"Как я была пионером"

19 мая - День пионерии. Своими воспоминаниями поделилась Раиса Николаевна Андреева из села Ахрат Похвистневского района.

Общество
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Моя школа, в которой я училась, где прошло моё детство, находилась в самом красивом живописном селе Ахрат Похвистневского района. Почему пишу в прошедшем времени? Потому что моей самой любимой, неповторимой, единственной школы нет уже более 20 лет. Так случилось, что вышестоящие органы посчитали, что школа неперспективная, далеко от города, количество учеников с каждым годом становится меньше. Хотя на день закрытия в школе обучались 53 ученика. Одним словом, закрыли и навсегда забыли. Но не забыли ученики, выпускники, которые 70 лет назад получали документ об окончании моей школы. А их более 700 человек и более 70 учителей, воспитателей, пионервожатых, которые работали в нашей школе.

"Как я была пионером"
В течение 35 лет здание было обыкновенным, деревянным, с печным дровяным отоплением. Это потом, в 1968 году, построили прекрасное типовое кирпичное большое здание на 200 учеников. Но даже деревянная маленькая школа была для нас самой красивой, доброй, любимой, комфортной. И останется, конечно, такой навсегда.

Как хорошо было, что в пору нашего детства были молодёжные организации советского времени: октябрята, пионеры, комсомол. Пионерия! Как красиво звучит! Наверное, ни в одну молодёжную организацию не принимали так торжественно и важно, с такой тщательной подготовкой, как в пионерскую.
Мы учили торжественное обещание, законы пионеров Советского Союза, гимн «Взвейтесь кострами синие ночи». Но особенно старались научиться правильно повязывать галстук. И ещё изучали биографию пионера – героя Лёни Голикова, имя которого носила наша дружина. Своими добрыми и полезными делами должны были доказать, что мы достойны быть в рядах пионерской организации. Обычно в пионеры в нашей школе принимали 22 апреля – на день рождения В.И. Ленина.

Как сегодня помню тот весенний солнечный день! После третьего урока сигнал горна известил, что нужно построиться всем на общешкольную торжественную линейку. Виновники торжества стояли в центре, перед всей школой. На левой руке у каждого из нас висит тщательно отглаженный галстук. Под гимн советских пионеров «Взвейтесь кострами» знамённая группа выносит знамя дружины. Они стоят до конца линейки. Рапорты, открытие линейки, наконец, торжественная часть. Самый главный и ответственный момент для нас – это клятва. Каждый из нас, волнуясь, подходил к знамени, гордо подняв голову, торжественно клялся на верность делу Ленина и Коммунистической партии.

До сих пор не стёрлись в памяти эти слова. Мы, ребята того времени, были воспитаны на подвигах пионеров – героев, горячо любили своё родное село, Родину, выполняли все поручения старших товарищей.

Клятва пионеров: «Я, Андреева Раиса, вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».

...Под звуки горна и барабана лучшие ученики повязали алый галстук. Старшая пионервожатая произносит: «В борьбе за дело Коммунистической партии будь готов!». И все мои одноклассники, подняв чуть выше головы правую руку, демонстрировали готовность ставить общественные интересы выше личных и салютовали: «Всегда готов!» С сегодняшнего дня мы не просто 3 класс, а пионерский отряд «Юные космонавты», мы влились в многочисленную пионерскую организацию, стали взрослее. После линейки со своей учительницей пошли на экскурсию на лесную поляну. У нас был праздник, мы пели песни, танцевали, играли. Время от времени поглаживали концы галстука, гордились, что мы – пионеры, как молитву повторяли стихотворение «Пионерский галстук».

Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.

Мы действительно берегли галстук, зная, что это частичка нашего знамени, обагрённая кровью защитников Отечества, а три его конца – это связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров. Мы знали, что пионер - значит первый, самый лучший.

