Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

Как рождается газета

Автор  дек 08, 2019 - 882 Просмотров

 

 

Корреспонденты «Социалки» побывали в типографии и проследили за процессом печати очередного номера нашего издания

Говорят, газета живет один день. Так ли это – судите сами. Но в рождении каждого номера принимаем участие мы все – и журналисты, и верстальщики, и корректоры, и редакторы, а также и вы, дорогие читатели, пишущие нам письма и подсказывающие темы. И если работу над газетой в редакции можно сравнить с внутриутробным развитием нашего детища – формированием его ручек, ножек, мозга, всех жизненно важных органов, то в появлении его на свет не обойтись без квалифицированной помощи типографии. И заглянуть в таинство этого процесса – увидеть, как газета обретает бумажную плоть и кровь, – нам было интересно и самим.
Еще лет тридцать назад вёрстка газетных полос (так в полиграфическом производстве называют страницы) происходила непосредственно в типографии. Поэтому, как правило, редакция располагалась в одном с ней здании, и сотрудники бегали туда-сюда, доставляя из типографии в редакцию пробные оттиски набора на вычитку редактору и корректору, а затем обратно в печатный цех для внесения правок.
Однако с появлением компьютерного набора и вёрстки этот процесс стал менее трудоемким, а технология печати – более сложной. И типография теперь располагается далеко от нашей редакции – в промзоне на улице XXII Партсъезда. Туда мы и отправились в четверг вечером вместе с фотокорреспондентом Романом Грамотенко, чтобы воочию увидеть, как печатается наша газета, и рассказать об этом читателям.

ТАЙНЫ ОФСЕТА
В типографии нас встретила технолог предприятия Светлана Мелешина. Ей предстоит нам рассказать о том, какие этапы проходит наше издание, прежде чем оказаться в руках у читателей, и показать работу типографии.
Итак, после того как внушительную кипу журналистских материалов, предназначенных для очередного номера, вычитывают редактор и корректор, эти материалы завёрстывают в полосы на компьютере в редакции наши дизайнеры Павел Иванников и Вероника Шурыгина. Затем готовые полосы, еще раз прочитанные корректором и проверенные редактором, отправляют по электронной почте в типографию. Там оператор формирует на компьютере «спуски» – в каждом по четыре полосы, расположенные в определенном порядке – так, как они печатаются с одной стороны газетного листа.
Далее начинается очень важное действо – создание форм для офсетной печати. И хотя на журфаке мы проходили способы и виды печати, я, к стыду своему, до сих пор не могла понять, как это – когда печатные и пробельные элементы находятся в одной плоскости. Теперь же довелось увидеть, что представляет собой готовая печатная форма. Это алюминиевый лист со светочувствительным слоем, на который лазером нанесено изображение. То, что происходит внутри машины, напоминает процесс печатания фотографий. Кстати говоря, в комнате и освещение специальное – приглушенное, чтобы не «засветить» формы.
И в результате химических процессов нанесенные на форму изображения отталкивают от себя воду, вернее, специальный водный раствор, которым смачивают формы во время печати, а типографскую краску на масляной основе впитывают. Белые же участки, напротив, вбирают в себя воду, но отталкивают краску. За счет этого и происходит печать. Для цветных полос изготавливают четыре разные формы – для черной, желтой, пурпурной и голубой краски, которые, накладываясь друг на друга, составляют все остальные цвета и оттенки.

ДВЕ БАШНИ
Готовые формы закрепляют на так называемых «башнях» – установках, на которых печатается газета. Печать идет одновременно с двух сторон – газетный лист, вернее, бумажное полотно, которое затем будет разрезано на отдельные листы, проходит между резиновыми валами, на которые с форм переносится изображение.
В нашей газете – шестнадцать полос типографского формата А3, и значит, её печатают одновременно с двух «башен». А когда газета выходит в двадцатиполосном варианте, то задействуют и третью башню. Два непрерывных бумажных полотнища бегут параллельно друг другу, соединяются где-то на верхотуре и, складываясь вдвое, втекают в недра фальцовочного аппарата, откуда по транспортеру выезжают уже готовые газеты. Скорость печати на этой установке доходит до тридцати тысяч экземпляров в час. Это очень быстро.
Как подсчитал наш фотограф, в среднем с конвейера сходит семь экземпляров в секунду «Социальной газеты». Но перед этим бригадир-печатник проводит приладку, проверяя точное совмещение всех печатных форм и интенсивность красок, чтобы изображение получилось четким, а цвета – естественными. И во время печатания тиража печатники периодически выхватывают с транспортера готовую газету, пролистывают под специальным освещением, сверяя цвета, и проверяют, нет ли брака.
На один номер «Социалки» требуется около трех тонн бумаги. Это шесть-семь огромных рулонов. В каждом – от 400 до 500 килограммов, или 12 – 15 километров непрерывного бумажного листа. Бумагу поставляют с сыктывкарского комбината «Монди». Часть ее неизбежно уходит в отходы при приладке, заправке бумаги. А также нередко приходится снимать верхние слои с нового рулона, если их повредили при транспортировке. Но эти потери, как правило, не превышают заранее рассчитанной нормы.
А вот типографской краски на тираж уходит до 20 килограммов каждого цвета, и больше всего – черной и желтой, которая присутствует практически во всех цветах.

