14
Пн, июнь
37 Новые статьи

«Я научу вас танцевать»

Фото Романа Грамотенко

Культура и история
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Как воспитать ребёнка через искусство, как найти ключик к детскому сердцу, есть ли место этике в современном образовании, знает педагог-хореограф Галина Степановна Кубасова-Пак.

Смысл без слов

Жаркие отблески костра выхватывали из темноты лица людей, напряженно следящих за движущимися силуэтами. Они смотрели, как охотники загоняют дичь в ловушку, как грациозно бежит испуганная лань, как догоняет ее брошенное твердой рукой копье, как ликуют люди, заполучив добычу. Так появилось на свет искусство, объединившее народы, способное выразить и донести до других свои эмоции и переживания, могущее перевоплотить тебя в животное или в птицу, понятное всем без слов.

Историкам трудно определить, когда именно люди начали танцевать. О древности танца можно судить по найденным в Индии наскальным рисункам, изображающих пляшущих людей. Упоминания о плясках можно встретить и в Ветхом Завете. Сам царь Давид, переполненный чувствами, плясал перед Ковчегом завета, не стесняясь своего народа. Свои танцевальные традиции были на Востоке и на Западе, на Севере и на Юге, во всех уголках земного шара, где жил и живет человек. И сегодня для танца нет ни границ, ни условий, его язык понятен каждому. Предполагается, что танцевальные движения первобытные люди использовали еще до появления речи, и это понятно: сегодняшние дети начинают ритмично двигаться под музыку раньше, чем говорить.

Галина Степановна тоже танцевала с детства. Еще до школы вместе с подружками устраивала концерты на крыльце дома в селе Солнечная Поляна, что недалеко от Жигулевска. Собирались родители, соседи, чинно рассаживались во дворе, и девчонки выступали. Обычно маленькая Галинка на правах хозяйки была ведущей, читала стихи, а еще, надев мамины туфли и накинув на плечи тяжелую скатерть с бахромой, задорно вытанцовывала. Благодарные зрители щедро одаривали юных артисток аплодисментами, а родители поддерживали все творческие начинания дочери.

«У меня были великие родители»

Не секрет, что воспитание идет из семьи и именно родители чаще всего определяют наше будущее. Честь и хвала тем родителям, которые умеют разглядеть в ребенке его наклонности и мягко направить на ту стезю, где раскроются его таланты. Так повезло и нашей героине.
Родилась она в 1946 году в городе Сучане Приморского края, в семье военного Степана Родионовича Кубасова и учительницы Марии Степановны Пак. Чуть позже семья переехала в Куйбышевскую область, в село Солнечная Поляна. Родители уделяли огромное внимание воспитанию и образованию детей. Всегда выслушивали, не перебивая, разговаривали на самые разные темы. Галина Степановна вспоминает, как отец учил ее правильно говорить, строить фразы, пересказывать, выражать свои мысли и эмоции. А потом «подсадил» на стихи, зародив любовь к поэзии и всему прекрасному. А когда Галина училась в седьмом классе, отец увидел объявление в газете «Жигулевский рабочий» о наборе в Куйбышевское культурно-просветительное училище, на хореографическое отделение, и предложил: «Галинка, а может, тебе сюда попробовать пойти учиться?»

На следующий год она поехала туда поступать вместе с двумя подружками. Это был первый набор на хореографическое отделение, и юная Галина окончила его с отличием. А потом она и еще шесть человек поехали покорять столицу. В те годы в Московском институте культуры тоже только-только открылись специализация «режиссура балета» и квалификация «балетмейстер-педагог». Преподавали там великие педагоги-хореографы Татьяна Алексеевна Устинова, Валерия Иосифовна Уральская и Маргарита Ивановна Шляпникова.

– Родители во всем меня поддерживали, – рассказывает Галина Степановна. – Я называю их великими родителями, ведь только благодаря им я достигла всего, что сейчас умею. Мы жили бедно и, когда я поехала в Москву учиться, мама из старенького зимнего пальто, перелицевав его, сшила такое чудесное пальтишко, что меня там все спрашивали, где я такую красивую вещь раздобыла. А папа, чтобы я могла учиться и жить в столице, поехал на Север работать, несмотря на свой уже предпенсионный возраст.

Родители будущего педагога-хореографа, Степан Родионович и Мария Степановна, гордились дочкой. Никто не верил, что простая деревенская девчонка возьмет и с первого раза поступит в московский вуз. И она поступила.

