Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Автор  июнь 05, 2010 - 1195 Просмотров
В Самарской области прошла III Международная конференция по этике в области здравоохранения. Ее тема: «Медицинская деятельность, фокусированная на пациенте. Конфликт интересов в деятельности медицинского работника».
Защитить права пациентов
В 2008 году по инициативе министра здравоохранения и социального развития В.П. Куличенко в Самарской области впервые в стране была создана комиссия по медицинской этике. Специалисты комиссии, которую возглавил известный самарский кардиохирург Виктор Поляков, разработали и утвердили кодекс профессиональной этики медицинского работника губернии.
Открывая конференцию, заместитель министра здравоохранения и социального развития Самарской области Е.И. Полубенцева рассказала, что тема этических взаимоотношений врача и пациента актуальна во всем мире. Жителей западноевропейских стран, так же, как и граждан России, не устраивают не столько отказы в лечении, сколько непонятные рекомендации врачей, отказы объяснить тактику лечения, отсутствие выбора врача и лечебного учреждения, а также нелегитимная оплата медицинских услуг.
Опытом преодоления этих проблем в своих странах делились ведущие эксперты в области этических взаимоотношений. Это Брюс Клименсон – семейный врач Британской национальной службы здоровья (Великобритания) и Натали Коллет Стейнер – медицинский координатор бригады паллиативной помощи, врач частной практики (Швейцария).
– Лечебное учреждение должно предоставлять пациенту полную информацию о том, какие услуги он может получить бесплатно, а какие – за отдельную плату, – отметила Е.И. Полубенцева. – Конфликты между пациентом и врачом чаще всего возникают из-за того, что врач не находит времени объяснить пациенту, почему ему нужно (или не нужно) делать лабораторный анализ, почему его направляют (или не направляют) в стационар. Когда медицинский работник все доходчиво и ясно объясняет, жалоб и претензий бывает гораздо меньше.
Полубенцева также пояснила, что в случае возникновения сложностей и непонимания пациентам следует обращаться в администрацию лечебного учреждения, к главному врачу, его заместителю. В поликлиниках есть экспертные комиссии, которые разбирают каждый конкретный случай. Можно обратиться и в департамент здравоохранения, и в областную комиссию по медицинской этике, она как раз и призвана решать проблемы в отношениях врача и пациента.
Конфликт интересов и наше здоровье
Человеку непосвященному не совсем понятно определение «конфликт интересов в практике медицинского работника». Что это за интересы и почему зачастую заложником такого конфликта становится пациент? Секретарь областной комиссии по медицинской этике П.В. Щербаков свой доклад посвятил именно этой непростой теме.
«Конфликт интересов во врачебной практике – это такая ситуация, при которой личная заинтересованность медработника влияет на объективность исполнения им профессиональных обязанностей», – так П.В. Щербаков расшифровал этот термин. А проще говоря, это весы, на одной чаше которых находится пациент, и врач обязан сделать все, от него зависящее, чтобы ему помочь. А на другой – его собственные интересы, порой благу пациента мешающие: тут и вопрос финансовой выгоды, и профессиональные амбиции, и страсть к карьерному росту, и исследовательский интерес. Но от того, какая чаша весов перевесит, зависит, приложит ли врач все силы для того, чтобы вылечить больного человека, или не приложит.
Стоит ли говорить, что нам приходится сплошь и рядом сталкиваться с подобной ситуацией. Например, когда врач дает понять пациенту (или его родственникам), что за операцию, которую должны сделать бесплатно по линии обязательного медицинского страхования, нужно заплатить энную сумму, иначе… за результат он не отвечает. Или предлагает за определенную мзду сделать операцию быстрее, а не ждать долгие месяцы своей очереди. Это касается и особенно внимательного отношения лечащего врача к пациенту, регулярно делающему ему презенты, ведь не зря о некоторых эскулапах говорят, что без подарка они с больным и разговаривать не станут: ни направления на необходимые обследования не дадут, ни нужных процедур не назначат.
Но бывает и так, что пациент даже не подозревает, что оказался в эпицентре конфликта врачебных интересов. Скажем, лечащий врач собирает материал для диссертации и, для того чтобы апробировать свою методику лечения, назначает ее направо и налево, независимо от того, нуждается в ней конкретный больной или нет. Или выписывает определенные препараты, принимая за это вознаграждение от фармацевтических компаний.
Причем все эти проблемы имеют место не только в российской врачебной практике, но и в общемировой. И, конечно, на здоровье конкретных людей и на развитии здравоохранения в целом сказываются самым отрицательным образом.
Благодарность или взятка?
Вообще, тема материальных подношений пациентов лечащим врачам впервые вышла из зоны умолчания и стала предметом широкого обсуждения на конференции. Неформальным платежам в здравоохранении был посвящен доклад главного врача поликлиники №1 Промышленного района Самары, члена комиссии по этике Л.А. Бальзамовой. Позиция медицинского сообщества Самарской области была ясно выражена в выводах этической комиссии губернии: неформальные платежи за оказание медицинских услуг деформируют личность врача, угрожают его профессионализму и являются должностным преступлением.
В выступлениях участников конференции не раз звучало напоминание об этических нормах медицинского работника, изложенных в знаменитой клятве Гиппократа. Все они остаются актуальными и по сей день. А главный постулат, который никому не следует забывать, – поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Каким же образом участники конференции предполагают исправить ситуацию?
Как пояснила Е.И. Полубенцева, пока зарплата врачей в нашей стране будет продолжать оставаться невысокой, проблема нелегитимных платежей в медицине никуда не денется. «Надеюсь, что вскоре ситуация изменится, – отметила заместитель министра. – Федеральное правительство планирует значительно повысить финансирование сферы здравоохранения в 2011 году. Должна увеличиться и зарплата медицинских работников, и стоимость бесплатных медицинских услуг по линии ОМС. Когда наши врачи и медсестры перестанут постоянно думать о том, как им обеспечить свою семью, проблемы этики будут решаться более результативно».
Надеемся, что «проклятый вопрос» материальных подношений пациентов врачам наконец-то начнет решаться.
А пока…
93-летнего старика, ветерана войны, за которым ухаживает моя соседка, прооперировали в клинике и уже через день выписали домой. Обрабатывать рану такому больному человеку без медицинского образования очень сложно, и соседка обратилась за помощью в поликлинику по месту жительства. Специалист-уролог отказалась прийти и перевязать старика, сославшись на то, что в ее функции не входит ходить по вызовам. На слезные просьбы соседки бросила: «Заплатите 800 рублей – приду». Той ничего не оставалось, как согласиться. Обработка раны, кстати, длилась не более десяти минут и стоила моей соседке уже не восемьсот, а тысячу рублей…
Марина Гончаренко.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Август 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.