Город у горы Могутовой

Он красив в любое время года, но особенно ему к лицу весна. Жигулевск по историческим меркам молод, но при этом самобытен и имеет богатое прошлое. У него особый облик и уникальное расположение – места здешние вполне могут составить конкуренцию швейцарским Альпам. В нем густо смешаны провинциальность и урбанизация. Его центральные улицы отличаются спокойствием, а отдаленные – тишиной и умиротворенностью…

Культура и история
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Я попросил водителя, подвезшего меня до города, остановиться на первой попавшейся улице – хотел начать знакомство с чистого листа. Правда, один конкретный адрес у меня все же был – мне нужна была улица Муравленко, где находилась гостиница. Как туда пройти, спросил мужчину средних лет – он сидел на скамейке и, как мне показалось, безучастно смотрел на стену дома. Услышав вопрос, мужик оживился и не только стал горячо объяснять, как пройти, но и выразил готовность проводить до места. От сопровождения пришлось вежливо отказаться – выслушивать его заверения, что глоток пенного с утра это самое то, и вести душеспасительные беседы в мои планы не входило. Забегая вперед, скажу, что за два дня, проведенные в Жигулевске, персонажи в подпитии или с похмелья больше мне не попадались.

Город у горы Могутовой

Без всякого преувеличения, одной из ярких примет города являются молодые мамы с малышами

«А МНЕ МИЛЕЙ НЕ ШУМНЫЕ…»

Уже через час я вполне уверенно стал ориентироваться в переплетении улиц. Планировка центральной – исторической – части города проста: прямоугольники кварталов имеют почти правильную форму, да и ориентир есть хороший – с любой улицы видна Могутова гора, точнее, ее срезанный южный склон, где находится карьер по добыче строительных материалов. Высота горы – 265 метров. Это на ее отвесной скале, обращенной в сторону Волги, установлена скульптура «Олень» – своего рода символ Морквашей, популярного городского микрорайона Жигулевска.

Притом, что город расположен среди гор, улицы не забираются на склоны, здесь нет крутых спусков и подъемов. А набор названий улиц привычен для многих наших городов: Победы, Приволжская, Лермонтова, Пушкина, Комсомольская, Мира, Ленина, Магистральная, Молодежный проспект… Но есть улицы, названия которых связаны с историей и людьми Жигулевска. Морквашинская ведет в одноименный район города – Моркваши. Недавно здесь заново обустроили набережную – красивую и уютную. Теперь это место паломничества молодоженов. Тут же и городской пляж находится. Пока что пустынный – купальный сезон тут наступает в середине июня.

По Молодежному проспекту можно добраться до улицы Радиозаводской. И это также одно из мест в городе, хорошо знакомое каждому жителю. Здесь расположено предприятие, известное далеко за пределами области, – Жигулевский радио­завод. В свое время предприятие считалось градообразующим, на нем работал каждый пятый житель. Нынче, как мне сказали, на радиозаводе трудятся около пятисот работников. Сокращения начались в 90-х годах, когда завод потерял большую часть заказов оборонного ведомства…

Яблоневый Овраг – поселок в черте города. Здесь на берегу одноименного залива раскинулся завод «Жигулевские стройматериалы», в народе – цементный завод. Людей на нем работает немного – около ста пятидесяти человек. Но сам район довольно населенный, хотя жители считают здешние условия неважными – из-за соседства с цементным производством.

Время моего знакомства с городом пришлось на середину мая, когда улицы буквально утопали в цвете вишен, яблонь, черемухи, сирени. По-моему, жигулевская сирень особенно пышная и ее аромат ощущается во всей округе. Улочки на периферии вообще один сплошной сад. О чем-то очень похожем пел в своей популярной песне Юрий Антонов: «…зеленые, прохладные, как-будто в детство давнее ведут меня они».

Город у горы Могутовой

 В Жигулевске любители рыбалки могут посидеть с удочками на пруду прямо в центре города.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ…

Что ощущаешь сразу – в самом городе и его окрестностях много знаковых мест. В первую очередь это горы. Средняя высота Жигулевской гряды составляет 300 метров. А наибольшую имеет гора Наблюдатель у поселка Зольное – 381 метр.

А еще есть Стрельная, Лысая, Попова гора… Кстати, кроме Зольного, в состав городского округа номинально входит еще ряд сел – Бахилова Поляна, Солнечная Поляна, Богатырь, Ширяево. Все они довольно удалены от Жигулевска и соединены с ним автобусным маршрутом. Поэтому решил, что тамошние места можно будет посмотреть в другой раз.

С каждым названием в этом краю связаны свои истории. Корнями они уходят в прошлое – люди селились тут с давних времен. А сам Жигулевск стал городом в 1952 году. До этого он был рабочим поселком нефтяников. С открытия месторождения девонской нефти и началась новая история «волжской вольницы». Да, и я бы удивился, если бы в городе не оказалось улицы Нефтяников – она есть. Такая себе провинциальная классика: небольшая, тихая, утопающая в сирени. Интересно, что на подобных улочках нет тротуаров – их заменяет проезжая часть. А поскольку машин на ней почти нет, идти можно без опаски.

