Напомнить об этом нелишне, поскольку статистика происшествий с маломерными судами в нынешнем сезоне выглядит тревожно.Инспектора Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области выходят на своих катерах на патрулирование регулярно. И так же регулярно ловят нарушителей. Это только кажется, что вод¬ная гладь – не дорога, нет здесь светофоров, знаков и разметок. Правила здесь есть, и весьма строгие. Вода, как говорят опытныеводомоторники, ошибок не прощает. Неосторожность и халатность на воде чреваты серьезными последствиями.
Для легкой лодки из ПВХ, даже с двигателем, если его мощность не превышает десяти лошадиных сил, не нужна ни регистрация, ни удостоверение на право управления судном. И зачастую люди, выходящие на рыбалку на такой лодке, не утруждают себя изучением правил нахождения на воде. Впрочем, и те, кто сдал экзамены и получил права, тоже не всегда соблюдают правила управления маломерными судами.
В один из недавних дней журналисты «Социальной газеты» присоединились к инспекторам ГИМС. В ходе патрулирования выяснилось, какие нарушения владельцы маломерных судов допускают наиболее часто.
– Обычно мы сталкиваемся с тем, что люди выходят на воду без регистрации судна и прохождения техосмотра, – говорит госинспектор Центрального отделения Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области Дмитрий Александрович Сопляков. – Поэтому всегда, остановив лодку, мы проверяем наличие судового билета, регистрацию и удостоверение на право управления маломерным судном. Чаще всего у водомоторников документы в порядке. Как правило, осенью на воду выходят в основном самые ответственные. Но чем лучше погода, тем больше лодок и, соответственно, больше нарушителей. И мы предупреждаем всех: не выходите на воду в одиночку, сообщайте близким, куда вы направляетесь, следите за состоянием вашего судна, обязательно надевайте спасательный жилет, не употребляйте алкоголь. А вот с детьми осенью лучше совсем не выходить на воду. Температура воды сейчас три градуса, на улице холодно, на вас много теплой одежды. Случись что, помощь может просто не успеть. И в такой холодной воде человек не сможет находиться более пяти минут, к тому же толстая одежда потянет его на дно.
Как говорят сотрудники ГИМС, большинство судо¬владельцев люди все-таки ответственные. При прохожении техосмотра у всех есть и спасательные жилеты, и круги, и ходовые огни исправны. Но, выйдя на воду, судоводители правилами техники безопасности почему-то пренебрегают.
Часто рыбаки удят рыбу на судовом ходу или под мостом, порой не отдавая себе отчета в том, что это опасно в первую очередь для них. Одинокую лодку посреди Волги или Самарки не видно и не слышно, особенно сейчас, когда частые туманы, темнеет рано, а светает поздно. Звук на воде хотя и разносится далеко, но тот же туман скрадывает его. Лодочник и идущее на него судно могут заметить друг друга слишком поздно. Кроме того, у идущей баржи «слепая» зона очень велика, и, даже заметив неосторожного рыбака, баржа не сможет быстро остановиться или развернуться.
Выходят на воду лодочники и в состоянии алкогольного опьянения. Однако, согласно правилам, в лодку после выпитой рюмки нельзя садиться не только водителю, но и пассажирам, поскольку это опасно для всех.
Нередко судоводители и пассажиры находятся на борту без спасательных жилетов. В то время как по правилам жилет должен быть не просто в наличии, а надет во время нахождения на воде, даже если вы рыбачите на расстоянии метра от берега.
Навигация маломерных судов закрывается в зависимости от погодных условий. Как только на воде появится лед, выходить уже не рекомендуется. Так что, уважаемые судоводители и рыбаки, не забывайте о правилах. И всем – хорошей рыбалки.
НАША СПРАВКА
По состоянию на 3 ноября 2020 года за текущий навигационный сезон зафиксировано 53 происшествия на воде, в которых погибли 32 человека, в том числе шесть детей. В 2019-м в этот же день было зафиксировано 43 происшествия, 27 погибших, из которых трое – дети. В 2020-м инспектора ГИМС выезжали на четыре аварии с маломерными судами, погиб один человек. В 2019-м аварий было в два раза меньше.
Наталья Васильевна Нестерова, и.о. руководителя Центрального инспекторского отделения Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Самарской области:
– К сожалению, чаще всего мы сталкиваемся с халатным отношением к регистрации маломерных судов. Судовладельцы таким образом уходят от уплаты налогов, ведь катер или лодка относятся к недвижимому имуществу и облагается налогом, а право собственности и распоряжения судном возможно только после регистрации. Но не все знают, что штраф за выход на воду без регистрации судна отнюдь не маленький – 15 тысяч рублей. Так что гораздо выгоднее потратить час своего времени на оформление и осмотр судна, заплатить 1300 рублей госпошлины и 200 руб¬лей за выдачу судового билета и ежегодно оплачивать налог, чем бояться встречи с патрулем и штрафа.
Серьезные штрафы предусмотрены и за другие нарушения. Например, нахождение за рулем без прав на управление маломерным судном или с просроченным удостоверением обойдется нерадивому лодочнику в 10 тысяч рублей. А за выход на воду без свидетельства о прохождении техосмотра, который нужно проходить всего-то один раз в пять лет, к тому же бесплатно, придется раскошелиться на 5 тысяч рублей в первый раз и на 10 тысяч в следующий, если таковой случится. Так что быть законопослушным гражданином, соблюдающим все правила, экономнее для семейного бюджета.
Наш фоторепортаж о работе ГИМС
Видео о работе ГИМС в группе «ВКонтакте»
Татьяна ТУЗОВСКАЯ
Фото Романа ГРАМОТЕНКО