Научить, помочь, подружить

В Самаре стартовали занятия группы молодых инвалидов с ментальными нарушениями

Эта идея уже давно витала в воздухе. За последние пару лет в Промышленном отделении комплексного центра социального обслуживания населения накоплен колоссальный опыт работы с детьми от трех до девяти лет, имеющими ментальные нарушения. После занятий в группе дневного пребывания малыши менялись на глазах – становились общительнее, самостоятельнее, охотнее шли на контакт. То есть делали то, что обычно им из-за болезни не свойственно.

Самара
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Занятия по развитию мелкой моторики полезны не только детям, но и молодым людям с инвалидностью. Кроме того, совместное творчество помогает познакомиться и подружиться друг с другом.

 

В Самаре стартовали занятия группы молодых инвалидов с ментальными нарушениями

ДОБРЫЙ ПРИМЕР И ВЗАИМОВЫРУЧКА
Эта идея уже давно витала в воздухе. За последние пару лет в Промышленном отделении комплексного центра социального обслуживания населения накоплен колоссальный опыт работы с детьми от трех до девяти лет, имеющими ментальные нарушения. После занятий в группе дневного пребывания малыши менялись на глазах – становились общительнее, самостоятельнее, охотнее шли на контакт. То есть делали то, что обычно им из-за болезни не свойственно.
Сотрудники Центра социального обслуживания населения задумались над тем, как помочь молодым инвалидам, уже вступающим во взрослую жизнь, и разработали программу «продуктивной дневной занятости» для ребят в возрасте от 14 до 35 лет.
Курс рассчитан в общей сложности на четыре месяца. Занятия проходят три раза в неделю и длятся три с половиной часа. Первая группа уже посещает уроки предпрофессиональной подготовки и общается с социальными педагогами и с психологами.
Цель проекта – выработать в молодых людях навыки самостоятельности. Необходимо научить их ухаживать за собой, своими силами убирать помещение, готовить самую простую пищу. А в дальнейшем – рассчитывать бюджет, совершать покупки, оплачивать «коммуналку». Кроме того, ребят научат переплетному делу, что поможет им в будущем получить профессию переплетчика. Не менее важно и то, что, встречаясь на занятиях, молодые люди знакомятся между собой и заводят друзей, ведь инвалидам, чья жизнь зачастую ограничена четырьмя стенами, больше всего не хватает общения.
Социальный педагог Центра социального обслуживания населения Екатерина Чеминава показала нам комнату социальной адаптации, где есть большая импровизированная кухня с раковиной и плитой, на которой ребята учатся готовить.
– К сожалению, приходится констатировать: многие родители ошибочно полагают, что их детям не по силам домашние хлопоты, – рассказывает специалист. – Поэтому мамы привыкли все делать за них. И напрасно. Не нужно недооценивать ребят. Наши занятия наглядно демонстрируют, что они прекрасно справляются с бытом, особенно, если видят перед собой пример товарищей, от которых не хотят отставать. Мы же со своей стороны поощряем не только навыки самообслуживания, но и взаимо­помощь – сделал сам, помоги другу. А в будущем планируем познакомить ребят с внешним миром – выйдем за пределы тренировочной квартиры и посетим магазины, чтобы научиться делать покупки.

ОНИ ТАЛАНТЛИВЫ
– Знаете, что сильнее всего тревожит родителей, воспитывающих ребенка-инвалида? Мысль о том, как он будет жить без мамы и без папы, – делится наболевшим Людмила Васильевна Юдкина, мама шестнадцатилетнего «курсанта» Миши. – Он же в одиночку не справится, погибнет. Поэтому я считаю очень важным то, что наших детей учат навыкам самообслуживания. Вы не представляете, насколько приятно видеть перемены – как, казалось бы, «необучаемый» ребенок начинает помогать в быту, жарит яичницу или варит кашу, заправляет свою постель и моет посуду. Знаю, что о такой самостоятельности мечтают все мамы. Такого рода занятия не просто вселяют надежду – они дают уверенность в том, что дети смогут найти себя во взрослой жизни.
– К сожалению, с повзрослевшими инвалидами почти никто не занимается, – с горечью говорит Светлана Петровна Смирнова, бабушка восемнадцатилетнего Даниила. – Если детям еще помогают – приглашают в кружки, в общественные организации, в реабилитационные центры, то после восемнадцати лет ребятами занимаются только близкие. Поэтому мы несказанно рады приглашению принять участие в проекте Центра социального обслуживания населения. Даниил любит и ждет занятия и каждый раз рассказывает, что нового он узнал. Даже меня учит вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Говорит: «Бабуля, сахар нужно меньше класть в чай – он вреден».
Ни для кого не секрет, что ребята с ментальными нарушениями очень талантливы. Поэтому отрадно видеть родителей, которые выявляют и развивают способности своего ребенка. Например, мама Миши Юдкина рассказала, что нашелся преподаватель, который учит ее сына играть на ударных инструментах, и у того уже здорово получается. Пусть парень и не станет профессиональным барабанщиком, но он увлечен, ему это интересно, а посильные физические нагрузки и любимое дело – один из главных секретов, как избежать уныния и депрессии.

Марина ГОНЧАРЕНКО.
Фото Романа ГРАМОТЕНКО.

* * *

Александр Постников, заместитель директора КЦСОН Самарского округа Промышленного отделения:
– Программа «продуктивной дневной занятости» не образовательная, а адаптационная, направленная на формирование у молодых инвалидов навыков самостоятельности и взаимовыручки. Сейчас в группе занимаются пятнадцать человек. Со следующего года этот проект будут постепенно внедрять и в других подразделениях социальной службы губернии. Но мы по-прежнему работаем с детьми, имеющими инвалидность. За последние два года специалисты Центра социального обслуживания населения помогли шестидесяти детям с ментальными нарушениями.