В архитектурном облике города явно прослеживаются эпохи – сталинская начала 50-х годов, хрущевская до середины 60-х, брежневская 70 – 80-х и все, что наслоилось после. Современность примечательна главным образом добротными усадебными домами-виллами. Из сталинского «ампира» заметны школа искусств, пансионат для престарелых (бывшая гостиница «Жигули»), городской Дворец культуры. С некоторой натяжкой к этому ряду можно отнести и здание городской администрации. А вот на «промежуточных» архитектурных решениях глаз особо не задерживается. Но именно это смешение времен и придает, как мне показалось, улицам притягательную домашность.

Очень интересен архитектурно квартал в границах улиц Пирогова, Ленинградской, Ленина, Мира. Его планировка симметрична, а осью этой симметрии являются здания Дворца культуры и городской администрации. В этом же квартале находится сквер с фонтаном – пожалуй, самое уютное место в центральной части города. В хорошую погоду в сквере просто яблоку негде упасть: молодые родители с маленькими детьми, дети постарше без родителей, бабушки и дедушки с внуками всех возрастов…

Кстати, одна из ярких примет города – мамы с детскими колясками. Их здесь на самом деле много, особенно в парках и скверах. «Деткам у нас в городе хорошо, – сказала мне хозяйничавшая в кафешке Ленора, коренная жительница Жигулевска. – Мне много где приходилось бывать, но у нас лучше. Была бы работа для молодежи, никто отсюда не уезжал бы».

Город у горы Могутовой

Впечатления детства – это то, что остается с нами на всю жизнь. Именно они становятся основой нашей памяти о месте, которое принято называть малой родиной – той, где делали первые шаги, где впервые увидели цветы, вдохнули запах летнего дождя и первого снега, где встретили первых друзей. Оно живет в нас – место, где все были молоды, здоровы и счастливы.

ГОВОРЯТ – ЗРЯ НЕ СКАЖУТ

Жигулевцы доброжелательны и приветливы. Убедиться в этом нетрудно – достаточно завести разговор на улице с первым встречным. Нет, исключения, конечно, как и везде, случаются, но общее приятное впечатление от общения у меня сложилось сразу. На приготовленный мною универсальный вопрос «В какое время года ваш город вам нравится больше?» чаще всего звучал ответ: «В любое». Правда, у ДК одна из девушек, хлопотавших над клумбами, сказала не задумываясь: «Зимой! Горы и город – всё укрыто снегом. В солнечную погоду – просто сказка!». А продавщица цветов Анна Петровна, женщина пенсионного возраста, убежденно заметила, что лучше Жигулевска только Пермь. Спрашиваю: «Почему?» «Потому что там прошла моя молодость». Что ж, против такого довода и возразить нечего.

В жаркий полдень забрел я на площадку отдыха перед торговым центром «Озон». По кругу здесь установлены «именные» скамейки: «счастья», «удачи», «здоровья», «согласия», «любви», «семьи». На какой из них присела отдохнуть Татьяна Семеновна, жительница квартала Г-1, в памяти у меня не отложилось. Но запомнил ее слова: «В последние три-четыре года наш город сильно изменился в лучшую сторону, благоустройство идет, дома ремонтируют. Сама я бывшая самарчанка, но мне здесь нравится. Одна беда – трудно с работой. А для молодежи это главное. Пенсионерам хорошо – тихо, спокойно. Но если молодые уезжают, понятно, какая у города перспектива».

Об этом же с горечью говорили сотрудница гостиницы Евгения и ее коллега Наталья: девушки и парни едут за образованием в Тольятти, в Самару, в другие крупные города. Как правило, не возвращаются – трудно найти работу по специальности. Хотя «просто работа» в Жигулевске есть, конечно. Но людям нужна стабильная, с социальным пакетом и перспективой.

«У нас торговля, общепит, да вот салоны красоты – каждый крутится, как может», – это слова Ольги, вышедшей подышать на крылечко салона. Ей как местной жительнице, наверное, лучше знать. Но мне показалось, что засилья индустрии красоты в городе совсем нет. При этом выглядят девушки и дамы в большинстве своем вполне столично. А востребованные предприятия – пусть их и нельзя назвать градообразующими – они в Жигулевске есть.

Кроме тех, что были упомянуты, это Жигулевская ГЭС, компания по производству аккумуляторов «АКОМ», фармацевтическая компания «Озон» (не путать с одноименным торговым центром)

Еще одно наблюдение. Внешне жигулевцы – всех возрастов – это благополучные и уверенные в себе люди. Даже на автобусных остановках мне не случилось услышать какие-то раздраженные разговоры, недовольство всем и вся.

Да, рабочие места, достойная работа – это то, чего сегодня очень не хватает Жигулевску, чтобы на самом деле стать – без оттенка иронии – Волжской Швейцарией.

…Вечером, выйдя на балкон гостиницы, я с удовольствием вдыхал напоенный ароматом цветущих садов воздух, слушал замысловатые соловьиные трели и смотрел на уходящие в ночную тень ближние и дальние улицы. В сумерках все ярче разгорались огни гостеприимного и славного городка в Жигулевских горах.

Город у горы Могутовой

Геннадий Коломеец