Дружба рождает единство

На Самарской земле веками живут в ладу люди разных национальностей, культур и вероисповеданий.

Общество
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Три года назад гостеприимная камышлинская земля приняла более двадцати тысяч человек – летом 2019-го здесь отшумел X Всероссийский сельский Сабантуй. Затем в массовых мероприятиях была долгая пауза, связанная с пандемией. А теперь мы снова вместе отмечаем национальные праздники. Впрочем, многие из них давно уже стали межнациональными. Тот же Сабантуй на протяжении веков собирает вместе разные народы и культуры Поволжья в одну дружную семью. 11 июня вкуснейший чак-чак, сильнейших батыров и самых быстрых наездников можно было увидеть в Камышле и в селе Денискино. 12 июня Сабантуй прошёл в Старом Ермаково и в Алькино, а 25 июня пройдет в Мочалеевке.

Сердце России

Именно так часто называют Самарскую область. Она и находится в самом сердце страны, и даже ее очертания на карте напоминают сердце. Испокон веков здесь селились люди с самых разных земель, самых разных национальностей, с разными языками и религией. И никогда не бывало войн и конфликтов – ни на национальной, ни на религиозной почве. Бок о бок веками живут русские и татары, мордва и чуваши, немцы и казахи, казаки и евреи, поляки и башкиры. В центре Самары в шаговой доступности соседствуют православный храм, католический костел и лютеранская кирха, немногим далее от них – историческая мечеть и синагога. Мы собираемся все вместе на городских и областных торжествах, поздравляем друг друга с национальными и религиозными праздниками. Сохраняя свое, мы не осуждаем чужое. Мы с удовольствием угощаемся пловом на Сабантуе и блинами на Масленицу, обмениваемся рецептами и приглашаем друг друга в гости. Нам нечего делить, ведь это наша общая земля.

Память о предках

Наш многонациональный календарь богат на знаменательные события и памятные даты, и 2022 год не стал исключением. В конце мая мусульмане с размахом отметили 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией, хотя торжественные мероприятия не ограничиваются несколькими днями и будут проходить в регионах в течение всего года.

Дата для всех верующих мусульман важная, а для волжских – особенно. Кстати, волжские булгары – одни из немногих, кто принял ислам добровольно, по своему выбору, а не подчиняясь воле завоевателя.

Территория Булгарского государства, чей народ татары по справедливости считают своими предками, лежала вдоль Волги – от Астрахани и до Нижнего Новгорода. Кульминационные торжества проходили в Татарстане: в Казани и в древних Булгарах – в поселении в Спасском районе Татарстана, на месте слияния рек Камы и Волги. В настоящее время в этом месте находится археологический заповедник, включенный в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, открыт музей, где есть экспонаты, воссоздающие быт эпохи XI–XII веков. На юбилейном празднике в Булгарах присутствовала и самарская делегация – сорок два священнослужителя со всей области, а также сотни желающих побывать на родине предков, для которых специально от соборной мечети организовали два автобусных маршрута.

Кстати говоря, на самарской излучине, между современными сёлами Валы и Жигули, располагался южный форпост с крупнейшим булгарским городом на семьдесят тысяч жителей. Как он точно назывался, сегодня никто не знает, археологи условно обозначают его Муромским городком, имевшим в свое время развитую инфраструктуру и прогрессивные технологии. Но в XII веке по тем местам прошло монгольское войско, город был полностью разрушен и на века предан забвению. Мусульмане Самарской области хотят сделать Муромский городок значимым местом, почти таким же, как Булгары. Осенью планируют провести исламскую научно-практическую конференцию, посвященную Волжской Булгарии и современности. А уже в июне – открыть монумент в честь 1100-летия принятия ислама возле стелы «Летящий барс» на Поповой горе. Чтобы почтить память предков и привлечь внимание общественности к этой странице истории. Ведь часто мусульман считают пришлым народом, хотя они на волжской земле проживали веками в мире и согласии с соседями.

Издавна ислам объединял в Поволжье три народа – татар, казахов и башкир. Но в последние десятилетия национальный состав прихожан мечетей расширился – это и таджики, и узбеки, и туркмены, и азербайджанцы, и жители северокавказских регионов России. Однако никаких конфликтов между ними не возникает. По словам мусульман, ислам призывает к тому, чтобы люди гордились своим прошлым, но не превозносили себя над другими, что практически исключает почву для национализма.

Говоря словами пророка Мухаммеда, араб не может быть выше, чем не араб, а для Всевышнего не имеет значения, к какой нации или к какому сословию человек принадлежит.

