Аннён хасеё!

Уже традиционно «Социалка» приветствует своих читателей на языке того народа, о котором идет речь в статье. «Аннён хасеё» – «здравствуйте» по-корейски. В этой статье мы расскажем о культуре и истории самарских корейцев, которые отмечают два Новых года и готовят свои национальные блюда из местных продуктов.

Фото Романа Грамотенко

Культура и история
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times
Увлечённые труженники

«Встретимся у Ладьи», – жители Самары частенько слышат эту фразу. Место знаковое и любимое. А автором проекта третьей очереди набережной был архитектор с корейской фамилией – Анатолий Тхякнеевич Ким. Он уроженец Ташкента, приехал в Куйбышев в 1972 году уже зрелым и опытным специалистом. В 1977-м его назначили главным архитектором проектов института «Куйбышевгорпроект».

То было время грандиозных планов и свершений. Уважаемый человек Лев Тимофеевич Пак работал в системе Минмонтажа – Спецстроя СССР, руководил пусконаладочными работами контрольно-измерительных приборов и автоматики на объектах большой химии Куйбышевской области и Татарской АССР, на Волжском автозаводе и в оборонной промышленности. Сейчас он вместе с супругой Венерой Гихваровной, которая долгие годы трудилась в сфере общественного питания, – на заслуженном отдыхе. У этнических корейцев репутация усердных тружеников, и, пожалуй, нет отрасли, где они не проявили бы себя.

Обсуждая план будущей статьи, посвященной корейцам Самарской области, практически каждый наш журналист вспомнил знакомых этой национальности. Например, в университете со мной училась уроженка Сахалина кореянка Ольга Пе. Получив высшее образование, девушка осталась в Самаре, создала семью, работает.

Жители Куйбышевского района с теплотой вспоминают ветеринара Евгения Когая, который удивительным образом находил подход к каждому животному.

Всем, кто бывал в кабинете у Евгения Михайловича, бросалась в глаза забавная кукла, изображавшая известного корейского певца PSY (он же Пак Чже Сан), исполнителя развесёлой песни «Гангам стайл». Молодежи он известен ничуть не меньше, чем старшему поколению Виктор Цой – сын инженера корейского происхождения и русской учительницы. Южнокорейские музыка и косметика, мультфильмы и компьютерные игры, сериалы, которые называются «дорамы», с каждым годом набирают популярность в России. Трудно найти человека, который обо всём перечисленном не слышал. А ещё представляется, что выходцев из Кореи (или их потомков) в нашей области много. Однако статистика удивила: оказывается, в Самарской губернии проживают всего лишь около трёх тысяч корейцев.

«Но в официальную статистику вошли только те, кто здесь постоянно живёт и зарегистрирован. Хотя человек может приехать или учиться, или в поисках дела по душе. Кто-то приезжает осмотреться и остаётся навсегда. Думается, этнических корейцев у нас на самом деле немного больше», –  уверен президент региональной общественной организации «Ассоциация корейцев» Александр Хен Нок Кан.

Кстати, в следующем году объединение отметит тридцатилетие со дня своего основания. Всё это время энтузиасты изучают древнюю культуру Кореи, рассказывают молодёжи о традициях и обычаях предков.

Аннён хасеё!Фото предоставлено «Самарские корейцы».
От радушного приёма до красной печати

Как давно первые корейцы прибыли в Россию? Один из старейших документов – фотография 1860 года, на которой запечатлены переселенцы с исторической родины. Они в традиционных белых одеждах и с конфуцианскими косами – зангти. Есть ещё один документ – точно датированная докладная записка, написанная губернатором Приморского края. Он 14 января 1865 года доносил генерал-губернатору Восточной Сибири о «намерении корейских подданных переселиться в наши пределы».

«В прошлом году около тридцати семей корейцев прибыло к нам со скотом и семействами. Они с необыкновенным усердием принялись за полевые работы и к концу лета не только устроились, но и успели приготовить много ярового хлеба. Высокие результаты в столь короткое время заставляют чрезвычайно ценить таких переселенцев», – говорится в рукописи, хранящейся в архиве города Томска.

А предшествовал этой бумаге закон «О правилах для поселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях», утверждённый Александром Вторым в 1861 году.

Согласно закону, на указанных землях могли селиться все, даже иностранцы, готовые заниматься хозяйством. При этом поселенцев навсегда освобождали от подушных податей и на десять лет – от воинской повинности. Переселение для корейцев – вынужденная мера: кто-то уходил от голода, кто-то от алчности чиновников, а кто-то спасался от бандитов-маньчжуров.