– Когда нам с подругой Людмилой Потоцкой сказали, что мы приняты на первый курс Московского института культуры, мы так радовались, – вспоминает Галина Степановна. – Накричались, напрыгались в лесу возле института, а потом побежали на почту телеграфировать родителям. Отец эту телеграмму потом показывал всем, кто не верил в меня.

Окончив вуз и отработав положенное по распределению в училище в Кургане, Галина Степановна вернулась на Волгу. Позвал преподавать в Куйбышевском институте культуры бывший однокурсник по МГИК Геннадий Яковлевич Власенко, заведующий кафедрой хореографии и талантливый педагог. Вместе они воспитали немало профессиональных хореографов, именно воспитание видя в основе своей работы.

После окончания хореографической школы и Самарского института культуры многие воспитанники выбирают специальность педагога-хореографа и возвращаются сюда преподавателями.

Важнейшее из искусств

Известный французский драматург эпохи классицизма Жан-Батист Мольер писал: «Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только из-за неумения танцевать». И пусть эта фраза звучит в комедии, но, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки, а все остальное правда. То, что нам кажется легкомысленным времяпрепровождением, может на самом деле иметь глубокий смысл.

– Я считаю, что из всех искусств важнейшим для нас является хореографическое искусство, – уверена Галина Степановна. – Куда у нас чаще всего отдают заниматься маленьких детей? На танцы. Это и физическое, и эстетическое, и этическое развитие. Танец по своей природе является объединяющим началом – он призван объединять людей. Особенно народный танец как исток хореографического искусства. Хореография использует в качестве материала человеческое тело, которое движется по законам музыкальной гармонии. И это способно пробудить, развить душу ребенка, а главное – задать правильное направление.

Галина Степановна поставила своей задачей как педагога не просто научить детей азам хореографического искусства, а воспитать танцем. Чтобы ее ученики не только умели хорошо и ритмично двигаться и обучать этому других, но и росли нравственно и духовно. И здесь нет ни одной лишней детали, важно все – от внешнего вида педагога и манеры общения до уровня его образования. Танец – это и история, и поэзия, и математика, и логика, и, конечно, эстетика.

– Я с первых репетиций взяла себе за правило: выходить всегда собранными, с аккуратной прической, в репетиционной форме, достойно вести себя за кулисами и на сцене, – рассказывает Галина Степановна. – И во внешнем виде педагога всегда должны присутствовать опрятность и собранность. Как-то мы с ансамблем были на конкурсе. Спускаемся с детьми к завтраку и видим коман­ду из другого города. Педагог в бигуди и в домашних тапочках пришла в ресторан, и ее воспитанники так же неаккуратны, растрепаны, ведут себя шумно. Я подумала: насколько же это важно – следить за собой. Когда имеешь дело с детьми, надо быть особенно внимательным к себе – к тому, как ты говоришь, во что одет, как двигаешься. Ведь они в первую очередь учатся на твоем примере.

Но где же в танце математика и логика, спросите вы? А попробуйте выстроить рисунок танца для целого коллектива. Чтобы никто не натыкался друг на друга, чтобы всё было четко, слаженно и красиво. Все педагоги и исполнители знают, какие именно фрагменты и за какими следуют. Перед выступлением у руководителя буквально десять минут, чтобы «пощупать» сцену – определить её размеры, её центр, распределить исполнителей в рисунке танца, взять нужные интервалы, уточнить музыкальные фрагменты, последовательность. Чтобы потом, во время исполнения, исключить ошибки и неточности.

Народный танец – самая настоящая история. И в каждой стране – равно как национальная одежда или архитектура – он уникален. Танец ценен тем, что выявляет характер, культуру и темперамент народа. У каждой национальности имелись танцы с разным настроением и назначением. До наших дней дошли в основном веселые танцы, без которых ранее не обходилось ни одно народное гулянье.

А поэзия – разве не поэтичны движения танцоров? Разве пластика танца не напоминает рассказ без слов? Талантливый исполнитель может поведать целую историю, которая будет понятна каждому смотрящему. Она может быть веселой и грустной, страстной и спокойной, быстрой и медленной. Все это вместе и дает воспитание танцем. Вот так, танцуя, можно научиться доброму и хорошему, узнать много нового, стать выносливее и утонченнее.