Аллах любит богобоязненных

Дружба рождает единство

О современных самарских мусульманах и о том, как и чем живет мусульманская умма, мы говорим с председателем регионального Духовного управления мусульман Самарской области муфтием Талипом-хазратом Яруллиным. Сам Талип-хазрат – человек одновременно скромный и открытый в общении. Вырос в религиозной семье. Его родители были, как он сам признается, обычными советскими людьми, работали на заводе. Но это не мешало им бережно хранить традиции и воспитывать своих троих детей по правилам ислама. Отец муфтия в 1983 году как раз собирался выйти на пенсию, когда его попросили возглавить общество мусульман Куйбышева. Он несколько раз отказывался, но в конце концов согласился и тридцать лет был главой.

У самого Талипа-хазрата жизненный путь начинался как у любого советского юноши – техникум, армия, работа на заводе, женитьба, трое детей. В девяностые, когда появилась возможность открыто исповедовать свою веру, поступил в медресе в Казани. Учился заочно, одновременно продолжал работать и совсем не думал о духовном окормлении народа, но жизнь повернулась иначе. На одном из праздников его попросили побыть муэдзином – призвать на молитву. И людям понравилось. Потом было обучение в высшем Казанском медресе, выборы имамом, а после того, как в силу возраста отец решил отойти от дел, мусульманское общество избрало его муфтием. Произошло это десять лет назад, в 2012 году. У Талипа-хазрата два сына и дочь. Один из сыновей работает имамом, второй – муэдзином. У них свои семьи, и у каждого – по трое детей.

– Талип-хазрат, расскажите, сколько всего мечетей у нас в области?

– Всего у нас сто приходов, а именно мечетей – восемьдесят семь. Построены мечети в Исаклах, Хворостянке, строятся в Жигулевске, Сызрани, Шигонах. Кроме того, реконструируют и ремонтируют уже действующие. В Самаре – семь мечетей, но две из них считаются таковыми только по документам. На Мехзаводе, например, мусульмане собираются на молитву в приспособленном помещении на первом этаже пятиэтажки, на Кировском рынке – в пристрое к административному зданию.

Самая первая мечеть, открытая в 1967 году, – это культовое здание в Малом Тупике. Мы недавно присвоили ей имя Вагиза-хазрата. Вторая по счету – Самарская Соборная мечеть на улице Стара Загоры. На момент строительства она была одной из самых больших в Европе. Потом прихожанин своими силами построил мечеть на Кряже. Четвертая – историческая мечеть на улице Алексея Толстого. Ее мы сейчас восстанавливаем. И пятая появилась в поселке Зубчаниновка в честь булгарского наследия.

По области в местах компактного проживания мусульман – татар, башкир и казахов – есть свои мечети. В некоторых селах их даже несколько. Например, в Алькино Похвистневского района и в Камышле – по четыре. Если у народа есть нужда в доме Аллаха, то они собираются вместе и строят. А потребность действительно есть. Наши мечети всегда заполнены, особенно по пятницам и праздникам приходят тысячи людей. Вот и в праздничное утро Ураза-байрама, которое мусульмане отмечали 2 мая, Самарская Соборная мечеть не смогла вместить всех желающих. Многим пришлось совершать молитву на улице, у стен мечети, что, впрочем, никак не сказалось на праздничном настроении.

– Вы сказали об исторической мечети. Реконструкция уже закончена?

– Да, мы хотели открыть ее еще в прошлом году, когда мечети исполнилось сто тридцать лет. К сожалению, из-за пандемии открытие пришлось перенести на осень 2022-го. В планах – развить еще и прилегающую территорию: построить медресе для женщин, гостиницу и большой спортивный комплекс.

– Кстати, о пандемии. Сложно было работать в условиях антиковидных ограничений?

– Когда вводили локдаун, мы какое-то время не могли проводить службы и коллективные намазы. А когда эпидемиологическая ситуация стабилизировалась, прихожанам разрешили собираться в обычные дни и ограниченно – в пятничные. Мы обязаны призывать людей приходить в мечеть и совершать обязательный намаз, но были моменты, когда приходилось действовать наоборот – призывать людей сидеть дома и избегать публичных мест. Выкладывали проповеди в интернете, провели в онлайн-режиме празднование Курбан-байрама и Гает-намаз. Конечно, мы рады, что вновь можно собираться и молиться вместе, отмечать праздники и учиться очно.

– А где вы проводите обучение?

– На территории Соборной мечети расположено медресе. В нем есть и комнаты для проживания, и учебные классы. Обучение заочное и вечернее, что позволяет студентам учиться в светских учебных заведениях и получить профессию, а жить здесь и по вечерам учиться по исламу. В деревнях, к сожалению, практически не осталось молодежи, желающей стать имамами. Поэтому основной контингент сельских имамов – местные жители, и они тоже приезжают к нам на ежегодные курсы повышения квалификации.