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Когда смотришь на работу сотрудников типографии, невольно возникает ассоциация с матросами на корабле. Печатники Евгений Мартынов и Александр Козлов стремительно носятся между «башнями» и транспортером с готовыми газетами, по крутому гремящему трапу взбегают на второй ярус «башни», что-то на ходу проверяют, регулируют, подкручивают, добавляют краски в специальные отсеки машины с помощью «пистолетов», похожих на бензозаправочные, и снова просматривают оттиски на свет. И так все время, пока печатается тираж.
А женщины-сборщицы Флюра Галлямова и Лариса Татарникова проворно сбивают в стопки готовые номера «Социалки». Щелчок упаковочного аппарата – и толстая пачка захлестывается крест-накрест пластиковыми лентами. В таком виде газеты развезут в пятницу по киоскам «Роспечати» и почтовым отделениям для доставки подписчикам в субботу.
Всего в процессе печатания газеты могут быть задействованы от пяти до десяти человек – в зависимости от количества полос. Однако в случае непредвиденной ситуации – например, поломки машины – сотрудники могут в любое время суток связаться по телефону с нужным специалистом. И если неполадку не удастся устранить с помощью его рекомендаций, то тогда специалист приедет на такси в типографию даже ночью. В любом случае газета будет напечатана в срок. Ее просто перебросят на другие «башни», ведь в типографии их пять и три фальцовочных аппарата, поэтому одновременно на линии могут печататься до трех изданий.
Качество печати зависит от многих факторов – от качества бумаги, краски, температурного режима, влажности воздуха в типографии. Но, конечно, главный фактор – человеческий. Кажется, что «умная» машина всё делает сама, но без ювелирной работы печатника, его мастерства, умения видеть цвет, различать краски и оттенки невозможно добиться правильной цветопередачи, вовремя заметить дефекты печати. Для этого необходимы талант и, конечно, опыт.
Например, Евгений Мартынов, печатник четвертого разряда, получил профессию непосредственно в типографии, придя сюда учеником.
«У нас есть у кого учиться, – поясняет Светлана Мелешина. – Вот, скажем, Александр Вячеславович Козлов – потомственный полиграфист, его отец работал в Доме печати, в офсетном цехе. И главный инженер Максим Михайлович Елыманов тоже пошел по стопам отца. Сначала работал в газетном цехе в Доме печати, затем пришел сюда печатником и окончил заочное отделение ­института».
Да и сама Светлана Григорьевна потомственный типографский работник. Она более двадцати лет трудилась в «Волжской коммуне». А ее мама Ирина Александрова пришла в «Коммуну» еще шестнадцатилетней девчонкой во время войны. Долгое время работала метранпажем, то есть верстальщиком.
«Считалось, что метранпаж – это элитная профессия среди рабочего класса. До революции они ходили в котелках и с тросточками, были очень образованными, и моя мама училась у таких людей, – рассказывает Светлана Григорьевна. – А папа работал в газетном цехе. Их обоих уже нет в живых, потому что печатные формы делали в то время из сплава, содержащего свинец и сурьму, и типографская работа считалась очень вредной. А мама непосредственно вручную набирала и «Волжскую коммуну», и «Волжский комсомолец», и «Волжскую зарю».
Кстати говоря, работа в современной типографии сегодня не принадлежит к разряду вредных – и печатные формы, и краска, и другая химия, которую задействуют в процессе, опасности для здоровья людей не представляют.
«У нас есть все сертификаты и паспорта, подтверждающие, что мы работаем с безопасными материалами, – отмечает Светлана Мелешина. – Нас постоянно контролируют – замеряют уровень пыли, шума, вибрации. Но всё соответствует нормативам».

ЗВОНИТЬ ЛИ В ТИПОГРАФИЮ?
Типография «Оптима-принт» работает круглосуточно, без перерывов, ведь ежедневные информационные газеты порой сдаются в печать поздним вечером, а утром уже должны поступить подписчикам и в киоски. Наша газета – еженедельник, она не так ограничена требованиями оперативности, но поступить в печать должна точно в срок, поскольку свободного времени в рабочем графике типографии практически не бывает. В этой типографии печатают федеральные и областные газеты – такие, как «Коммерсант», «Волжская коммуна», «Гудок», а также много районных – «Волжскую новь», «Сельский труженик», «Чапаевский рабочий», журнал «Телесемь», глянцевые журналы, рекламные буклеты, издания из Башкортостана, Татарстана, Оренбурга, Ульяновска.
Адрес и телефон типографии в нашей газете указаны в выходных данных на последней странице – там же, где указан и адрес редакции. Поэтому, зная специфику нашей аудитории, трудно было не задать Светлане Григорьевне вопрос: а не звонят ли наши читатели порой в типографию, путая ее номер телефона с номером редакции? Оказывается, звонят, и довольно часто.
Поэтому я хочу напомнить читателям: непосредственно работникам типографии можно сообщить только о типографском дефекте – о смазанной краске, о нечеткой печати или о неправильном расположении страниц.
«Мы всегда строго следим за качеством, и наши сотрудники правильно понимают критику», – говорит Светлана Мелешина.
А вот если вы, уважаемые читатели, хотите поговорить с корреспондентами, пожаловаться на проблемы или указать нам на ошибку в тексте, в телепрограмме или в рекламном объявлении, то звоните и пишите, пожалуйста, именно в редакцию «Социальной газеты».

Надежда ЛОКТЕВА.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО.

* * *

Наглядно увидеть, как работает типография, вы можете в видеоролике, который подготовил наш фотокорреспондент Роман Грамотенко и который мы разместили на сайте «Социальной газеты» и в группе нашего издания в социальной сети «ВКонтакте» в интернете: vk.com/socgaz. А также здесь: https://www.youtube.com/watch?v=sewFz6w1Vfo

Другие материалы в этой категории: « Защита или ханжество? Прикипели всей душой »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Август 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.