Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

Виловатские бабули

Автор  сен 19, 2020 - 286 Просмотров


Для Валентины Георгиевны Шурыгиной (справа) и для Валентины Васильевны Кислинской песня – это не просто увлечение, а неистощимый источник, из которого можно черпать силы и молодость, поддерживать себя в разных, порой трудных жизненных обстоятельствах.

 

Более пятидесяти лет в селе Виловатое существует уникальный фольклорный ансамбль

Познакомиться с этими женщинами хотелось уже несколько лет – с тех пор, как довелось увидеть на фестивале документального кино «Соль земли» фильм «Ветер, солнце и орел», главные героини которого – участницы фольклорного ан­самбля «Мордовские узоры» из села Виловатое Богатовского района.

С песней по жизни
Долгое время ансамбль, созданный в 1968 году, считался своего рода визитной карточкой не только села, но и всего района. Однако сейчас из всего коллектива действующих артисток остались только две, самые молодые, – Валентина Васильевна Кислинская и Валентина Георгиевна Шурыгина, одна 1941-го, другая 1943 года рождения. Еще одна участница ансамбля не выходит сейчас из дома из-за больных ног, а многих уже нет в живых. Но и в исполнении дуэта старинные русские, мордовские песни и озорные частушки собственного сочинения звучат так же сильно и слаженно, потому что энергии и задора у певиц хватает на целый хор.

Виловатские бабули
Не могут дома сидеть.
Пускай цены прибавляют –
Все равно мы будем петь!

«Я молчком не хожу – всегда пою то молитвы, то песни, – говорит Валентина Георгиевна Шурыгина. – Живу одна, только песнями и веселюсь».
Любовь к песне обе женщины унаследовали от родных.
«Мама рассказывала: собирались вечерами – кто вяжет варежку, кто носок, кто платок-паутинку, кто кофточку, – вспоминает Валентина Васильевна Кислинская. – Нальют в четверть (большую бутыль) воды, ведь другого угощения во время войны и после нее не было, время было голодное. Поставят на стол пятилинейную или десятилинейную керосиновую лампу и вяжут, пьют эту воду и поют».
Мама Валентины Васильевны была в первом составе «Мордовских узоров», что образовались в 1968 году. Тогда участников было человек двенадцать – пятнадцать, в том числе и двое-трое мужчин.
А Валентина Георгиевна Шурыгина к народным песням пристрастилась в семье мужа. До этого пела в хоре в строительном училище в Куйбышеве, где училась после школы.
«Я сама русская, папа у меня русский, а мама мордовка, – рассказывает она. – И у мужа вся семья – коренная мордва.
И вот моя свекровка, у свекровки золовка – они и по-мордовски, и по-русски пели.
У свекрови был голос – как из кадушки, она как заведет песню на всю Оторвановку, сразу все слышат – Мария Гавриловна вышла. А если у кого-то день рождения, свадьба в селе, они меня зовут к себе и сажают рядом. Вот так я от них все песни и выучила».
В «Мордовские узоры» Валентина Георгиевна попала уже в начале 2000-х годов.
«У меня в 2001-м умер муж, – рассказывает она. – Тоска немогучая: я первые дни вообще никуда не ходила. А потом иду мимо клуба, а у девчонок была репетиция, они меня и зазвали. Можно сказать, обманным путем заманили – попросили блинцы им испечь. Пообещала, а они и говорят: всё, теперь ты от нас никуда не уйдешь».
Помимо «Мордовских узоров», она поет еще и на клиросе в церкви села Богатое, ездит туда на автобусе. А по селу передвигается на велосипеде. Для многих жителей здесь это основной транспорт, ведь село длинное, вытянулось вдоль реки Самары более чем на четыре километра.

Ни минуты покоя
И Валентина Васильевна, и Валентина Георгиевна родом из Виловатого. Жизнь у наших героинь была нелегкая – их детство пришлось на военные и послевоенные годы. Отец у Валентины Васильевны пропал без вести на фронте, и мать одна воспитывала трех дочерей. Так что помогать по хозяйству, а затем работать в колхозе пришлось с раннего детства. И сейчас она чувствует обиду, что, позаботившись о ветеранах войны и тружениках тыла, власти никак не отметили их, детей войны, выросших без отцов, узнавших в раннем возрасте и нужду, и тяжкий труд. Всю жизнь работала на ферме дояркой – об этом говорят её натруженные, деформированные артритом руки.
Валентине же Георгиевне Шурыгиной довелось трудиться и на колхозном току, и в детском садике, и даже конюхом в колхозной конюшне. Она вспоминает, как однажды смогла предотвратить кражу племенного жеребца – так вцепилась в цыгана-конокрада, застав его в конюшне, что тот еле смог вырваться и убежать.
И вообще женщины в Виловатом боевые, бесстрашные, находчивые. Например, Валентина Георгиевна несколько лет назад пробилась к тогдашнему губернатору Николаю Меркушкину, приезжавшему в Кинель-Черкассы, и заговорила с ним по-мордовски. Глава районной администрации потом шутил: мол, надо к губернатору бабушек заслать и рассказать о наших проблемах, чтобы побыстрее их решить.
Долгие годы «Мордовские узоры» гремели по всей области и за ее пределами. Но и сейчас редко какое культурное мероприятие в районе без них обходится – их приглашают на национальные праздники, на День села, на концерты, посвященные памятным датам, на фестивали «Удел Богородицы» в селе Съезжее, который проводится в день Казанской Божией Матери (в этом году был отменен из-за пандемии), «Подсолнух» в Утевке, «Лазоревый цвет» в Самаре.
Не раз пели они и в областной столице – на сценах оперного и драматического театров, дворцов культуры железнодорожников, на площади Кирова, в Доме дружбы, в институте культуры, в школах, в парках, на площадях... Выступали и в Мордовии. А несколько лет назад районная администрация наградила виловатских бабушек поездкой в Анапу. И вот они как запоют в домике на турбазе вблизи моря, так все отдыхающие вокруг сразу включают мобильники – записывать импровизированный концерт...
«Мы как поедем куда-то, бабушки начинают молитвы петь, затем песни. Так и поют всю дорогу, и ни одна песня ни разу не повторяется, – говорит художественный руководитель «Мордовских узоров», заведующая клубом в Виловатом Александра Николаевна Рязанцева. – А когда к нам приезжала фольклорная экспедиция из Самары во главе с Андреем Давыдовым, бабушки ему в первый же день спели тридцать девять песен».
Самарским фольклористам участницы «Мордовских узоров» показали также местный свадебный обряд, а еще – круговую кураповскую кадриль. А народные песни из репертуара виловатских бабушек вошли в многотомную антологию фольклора Самарской губернии, собранную профессором Поволжской социально-гуманитарной академии Инной Касьяновой.

Надежда ЛОКТЕВА.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО.

 

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Декабрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.