Профессия учителя заслуживает уважения

Наука и образование
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

В Думе Самары обсудили актуальные вопросы сферы образования.

На заседании комитета по образованию, социальным вопросам, охране здоровья, культуре, молодежной политике, туризму, физической культуре и спорту состоялся серьезный разговор, касающийся важных вопросов образовательной отрасли. К обсуждению были приглашены также представители Самарской губернской Думы, вузов, средне-специальных учебных заведений, министерства образования и науки региона, городского департамента образования, руководители школ.

Руководитель управления общего и дополнительного образования департамента образования Самары Юлия Макарова рассказала, что в 2021 году более четырнадцати с половиной тысяч детей стали первоклассниками. Сложности с приемом вчерашних детсадовцев в школы возникли в районах интенсивной застройки, где строительство новых образовательных учреждений среднего звена не успевает за заселением домов, а уже существующие школы переполнены.

Оживленное обсуждение вызвал дефицит педагогов, особенно предметников. Многие учителя работают на двух ставках. Сейчас в Самаре открыты около шестисот учительских вакансий. Как считают депутаты, ситуация требует новых мер для привлечения выпускников педагогических высших и средних учебных заведений на работу в государственные школы.

«Существенно помогло внесение изменений в федеральное законодательство, что позволило принимать на работу в школу студентов старших курсов, - отметила Юлия Макарова. - Но даже с учётом этого руководители образовательных учреждений вынуждены перераспределять часы работы среди сотрудников. Это приводит к увеличению нагрузки на специалистов, также директора принимают учителей по внешнему совместительству. Таким образом, оказалось, что 257 учителей начальных классов в Самаре сейчас работают в две смены, ведут не только уроки, но и классное руководство. А ещё 2 745 учителей-предметников, которые ведут уроки в 5-11 классах, работают на двух ставках и более». Один из путей решения проблемы озвучила Наталья Кислова, проректор по учебно-методической работе и качеству образования Самарского государственного социально-педагогического университета. Это система целевых наборов, когда студенты поступают на бюджетное обучение с условием обязательной отработки по окончании вуза по полученной профессии. «Второй аспект — нужно наставничество, - сказала она. - Это огромная нагрузка на действующих педагогов, но если наш студент испытывает проблемы с адаптацией в школе на начальном этапе, то дальнейший его уход из профессии становится закономерным. А часть выпускников стремятся уехать еще и в другие города – в Москву, Санкт-Петербург».

О системе целевого набора и наставничестве говорил и председатель профильного комитета Вячеслав Звягинцев. Он считает, что логично было бы распространить данную практику работы с вузами ещё и на средне-специальные образовательные учреждения, готовящие педагогов. «Если студент обучался за счет государства в высшем учебном заведении, то обязательно им должен быть отдан долг государству работой в бюджетных муниципальных учреждениях в качестве преподавателя», - отметил он. Также целесообразно продумать внедрение дополнительных льгот для педагогов. Это может быть и внеочередное зачисление их детей в первый класс школы, где работает данный педагог, и бесплатное посещение культурных мероприятий, спортивного зала.

«Мы можем снизить финансовую нагрузку на семью педагога, может быть, взяв на себя организацию бесплатного питания для его детей. Такая практика была, она себя оправдывала. Сегодня есть государственная программа по поддержке студенческой молодежи - Пушкинский билет, который дает право на посещение культурных учреждений. Давайте подумаем, возможно, подобную карту мы можем выдать педагогам – ведь эти люди работают с детскими коллективами, несут им культуру. Либо это может быть и карта на посещения фитнес-центра, спортивных объектов. Также была в Самаре практика строительства жилья для работников образования, социальной сферы, участковых полицейских, врачей. Нужно вспомнить о ней, ведь речь о тех людях, без которых нам в обществе не прожить, не воспитать настоящих людей», – говорил председатель Думы Самары Алексей Дегтев.

Необходимо обсудить и вопрос о возможности отражения в консолидированном бюджете дополнительных средств на прибавки к зарплате учителям.

«Это задачи федеральные, есть ориентиры, когда президент говорит, что зарплата должна быть на уровне экономики, но этого можно достичь только с поддержкой федерального бюджета. Следующий вопрос ближе к региону, но тоже нуждается в поддержке федерального центра – создание условий труда. Они тоже резко отличаются. Когда мы сегодня заходим в новую школу, недавно выстроенную, надо видеть, как глаза горят у молодых специалистов, которые никогда не учились в таких условиях, я уж не говорю о ветеранах педагогического труда. Поэтому надо строить новые школы. Мы с главой города Еленой Лапушкиной достигли соглашения, что как только выбирается строительная площадка для новой школы и определён подрядчик – надо определять руководителя будущей школы, который с этого момента начинает формировать свою учительскую команду, подбирать себе кадры из студентов педагогического профиля. Ведь когда будущие педагоги придут на экскурсию в новую школу и увидят современные условия труда - они с удовольствием останутся в профессии», – уверен Алексей Дегтев.

Кроме того, комитет подвел итоги организации летнего отдыха и досуга школьников. Минувшим летом в загородных лагерях отдохнули почти шесть тысяч ребят, а трудоустроены были 2639 подростков. В следующем году эти цифры будут не меньше.

«Проблема дефицита педагогических кадров в городе существует. Это в первую очередь связано с тем, что педагогические кадры, к сожалению, не молодеют, а с другой стороны, этому способствуют и строительство новых школ, и увеличение количества детей, классов, предметов. Чтобы решить её, необходимо повысить престиж профессии преподавателя. Нужны и дополнительные льготы для учителей – например, по зачислению их детей в первые классы. И, конечно, молодежи нужны мудрые наставники в профессии, который работали бы с ними на протяжении года, передавали опыт и помогали адаптироваться в коллективе», – Вячеслав Звягинцев, председатель комитета по образованию, социальным вопросам, охране здоровья, культуре, молодежной политике, туризму, физической культуре и спорту Думы Самары.

 

«Профессия педагога заслуживает уважения. А в социальном плане, наверное, престиж любой профессии измеряется уровнем социальной защиты. Сегодня, к сожалению, заработная плата если и растет у педагога, то за счет объема выполняемой работы. Растет число учителей, предметников, которые работают на двух или более ставках. Это может быть только в исключительных случаях, а не носить системный характер», – Алексей Дегтев, председатель Думы Самары.

Благодаря целевому обучению, хорошие специалисты со средне-специальным образованием приходят в младшую школу. Такую форму обучения нужно поддерживать, ведь это и гарантированное трудоустройство молодёжи, и профилактика дефицита кадров.

Наша справка

  • В 155 муниципальных школах Самара работают 6 282 педагога, 92 процента из них женщины.
  • 53 процента педагогов Самары имеют стаж работы более 20 лет, ещё 20 процентов – с опытом работы свыше 10 лет.