Пионерская организация носила имя В.И. Ленина, поэтому мы должны были всё знать о нём: изучали биографию вождя, читали книги, смотрели диафильмы и кинофильмы, совершали заочные путешествия по ленинским местам. Также изучали историю своего села, колхоза, школы. Занимались поисковой работой: устанавливали первых переселенцев, комсомольцев, пионеров, учителей.

Каждый отряд получал задание по сбору макулатуры, металлолома и даже соревновались, кто больше соберёт. Тимуровская работа у престарелых жителей, вдов и больных была обязательной. Два раза в неделю звенья ходили к своим подопечным и помогали по хозяйству: чистили снег, пилили и кололи дрова, копали огород, сажали овощи, таскали воду из колодца, мыли полы. Они угощали нас сладостями и рассказывали о своей жизни.

Очень много внимания уделяли трудовому воспитанию. Большую работу мы проделывали на пришкольном участке. Каждому отряду отводили участок земли. Мы сами её обрабатывали, выращивали различные овощи, проводили опыты. Например, как органические удобрения влияют на урожайность картофеля или влияние опрыскивания посевов моркови керосином на урожай моркови.

"Как я была пионером"

У нас на территории школы был большой прекрасный сад. Мы, пионеры, сами проводили обрезку деревьев и кустарников, побелку яблонь, опрыскивали деревья от различных вредителей. А осенью собирали плоды своего труда. Изготавливали варенья, соленья, салаты и всё это хранили в школьном погребе, а зимой питались в столовой. Осенью, на День урожая, подводили итоги своей работы. Организовывали выставку всех плодов, которые вырастили на пришкольном участке и в саду. Мы своими глазами видели и убеждались, что летом поработали на славу.

Школьники – пионеры оказывали посильную помощь в полеводческих работах колхозу. В нашем краеведческом музее имеются альбомы, где мы описали свою работу за май – сентябрь 1966 года. Это подлинные записи. Вот некоторые из них:

«- Всего ребята за лето отработали 1100 выхода дней;
- Ходили на полив огурцов и помидоров в колхозный огород на площади 2 га.
- Убрали морковь с площади 1,5 га и сахарную свёклу 3 га.
- Собрали семена мальвы 15 кг.
- Посажено 836 саженцев деревьев и кустарников на территории села.
- Посажено 3000саженцев сосен на лесном массиве.
- Посажено 300 плодовых деревьев в колхозном саду».

На колхозных полях прореживали подсолнух, ухаживали за сахарной свёклой, участвовали в уборке зерновых культур. Вот так пионеры Ахратской школы трудились на благо села, Родины под девизом: «Мой труд вливается в труд моей республики!»

Каждый год 1 октября по всей стране проходила Всероссийская пионерская линейка. В этот день вся пионерия страны слушала Москву по радио. Центральный совет Всесоюзной пионерской организации давал старт Всесоюзного марша юных ленинцев по различным направлениям. Все отряды нашей школы ставили определённые задачи. Целый год усиленно работали, выполняли все обязательства.

А 19 мая, в День Пионерии, подводили итоги. В торжественной обстановке каждый отряд отчитывался о проделанной работе. Отмечали и награждали отличников учёбы, активистов пионерской организации, определяли лучший правофланговый отряд. Затем у пионерского костра устраивали настоящий праздник: пели песни, декламировали стихи, басни, ставили сценки, проводили конкурсы, спортивные состязания. В этот день лучший правофланговый отряд награждали поездкой в один из городов: Куйбышев, Бугуруслан, Ульяновск.

В 60 – 70 годы прошлого века большую роль в жизни миллионов молодых людей играл комплекс ПГТО и ГТО. Не исключением была и наша школа. Перед пионерами стояла задача получить «золотые» и «серебряные» значки. Один из законов пионеров гласит: «Пионер настойчив в учении, труде и спорте!».