– Вы обращали внимание, как дети приходят на занятия в хореографический коллектив и как уходят? – задает вопрос Галина Степановна и тут же сама на него отвечает: – С радостью! Вот выходят папа с дочкой после занятий, а она ему с гордостью: «Папа, а мы сегодня танец новый разучивали, добрый! Про грибы!» И девочка начинает рассказывать про танец «По грибы», давно поставленный моим коллегой балетмейстером Геннадием Яковлевичем Власенко. И танец действительно хороший – он чистый и светлый. О том, как пошли девочки-подружки собирать грибы. Собирали-собирали, но одна девочка набрала поганок. Хвалится, а подружки говорят: «Выброси их скорее!» Девочка поганки выкинула и расплакалась. Тогда подружки, чтобы ее утешить, положили ей в корзиночку по грибочку-другому. И девочка заулыбалась – она счастлива. Разве это не добрый танец, разве не воспитательный? Наша малышка, которая рассказывает о нем папе, она ведь не только новый танец выучила, но еще и узнала, что такое дружба, чуткость и помощь ближнему.

Не было бы счастья

В жизни Галины Степановны все получилось согласно русской пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Воплотить главную идею профессии педагога-хореографа – воспитывать танцем – ей удалось после того, как к ней пришла беда. Болезнь позвоночника, защемление нерва и атрофия стопы ставили крест на активной деятельности. Врачи посоветовали срочно сократить физические нагрузки, и нашей героине пришлось уйти из института. Но не такой она человек, чтобы остаться дома наедине с переживаниями. В голове всегда было много идей, мечты требовали воплощения, и оно нашлось.

Вот уже сорок лет в парке имени Н.А. Щорса работает Дворец пионеров и школьников (недавно он отметил круглую дату). Сейчас это Центр внешкольной работы «Парус», один из лучших в городе. Вот туда-то и пришла Галина Степановна с идеей создать при дворце настоящую хореографическую школу – с тем, чтобы это было непрерывное образование. И по окончании школы дети могли бы без труда поступить на хореографическое отделение в институт культуры. Тогдашний директор Дворца пионеров Вера Михайловна Черникова поддержала идею. Как признается Галина Степановна, эта школа стала для нее вторым домом, настоящим воплощением мечты. И вот уже больше тридцати лет, с 1988 года, в центре работают хореографическая школа и образцовый ансамбль танца «Карнавал». Сменился директор (сейчас ЦВР «Парус» возглавляет Татьяна Александровна Кондрашова), и Галина Степановна сама уже десять лет как отошла от дел, а ее детище живет и развивается.

Ей удалось воплотить в этой школе все, что давно хотелось. Плодотворное сотрудничество хореографической школы и вуза позволило реализовать на практике идею непрерывного образования. К преподаванию в школе привлекают педагогов Самарской академии культуры и искусств, ведущих солистов Самарского академического театра оперы и балета. А многие выпускники после успешного окончания академии возвращаются в школу танца преподавателями.

– Хореографическая школа – это не только обучение технике танца, – не устает повторять и напутствовать педагогов Галина Степановна. – Это еще и большая воспитательная работа. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения и синхронно ему. Я всегда привлекала к обучению и родителей, и бабушек с дедушками. Проводила родительские собрания, обязательно общалась с мамами и папами наших детей. И всех своих педагогов этому учила. Без семьи мы ничему не научим, потому что основное воспитание идет, конечно, в семье.

Сегодня хореографическую школу «Карнавал» возглавляет воспитанница Галины Степановны, выпускница Самарского института культуры Галина Владимировна Бевзенко. Сейчас в школе занимаются 450 человек – начиная от малышей трех с половиной лет и заканчивая старшеклассниками 16 – 17 лет. Образцовый ансамбль танца «Карнавал» – участник и лауреат многих российских и международных конкурсов. Десять групп различных направлений танца – русские, народов мира, народов России, современные и эстрадные постановки, детские и, конечно, классические. Несмотря на то, что современный танец сейчас на пике популярности, он постоянно развивается, появляется что-то новое. Не забывается и народный танец. Он в настоящее время тоже на подъеме, много детей выбирают именно это направление.

Преподаватели следят за своими воспитанниками и их судьбами. За тридцать лет около семидесяти человек стали педагогами-хореографами. Есть выпускники, которые окончили вузы в Москве и в Петербурге и остались работать там, в институтах культуры. Есть и артисты, которые танцуют в ансамбле «Гжель» и выступают на концертах Волжского народного хора.

Галина Степановна уже не участвует в судьбе школы, но не забывает и частенько навещает своих преемников. Тем более что там всегда очень рады ее видеть. Кстати говоря, сидеть сложа руки она до сих пор не умеет. В ее ближайших планах – написать книгу «Воспитание танцем», где она планирует собрать все свои идеи и наработки в этом направлении и поделиться опытом с широким кругом читателей. А я теперь точно знаю, куда поведу ребенка на следующий год. Пусть научат танцевать по-доброму.

Татьяна Тузовская