Жители вправе были требовать перерасчет и раньше, ссылаясь на правила предоставления коммунальных услуг. Но Жилищным кодексом был предусмотрен перерасчет только за предоставление коммунальных услуг с перерывами. Кроме того, на практике нередко возникал вопрос: кто именно должен делать перерасчет за холодные батареи, за скачки напряжения, за ржавую воду из-под крана – управляющая компания или ресурсоснабжающая организация?
Теперь же обязанность произвести перерасчет при некачественном оказании коммунальных услуг прописана в Жилищном кодексе. Определено, что «по умолчанию» перерасчет должны сделать управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив. Но если, к примеру, жители напрямую заключили договор с ресурсоснабжающей организацией, то перерасчеты за свои услуги становятся ее обязанностью.
Кроме того, оговаривается, что уже после перерасчета ресурсоснабжающая организация может потребовать компенсацию расходов от управляющей компании, если та ненадлежащим образом содержит и ремонтирует общее имущество.
Одновременно исчезла норма о том, что виновник некачественного оказания услуг должен заплатить штраф жителю. Законодатели посчитали, что это серьёзно ухудшает финансовое положение организаций, да и использовали такую меру очень редко.