После 1905 года, когда Корея стала японской колонией, началась вторая волна эмиграции, которая заметно возросла после подавления антияпонского восстания в 1919 году. Основную часть беженцев составляли политические деятели, бежавшие от преследования оккупантов.

А 21 августа 1937 года ЦК ВКП(б) и Совнарком приняли решение выселить корейцев из приграничных районов и отправить их в Среднюю Азию. Впервые в советской истории принадлежность к определенной этнической группе сама по себе стала достаточным основанием для наказания. Официальным поводом для депортации послужило обвинение народа в шпионаже в пользу Японии.

В паспортах корейцев была особая красная печать, запрещавшая покидать место проживания. Режим спецпереселенцев ограничивал свободу передвижения и ставил их в положение ссыльных.

Реабилитация корейцев проходила в несколько этапов. В период с 1953-го по 1957 год ограничения на передвижение и службу в армии сняли. Корейцам разрешили жить за пределами Средней Азии, и молодежь получила возможность учиться даже в столичных вузах. А в 1993 году корейцев признали жертвами политических репрессий. К тому времени на постсоветском пространстве проживало около полумиллиона представителей этого народа.

Что касается Самарской области, то, по данным переписи 1920 года, в регионе насчитывалось всего девять человек корейцев. Рост численности корейского населения пришёлся на конец 50-х годов прошлого века. Корейцы – в основном молодые специалисты, выпускники советских вузов – участвовали во всех крупнейших стройках – Волжской ГЭС, Волжского автозавода, а также работали на нефтехимических предприятиях.

Еще больше корейцев стало в 90-е годы, после распада СССР. В Самару переселялись беженцы из Средней Азии и Казахстана. Большинство этнических корейцев пустили свои корни в Самаре и Тольятти. Часть беженцев из Узбекистана выбрала местом жительства село Ильмень Приволжского района.

Аннён хасеё!Фото предоставлено «Самарские корейцы».
История рождения семьи

Современные корейцы – россияне уже не в первом поколении. И те, кто живёт в Самарской области, – не исключение. Однако они помнят свои корни и интересуются своей историей.

Отец президента «Ассоциации корейцев» Александра Кана Кан Хен Нок прибыл в СССР после окончания Великой Отечественной войны. В 1946 году молодой мужчина из Северной Кореи отправился в Советский Союз, чтобы получить новую специальность и затем вернуться на родину. Однако судьба распорядилась иначе.

На Южном Сахалине, только что «очищенном» от японцев, тяжелой работы для молодых кадров хватало. Кан Хен Нок трудился на лесоповале, в карьере, на строительных объектах. Специальностей он приобрёл немало. Но применить их дома не пришлось – началась война между Севером и Югом, и вопрос о возвращении на родину отпал до её окончания. А на Сахалине тем временем ещё одно событие внесло коррективы в планы. Кан Хен Нок познакомился с русской женщиной – Анной Трофимовной, бывшей фронтовичкой. В мирной жизни уроженка Куйбышева решила уехать по комсомольской путёвке на Сахалин, где трудилась в совхозе на рыбозаготовке. Встретившись, молодая пара уже не расставалась, и в Куйбышев супруги Кан вернулись вдвоём. Они много работали, воспитали сына и двух дочерей. Сегодня среди их многочисленных взрослых внуков есть и кандидат наук, и медицинский работник, и специалисты в разных отраслях производства. И все они чтят память о родоначальнике корейской династии Канов на самарской земле.

Александр Хен Нок Кан говорит, что у него были попытки найти родню в Северной Корее, однако безуспешно. А вот у самарцев, чьи предки с Юга, связи налажены, люди общаются и ездят друг к другу в гости.

Соллаль и Чхусок

Новый год самарские корейцы отмечают дважды. Первый раз вместе со всеми россиянами 31 декабря, а второй – как на исторической родине, когда на Корейский полуостров приходит Новый год по восточному лунному календарю – Соллаль. Обычно его празднование приходится на конец января или на февраль. В этот день вся семья собирается в доме отца. На повестке дня обязательные обряды. Это жертвоприношение (чеса) духам предков перед их поминальными табличками (к нему допускаются все взрослые члены семьи).

Затем – ритуальное приветствие (себэ). Младшие члены семьи в традиционной корейской одежде ханбок совершают перед старшими «большой поклон», желая им счастья и всяческих благ в новом году. Старшие отвечают такими же пожеланиями и дают детям небольшие суммы денег, на которые те покупают себе подарки.