– Сколько студентов обучается сейчас?

– Около двухсот человек учатся на вечернем отделении и столько же приезжает заочников. У нас обучаются и женщины, но без выдачи какого-либо документа об образовании. Они просто для себя получают знания об основах веры, изучают Коран. Это своего рода просветительская работа, которую мы проводим с населением. Перед каждым намазом читаем проповеди, каждую пятницу – а это праздничный день для мусульман – собираемся и разъясняем, как должен жить верующий человек. Говорим о том, что он должен подчиняться законам, не превозноситься над другими и уважать старших, любить и заботиться о своих близких, помогать обездоленным. Сейчас наша обязанность достойно воспитать подрастающее поколение. Раньше в мечеть приходили в основном пожилые люди, потому что в советское время молодого человека, открыто исповедующего свою веру, могли ждать репрессивные меры – неприятности на работе или учебе. Сейчас молодых людей намного больше. Мы видим, что они стараются – учатся и несут зерно веры в свои семьи, детям.

Дружба рождает единство

Самарская Соборная мечеть на улице Стара Загоры – уникальный архитектурный комплекс. Это одно из крупнейших культовых сооружений не только в России, но и в Европе.

Дерево сгибается еще протиком

Сегодняшние мусульмане, как, впрочем, и многие верующие других конфессий, столкнулись с еще одной проблемой, связанной с подрастающим поколением. Дети, посещающие обычные светские детские сады, школы, разнообразные кружки и секции, общаясь со сверстниками на улице, потихоньку начинают терять связь со своей культурой. Светские праздники, широко отмечающиеся в стране, – Новый год или Восьмое марта – затмевают собой традиционные. Взрослые идут в мечеть во время празднования Ураза-байрама, а дети остаются за ее стенами, для них этот праздник как бы и не существует. Заметив тревожную тенденцию, мусульманская община поспешила исправить ситуацию.

«По воскресеньям мы стали обучать детей. У нас сейчас учатся сто двадцать мальчиков и девочек. А летом работает лагерь в первую смену: с 1-го по 10 июня с основами ислама и чтением Корана знакомились мальчики, а с 13-го по 23 июня аналогичные курсы пройдут для девочек. Параллельно ребята имеют возможность подтянуть национальные языки, и речь идет не только о татарском языке», – продолжает Талип-хазрат.

Также проводим различные викторины, форумы и конференции. Стараемся сделать все возможное, чтобы дети тоже почувствовали дух праздника. Например, на лыжной базе «Чайка» мы несколько раз арендовали горки, надувные батуты, устраивали спортивные соревнования, а спонсоры готовили угощение. Люди приходят семьями, отдыхают и общаются. И если к нашему празднику присоединятся люди другой веры, другой национальности, мы будем только рады. На то он и праздник, чтобы всем делиться.

Дружба рождает единство

Намаз – это основная форма поклонения в исламском вероучении. Будучи одним из пяти столпов ислама, он играет важнейшую роль в жизни каждого мусульманина, так как верующие обязаны совершать пятикратную молитву ежедневно.

«Мы не проходим мимо беды»

Праздновать широко и хлебосольно – характерно для мусульман.

– 9 июля мусульмане будут отмечать Курбан-байрам, – рассказывает Талип-хазрат. – Традиционно в этот день в жертву приносят животное – барашка или крупный рогатый скот, и всё мясо раздают неимущим. Курбан-байрам дает возможность показать, что человек ради довольства Всевышнего готов на все, причем не просто принести в жертву животное и поблагодарить Аллаха, но и помочь ближнему. Кто-то не имеет возможности раздать мясо самостоятельно и оставляет его у нас, кто-то приносит деньги. У нас есть забойный цех, где мы забиваем скот согласно традициям, совершаем обряд, а потом распространяем мясо по списку нуждающихся. В нем есть и семьи, и одинокие люди, и детские дома, и социальные учреждения. В Сызрани освоили опыт организации благотворительных обедов для малоимущих. Иногда раздаем прохожим цветы во время мусульманских религиозных праздников, организуем бесплатный проезд для всех в честь Курбан-байрама, оплачивая водителю его дневную выручку.

Впрочем, помогать ближнему у мусульман принято не только по праздникам, но и всегда. Мы чествуем ветеранов и шефствуем над детскими домами, перед каждым визитом узнавая, в чем именно есть потребность на данный момент. Приезжали и с парикмахерами, и с юристами – консультировали выпускников детдомов, которые, покидая казенное учреждение, зачастую не знают своих прав. Мы же стараемся сделать все возможное, чтобы они не пропали в этой жизни. Самое главное – быть вместе. Ведь недаром говорят, что птица сильна крыльями, а люди – дружбой.

Татьяна Тузовская