Поэтому, чтобы добиться успехов в спорте, мы тренировались. Бегали на различные дистанции, плавали в пруду, метали диск, гранату, копьё, стреляли из пневматической винтовки, прыгали в высоту, длину. А учителя нацеливали нас на то, что мы должны выполнить нормативы и получить значки. Когда же мы сдавали нормативы ГТО, получали значки, то с гордостью носили их рядом с пионерским.

А сколько мы совершали экскурсий и походов по родному краю. Обошли пешком и на лыжах весь свой район. Побывали на родине Героев Советского Союза Н.Б. Бережкова (с. Большая Ёга), Н.С. Доровских (с. Подбельск) и т.д. Походы были однодневные, двухневные, даже трёхдневные. Мы преодолевали расстояния 30-40 км без каких-либо трудностей. Школьники моего поколения были физически здоровыми и крепкими, честными и верными товарищами и всегда правдивыми.

"Как я была пионером"

А с каким нетерпением мы ждали праздник 23 февраля – День Советской Армии и Военно-Морского флота. В этот день у нас проходило очень много мероприятий: мы поздравляли учителей-мужчин, своих одноклассников-мальчиков, приглашали в школу участников Великой Отечественной войны, бывших выпускников, отслуживших в Армии, давали концерт художественной самодеятельности, был смотр строя-выправки.

Затем всеми любимая игра «Зарница» на открытой местности. Нам нужно было найти дружинное знамя, которое спрятано в тайнике. Чтобы дойти до этого тайника, нужно было преодолеть множество препятствий. Тот пионерский отряд, который первым находил знамя и воодружал на пригорке, становился победителем. А к этому времени повара – кашевары готовили настоящий солдатский обед, вкуснее которого мы никогда не ели. Один отряд готовил гречневую кашу с тушёнкой, другой – лапшичный суп с консервами, третий – тушённая картошка с мясом и непременно душистый чай из лесных трав.

Это ли не военно - патриотическое воспитание молодого поколения!? Любовь и преданность Родине, продолжение исторических традиций нашего народа, готовность противостоять любым врагам.

А концерты художественной самодеятельности, которые мы, пионеры, ставили на производственных объектах: МТФ (молочно-товарная ферма), ОТФ (овцеводческая ферма), тракторной бригаде, в посёлках Красная Нива и Филипповка, никого не оставляли равнодушными. В обыкновенной деревенской избе на одной половине мы выступали, на другой сидели зрители. Мы пели песни о Родине, В.И. Ленине, пионерские песни, о природе, читали стихи, басни, танцевали. А ходили мы всегда пешком 5-8 км. Мы получали удовольствие от счастливых глаз зрителей, аплодисментов и слов благодарности в наш адрес.

Какие содержательные и красивые песни писали тогда поэты и композиторы! Мы их все разучивали и пели. Да как можно было не любить такие песни – «Звонкая песня», «Школьная тропинка», «Ровесники-ровесницы», «Люблю тебя, мой край родной», «Что у вас, ребята, в рюкзаках», «Женька», «Орлёнок», «Маленький барабанщик», «Пограничник» и т.д. Я до сих пор помню эти песни и с удовольствием пою их.

Невозможно пересказать всего, чем мы, пионеры, занимались. Мы всегда были заняты делом, хотя у нас не было ни телевизора, ни интернета. Мы ходили в сельский Дом культуры и смотрели фильмы: «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Чапаев», «Девчата», «Летят журавли», «Доживём до понедельника», «Два Фёдора» и другие.

Были ли у нас хулиганы? Я даже не припомню. Мелкие шалости заставляли краснеть любого, кто попадал на сбор пионерского актива и, не дай бог, в кабинет директора школы. Это всё очищало мозги и ставило их на путь истинный.

Вспоминая свои школьные годы, которые прошли через октябрятские правила, пионерские обещания, комсомольские клятвы, я понимаю, что это был реальный светлый мир, который был наполнен верой в добро, справедливость и всеобщее счастье.