Заканчивается Соллаль сов­местным завтраком всех членов семьи, во время которого едят особое блюдо – суп под названием тток-гук. Это наваристый говяжий бульон с рисовыми лепешками или клецками и зеленым луком. Согласно традиции, его нужно откушать, чтобы стать на год старше. Ведь первый день нового года – это что-то вроде всеобщего дня рождения, когда к возрасту каждого корейца прибавляется год.

После новогодней семейной трапезы начинаются массовые гулянья. А чтобы наступивший год был счастливым, жилища украшают картинками с изображениями курицы или тигра. Первая должна привлечь к обитателям дома всякие блага, второй – отпугнуть злые силы, настроенные на вредительство.

У корейцев есть ещё один праздник, который по значимости не уступает Соллалю. Это Чхусок, в котором два начала, – праздник урожая и день поминовения предков. Обычно его отмечают в сентябре и гуляют на свежем воздухе. Начинается он с ритуальных действий и приношения в жертву плодов нового урожая. Обязательное блюдо на столе – сонпхён, маленький тток (рисовый пирог). Благодаря замешиванию теста на доске, посыпанной сосновыми иголками, пирог имеет хвойный, сосновый аромат. Считается, что семья должна готовить сонпхён вместе.

Также на стол подают алкоголь и лепёшки чжон из мучного теста с добавлением яиц, мелко нарезанных и приправленных рыбы или мяса, а также овощей, обжаренных в масле.

А продолжается Чхусок массовыми гуляньями. Самарская «Ассоциация корейцев» проводит игры – волейбол, перетягивание каната, бег в мешках, весёлые эстафеты. Самые активные участники – дети. По большому счету, ради них и задуманы такие мероприятия, чтобы они приобщались к корейской культуре и помнили традиции.

…Увы, пандемия внесла коррективы в работу региональной «Ассоциации корейцев». Например, пока не работают языковые курсы, уменьшилось количество участников массовых мероприятий. Но по-прежнему репетирует и участвует в фестивалях ансамбль корейских барабанщиков «Юллё» («Гармония»), в котором играют не только этнические корейцы, но и люди других национальностей.

Факты о корейцах
  • Самоназвание корейцев, живущих в России, – корё-сарам.
  • Антропологический тип – восточно-азиатская ветвь монголоидной расы.
  • Родной язык – корейский (изолированный, не входит ни в одну языковую семью), имеет шесть диалектов.
  • Письменность – корейское фонетическое буквенно-слоговое письмо.
  • Корейский алфавит хангыль был специально разработан для корейского языка в XV веке. Дополнением к хангылю служат ханчча – китайские иероглифы. В Северной Корее используют только хангыль, в Южной Корее – хангыль и ханчча.
  • Верующие корейцы относят себя к христианству, буддизму, шаманизму, конфуцианству, даосизму и другим религиям. Большинство верующих корейцев-россиян – православные.
  • Среди корейцев распространены фамилии Ким, Пак, Ли, Чхве, Чой, Цой.

Восьмого апреля 2008 года самарская ракета-носитель «Союз» вывела на орбиту интернациональный экипаж, в составе которого была «корейская Терешкова» Ий Сойон. Кореянка находилась в одном экипаже с нашим земляком Олегом Кононенко.

«Народы России многие годы живут одной большой семьёй. У каждого есть свои национальные традиции, ритуалы и кухня. С Запада к нам пришло слово «толерантность» – терпимость. Мне оно не нравится, считаю, что оно не подходит для нашей страны. Разве мы друг друга должны терпеть, достигая точки кипения? Нет, у нас другой подход: люди друг друга не терпят, а любят и уважают», – говорит Александр Хен Нок КАН, президент самарской региональной «Ассоциации корейцев».

  • Шум ветра, грохот водопадов, энергия природы, солнечного света – всё это «самульнори», традиционный жанр корейской музыки, которым в совершенстве владеют музыканты группы «Юллё» («Гармония») из Самары. В её составе не только этнические корейцы, но и люди других национальностей, увлекающиеся культурой Страны утренней свежести.
  • Вы никогда не встретите корейца, который бы жаловался на загруженность. Это очень исполнительные, ответственные и трудолюбивые люди. Однако и веселиться от души они тоже умеют. На снимке – гостьи праздника в честь восточного Нового года в Тольятти.
  • Особенность корейской кухни – острота блюд, которая обусловлена использованием большого количества разнообразных специй. Корейцы добавляют чеснок, лук, перец чили, кунжут.