Кино несёт добро и свет

Дети нуждаются в позитивных героях, в настоящих поступках и в вере в справедливость. Международный фестиваль документальных фильмов «Соль земли», давно ставший брендом Самары, возродил интерес к качественному неигровому кино. Оживленное обсуждение после просмотра с Михаилом Перепелкиным, профессором кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью Самарского национального университета имени академика С.П. Королева, – наглядное подтверждение того, что проект попал точно в цель.

Культура и история
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Присланные на фестиваль ленты традиционно затрагивают вопросы нравственности и непростого поиска места в жизни. Герои картин размышляют о себе и о мире, о преодолении трудностей и о вечных категориях – о добре и зле.

И даже вне конкурсной программы фестиваль продолжает жить и поднимать животрепещущие темы. На этот раз предназначение документального кино – быть учителем юного зрителя. Поволжский историко-культурный фонд под руководством Марии Михайловны Серковой при поддержке Фонда президентских грантов, губернатора и регионального Министерства социально-демографической и семейной политики продолжает реализацию проекта «Нравственное поколение – будущее России» и демонстрирует фильмы из архива фестиваля.

Первый этап киномарафона прошел в пяти учреждениях, где проживают дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, – сироты и оставшиеся без попечения родителей подростки в возрасте от десяти до восемнадцати лет. Фильмы смогли посмотреть воспитанники Центра помощи детям имени Б.П. Фролова, центра «Иволга» из Самары, тольяттинских центров «Единство» и «Созвездие», а также подопечные сызранского центра «Искра».

Фильм «Чемпион и балерина» режиссера Екатерины Тимошенко – о молодых, успешных и сильных духом людях, не сломленных физическими недостатками.
Кинолента «До войны я был маленьким», снятая Анной Булгаковой и Денисом Федориным, в свое время получила приз фестиваля «Соль земли» как лучший архивный фильм. Он о детях Первой мировой войны. Голоса за кадром – тоже детские, они читают выдержки из дневников и писем ровесников современного зрителя, только живших сто лет назад.

«Когда началась война, я страшно обрадовался и решил тут же убежать на позицию и стать героем», – пишет мальчик. «На фронте я узнал, что война совсем не походит на преждевременные мои фантазии», – вспоминает другой. «А у нас в роте прошлой зимой почти всех поубивало, всего восемь человек осталось, и девятый я, без ног…», – совсем обыденно (и оттого становится еще более жутко) рассказывает третий. «Когда пришло известие, что мой папа ранен и лежит в госпитале, я сразу простила ему не подаренную мне болонку и всё-всё остальное. Решила пробраться к нему, чтобы ухаживать», – по-детски наивно размышляет еще одна маленькая девочка.

«Звездное притяжение» Татьяны Киселевой – это истории ярких побед и достижений отечественной космонавтики и посвящены знаменитым женщинам-космонавтам – Валентине Терешковой, Светлане Савицкой, Елене Кондаковой и Елене Серовой.

А двадцатиминутный фильм «День ангела» Олега Якушенкова переносит зрителя в Рязанскую область. Здесь, в старинном селе Льгово, на живописном берегу Оки, испокон веков стоит монастырь. Сейчас в его стенах находится женская воспитательная колония для несовершеннолетних преступниц. Здесь отбывают наказание 134 девушки в возрасте от 14 до 18 лет. По традиции, в одну из суббот каждого месяца в колонии поздравляют тех, кто в этом месяце родился.

Главный герой фильма «Бриллианты для моих муравьев» – фотограф Андрей Павлов, полярник и океанолог, который после травмы оказался практически прикован к кровати. Но благодаря хобби – Андрей увлекся съемкой живых муравьев в декорациях – встал на ноги и теперь дарит надежду другим людям.

Ну разве может такое кино оставить зрителей равнодушным? Документальные проекты, которые стоит посмотреть подросткам, не только просвещают, но и воспитывают, заставляют рефлексировать – думать и анализировать, выбирая, чья позиция лично им ближе.

Елена Платонова