Подписка онлайн

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

Мы в Соцсетях

Эрзя по фамилии Чувашев

Автор  дек 07, 2019 - 919 Просмотров


Реконструкция сельского подворья в музее. 

 

В селе Старая Шентала действует уникальный историко-этнографический музей

Когда заходишь в Старо-Шенталинский историко-этнографический музей имени Михаила Чувашева, то в воображении невольно всплывает образ то ли из какой-то сказки, то ли из фантастического романа: с виду маленькая избушка, а когда вой-дешь, сразу окажешься в другом мире – во дворце с огромными залами, высокими потолками и бесчисленными комнатами. Конечно, здание сельской администрации, где размещается музей, не дворец, но кажется, что пространство внутри и вправду расширяется. Иначе как вместить не столько вещи, сколько весь тот объем информации, материалов об укладе жизни, о быте, обычаях, языке и фольклоре эрзянского народа, которые собраны здесь сначала краеведом и этнографом Михаилом Ивановичем Чувашевым, а затем создателем и директором музея Татьяной Ивановной Волковой.

ФОЛЬКЛОРИСТ ОТ БОГА
О том, откуда у представителя мордвы-эрзя взялась фамилия Чувашев, рассказывают следующее. В раннем детстве Миша потерялся в толпе на ярмарке и, видимо, был слишком мал, чтобы вспомнить и объяснить, откуда он и кто его родители. Ребенка взяла к себе чувашская семья, в которой он прожил какое-то время. Потом родные его нашли, но прозвище Чувашев осталось, впоследствии став фамилией.
Родился Михаил Иванович в селе Красные Ключи Похвистневского района. А выучившись, он преподавал физику в сельской школе. Во время Великой Отечественной войны сражался под Сталинградом, был ранен, попал в плен, бежал. Воевал в Молдавии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, снова был ранен – дважды тяжело. Домой вернулся с двумя орденами – Красной Звезды и Славы. Снова преподавал в школе – теперь уже в Шентале.
Но главным призванием учителя физики оказался фольклор. Много лет он записывал и исследовал песни, причитания, плачи, лирические произведения мордовского, а также других народов в Куйбышевской, Оренбургской, Ульяновской областях, в Мордовии и Татарстане. А вместе с композитором и музыковедом Владимиром Митителло вел радиопередачу «Шкатулка песни народной».
Собранные Чувашевым материалы позже вошли в книгу «Мордовские (эрзянские) причитания», изданную в 1979 году, и в два тома антологии «Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки», вместившие в себя более двух тысяч фольклорных творений с нотами и научными комментариями.
Дело Михаила Ивановича продолжила учительница из Старой Шенталы Татьяна Волкова, которая создала в селе фольклорный ансамбль, ездила с детьми в экспедиции по окрестным селам. Ее мать Вера Николаевна Вельмезева сама была знатной певуньей, знала много старинных песен. Сначала собранный материал хранился в школе, а затем для музея, куда вошли также собранные Татьяной Ивановной фотографии, личные вещи, книги Михаила Чувашева и воспоминания о нем, местные власти выделили отдельное помещение.

ПАРЬ, КУДО И ПУЛОКАРКС
Кудо – так на языке мордвы-эрзя называется изба. С нее-то и начинается музей. Сельский плотник не только срубил уменьшенную модель деревенского жилища, но и украсил ее наличниками и резьбой по бревнам. Внутри – печь, полати, кровать, детская зыбка, свисающая с потолка, целиком выдолбленные из дерева кадушки-пари, которые использовали не только для хранения зерна и других продуктов, но и в качестве сундуков, и другие предметы быта.
Под каждым экспонатом – название вещи на мордовском языке: лавсь – люлька, пакарь – прялка, пелюма – коса, кецэ кевть – ручные жернова, карть – лапти. Рядом с избой – уголок крестьянского подворья с плетнем и орудиями труда, манекены в старинных костюмах, не просто демонстрирующие наряд, но и воссоздающие нехитрые сценки деревенского быта.
Вот ткачиха за работой, вот хозяин, присевший отдохнуть среди двора, а вот – невеста со старшей родственницей, собирающие приданое опять-таки в долбленую кадушку-сундучок – парь.
– А это национальный головной убор – сорока. Ему около двухсот лет, – поясняет заведующая Старошенталинским сельским Домом культуры Ольга Филипповна Кудашева. – Это пулокаркс невесты (набедренный элемент мордовского женского костюма. – Ред.) И простой пулокаркс – повседневный.
Ольга Филипповна сама увлечена культурой эрзянского народа. В Старой Шентале она руководит народным ансамблем «Пейделька» («Ромашка») и детским коллективом «Лейне» («Ручеек»). В их репертуаре – песни Шенталинского района, в том числе и те, что были записаны Михаилом Чувашевым, народные обряды.
А дочь Ольги Филипповны несколько лет назад выходила замуж в национальном костюме и в соответствии со всеми свадебными обычаями, которые были приняты в этих краях в старину, – с песнями, свахой, плачами и причитаниями, которые исполняла и сама невеста, и другие участники обряда.

ЖИЗНЬ, СВЯЗАННАЯ С ПЕСНЕЙ
Кстати говоря, песни и обряды, другие элементы народной культуры – это, пожалуй, главная особенность музея, его отличие от других, указывающее на то, что этот музей именно фольклорный, а не просто краеведческий и этнографический. Эти элементы присутствуют в экспозиции не только в виде книг и документов, но и в виде текстов, отпечатанных и развешанных на стенах. Песни рукодельниц, свадебные песни, плачи, в том числе и плач по самому Михаилу Ивановичу Чувашеву, сложенный, когда тот ушел на фронт в годы Великой Отечественной войны, и записанный со слов его родственницы Кавриной из Похвистневского района.
Значительная часть экспозиции уделена самому Михаилу Ивановичу и его семье. Ведь дочь Чувашева Генриетту Михайловну, которой, к сожалению, сейчас нет в живых, тоже очень уважали в районе. Она была заслуженным врачом, долгие годы работала в районной больнице, которой заведовал ее супруг.
Большой портрет Михаила Чувашева, написанный московским художником, выходцем из этих краев, – первое, что видят люди, входящие в музей. Здесь же катушечный магнитофон, с которым фольклорист много лет ездил по селам, собирая бесценный материал, фотографии сельчан – хранителей песенного и духовного наследия, документы, личные вещи, а также экспонаты, посвященные истории села и района – участию шенталинцев в Великой Отечественной войне, их труду, быту.
В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила Чувашева. Недавно в Самаре, в областном краеведческом музее имени П.В. Алабина, прошла открытая лекция-концерт с презентацией фольклорного наследия губернии из аудиоархивов Михаила Ивановича. На концерте исполнили песни, записанные этнографом, фольклорные коллективы Самарской области. А это значит, что эти самобытные песни продолжают жить.

Надежда ЛОКТЕВА.
Фото автора.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

 

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Декабрь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.