Весёлый художник с грустными глазами

Культура и история
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Юрия Воскобойникова знал весь Советский Союз. И это неудивительно: его остроумные карикатуры – то злободневные, то просто веселые и забавные – публиковали не только областные куйбышевские газеты, но и популярнейшие в нашей стране издания – «Литературная газета» и «Советский спорт», молодежная «Смена» и вневозрастной «Крокодил». И в 1992 году в «Литературке» он стал лауреатом премии «Золотой телёнок», в разделе графики.

Кстати говоря, у того, кто впервые встретился с Юрием Семеновичем, и мысль бы не шевельнулась, что перед ним известный юморист и острослов. А все потому, что внешне он, как все хорошие юмористы, выглядел человеком серьезным, если не сказать мрачноватым. Был немногословен. Наверное, оттого, что высказываться предпочитал в своих рисунках, которые он за свою творческую жизнь – а это добрые полвека – создал сотни и сотни. И это огромное творческое наследие его семья безвозмездно передала Самарскому областному художественному музею. Произошло это в рамках открывшейся в этом музее персональной выставки работ Юрия Воскобойникова «Несерьезно о серьезном».

Юра, записавшись школьником в лучшую городскую изостудию, которой руководил известный советский соцреалист Исаак Цыбульник, даже не задумывался о том, что открыл дверь в свою профессию. Окончил школу – и пошло поехало. На заводе трудился оформителем. В армии написал портреты почти всего офицерского состава своей вой­сковой части. А когда вернулся в Куйбышев, несколько лет проработал на телевидении, где оставил о себе добрую память. Поэтому в 1976 году, когда он уже «пахал» газетную «ниву» «Волжского комсомольца», руководство Куйбышевтелефильма пригласило его в качестве художника-постановщика в кукольный мультфильм «Заяц, Скрип и скрипка», который потом вовсю «крутили» и на Центральном телевидении. И его фамилия значится в титрах этого мультика.

– Что касается московских изданий, то он в них не напрашивался, не бомбардировал редакции бандеролями со своими работами, – рассказывает вдова художника, бывший редактор «Волжской коммуны» Татьяна Воскобойникова. – Все получилось с точностью до наоборот. Кто-то из членов редколлегии «Литературной газеты» увидел его рисунки в «Волжском комсомольце», в разделе «Весёлый самовар», и предложил прислать им несколько работ. Это было начало семидесятых годов, мы уже были женаты, и я сама отвезла подборку карикатур в Москву. Кстати, рисунки Юры никогда не залёживались ни в «Литературке», ни в «Крокодиле», публиковались, что называется, «с колёс». Их, между прочим, и за рубежом публиковали. Потому как у него что ни карикатура, что ни шарж, то не в бровь, а в глаз. Смешно, точно, злобо­дневно. А как он любил спорт! Особенно футбол. В этой теме он всегда был предельно искренен.

Его персональные выставки всегда пользовались вниманием зрителей. И проходили они не только в Самаре, но и в Москве – в Центральном Доме журналистов. Такой чести удостаивался далеко не каждый карикатурист.

А чего стоили его розыгрыши в «молодежке»! Как вспоминал его коллега по журналистскому цеху Юрий Хмельницкий, именно Юрий Воскобойников придумывал первоапрельские «приколы». Например, что ночью 31 марта наклонился польский костел наподобие Пизанской башни. Или что в Ботаническом саду проходит акклиматизацию снежный человек. Или что правительство решило распрямить Самарскую Луку, а из парка имени Гагарина злодеи угнали любимый детворой самолет «Антошка». И все это было так убедительно, что читатели верили: забыв, что на календаре первое апреля, одни мчались к костёлу, другие искали следы Йети среди берез и сосен.

Принимая в дар рисунки и эскизы Юрия Семеновича, директор Самарского областного художественного музея Алла Шахматова подчеркнула: «Это работы не карикатуриста, а художника с чрезвычайно широким диапазоном юмора, темы и акценты которого современны и сейчас. И если работы художника попадают в музей – значит, мастер будет жить вечно».

 
Татьяна Харитонова