, со времени появления таких колоколов в России, «малиновым» стали называть красивый, мелодично переливающийся звон.

 

Важно:

Друзья, мы запускаем новую рубрику «Есть такая профессия», где будем рассказывать о наших земляках – тех, кто имеет редкую, необычную специальность, и тех, кто занимает должность, которая у всех на слуху. Что мы знаем о профессиях? Ну да: повар готовит, педагог учит, врач лечит, а слесарь обрабатывает металл или древесину. Но простому обывателю мало знакома изнанка трудовых будней. Тем более что интересно изучить рынок труда сейчас, когда одни профессии исчезают за ненадобностью, а другие, наоборот, появились совсем недавно. Востребованы ли в настоящее время рабочие специальности? Где можно обучиться тому или иному делу и где применить свои знания на практике?
Уважаемые читатели, «Социалка» делает эту рубрику открытой. Это значит, что и вы можете предложить кандидатуру для статьи. Наверняка в вашем окружении есть интересные люди и редкие специалисты. А может быть, это вы сами? Пишите, звоните – самые интересные истории будут опубликованы на страницах нашей газеты.

 

Татьяна Тузовская