Коренные жители самарского края

Прошлое и настоящее татарской нации.

Культура и история
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Татары – вторая по численности этническая группа в Самарской области. И их же считают коренными жителями всего Волго-Уральского региона. Еще в конце I тысячелетия предки татар – булгары создали первое в Восточной Европе государство – Волжско-Камскую Булгарию, а в начале Х века приняли ислам в качестве официальной религии. О происхождении и истории татарской нации, о том, как жили татары на территории нынешней Самарской области, нам рассказал самарский историк, краевед Шамиль Галимов.

ОТ БУЛГАР ДО ТАТАР

– Как свидетельствуют археологические раскопки, первые поселения волжских булгар относятся к концу первого тысячелетия, – рассказывает Шамиль Хайдарович. – Самое крупное из них расположено, кстати, на Самарской Луке. В ХХ веке его назвали Муромский городок. Исследования археологов доказали, что в городке жили не менее 10 тысяч человек, а площадь его составляла 150 гектаров. Это был важный ремесленный центр, о чем свидетельствуют следы металлургического, медеплавильного, ювелирного, гончарного, косторезного, деревообрабатывающего производства.

В 30-е годы XIII века, после завоеваний хана Батыя, Средняя Волга стала самым северным улусом, то есть провинцией Золотой Орды. С эпохой этого государства, оказавшего огромное влияние на судьбы государств и народов Евразии, связаны важнейшие этапы формирования сразу нескольких современных этносов - татарского, башкирского, казахского, ногайского и некоторых других.

К середине XVI века многолетняя борьба Московской Руси и Казанского ханства за сферы влияния окончилась победой более сильного и пассионарного Русского государства.

– Как проходило расселение татарского народа на территории нынешней Самарской области?

– Нужно сказать, что до революции в России не было четкого деления по национальностям. Большинство тех, кто говорил на тюркских наречиях, именовались татарами, но это было неофициальное название. И в 60-х годах XIX века знаменитый духовный деятель и просветитель Шигабуддин Марджани призвал тюркоязычных мусульман Поволжья принять на себя официально этноним «татары».

На территории нынешней Самарской области и Средневолжского региона предки современных татар жили с конца первого тысячелетия. В советские годы в нашей области выявили более ста исторических памятников, относящихся к эпохе Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Наиболее старинные и дошедшие до наших дней татарские земледельческие поселения находятся в нынешнем Камышлинском районе. Это села Татарский Байтуган, основанное в 1553 году, и Камышла - в 1560 году. По некоторым данным, примерно в то же время было основано село Теплый Стан. В 1610-е годы возникло Алькино, а в первой четверти XVIII века – Денискино.

Заселение этих районов татарами началось одновременно со строительством Закамской (1652 – 1656 и Новозакамской (1732 – 1735) оборонительных линий. Из-под Казани и Симбирска на присоединенных землях были поселены казанские татары и татары-мишари, обязанные нести военную службу.

Во время царствования Екатерины Второй начался очередной этап освоения пустующих земель в Симбирско-Самарском Заволжье. В это время началась массовая миграция татар и других народов на левый берег Волги. Абсолютное большинство татарских сел северных районов Самарской области были основаны в период XVIII - XIX веков.

  НАША СПРАВКА
  • Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на четыре диалекта - на западный (мишарский), средний (казано-татарский), восточный (сибиро-татарский) и крымско-татарский.
  • Большинство верующих татар – мусульмане-сунниты
  • Татары делятся на несколько этнотерриториальных групп: татары волго-уральские, сибирские, астраханские, кряшены, крымские. В этнографическом отношении среди татар самарского Поволжья преобладают татары-мишари, есть также казанские татары. Село Назаровка в Клявлинском районе является местом компактного проживания кряшен – крещеных татар.
ТАТАРЫ В ГОРОДЕ

– О том, что в городе Самаре татары жили издавна, свидетельствует улица Мечетная, которая существует здесь с XVII века. А особенно активно городские татары стали проявлять себя с середины XVIII века, когда в Самаре обосновалась Оренбургская комиссия, обеспечивавшая продвижение российских интересов в юго-восточном направлении. Тогда в городе был разработан «Российско-калмыцко-татарский словарь», появились школа переводчиков и башкирско-татарская школа.

В дальнейшем широкую торговую деятельность в Самаре вели татарские купцы Касимовского уезда. В городе появилась Татарская слобода, которая располагалась в начале улиц Мечетной и Татарской (Самарской и Галактионовской). На «Геометрическом плане уездного города Самара» 1804 года обозначены дома для купцов из татар, татарская мечеть и школа, место, выделенное под строительство новой мечети, мусульманское кладбище.

Заметное оживление в татарской общественной жизни в Самаре наблюдается в середине XIX века. Это во многом было связано со строительством мечети на улице Саратовской (ныне Фрунзе) в 1844 году. А в 1891 году симбирский фабрикант Темирбулат Акчурин купил дом на улице Казанской (ныне Алексея Толстого) и на свои средства построил вторую мечеть.

Третья мечеть в Самаре – Соборная – появилась в 1912 году на Оренбургском спуске (ныне Чкаловский спуск). Председателем попечительского совета по ее строительству был купец первой гильдии и домовладелец Махмут Баишев. Вскоре он был избран гласным Самарской городской Думы, принимал активное участие в строительстве и пуске в феврале 1915 года самарского трамвая.

В советский период большинство мечетей было закрыто, остались они лишь в отдельных селах. И только в декабре 1967 года Куйбышевский горисполком разрешил религиозному обществу мусульман оборудовать молельный дом, который в 1985 году был переоборудован под мечеть и установлен минарет.

В конце 80-х годов XIX века при мечети на улице Казанской начали работать мектеб (школа для детей) и медресе (училище для подготовки духовных служителей). С 1907-го по 1913 год в Самаре действовало татарское мусульманское общество, благодаря которому была открыта библиотека, а также две русско-татарские школы. Общее количество учащихся в них составляло 160 человек.

В Самаре с 1908-го по 1913 год выходил журнал на татарском языке «Икътисад» («Экономика»). После революции появились и другие татарские газеты и журналы. А в 1929-м в Самаре открылось Средневолжское отделение Центрального издательства народов СССР при Президиуме ВЦИК СССР, в котором за два года было издано 119 книг различной тематики на татарском языке.

В конце 20-х годов в Самаре по инициативе национального отдела губернского комитета ВКП(б) возник клуб национальных меньшинств, при котором активно работало татарское отделение.

Оно сыграло большую роль в объединении татарской молодежи. Юноши и девушки ставили спектакли, проводили вечера, встречи с поэтами, писателями.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
  • По данным переписи 2010 года, татар в Самарской области проживало 126 тысяч 152, что составляло 4,1 процента от общей численности населения страны. Более половины татарского населения в настоящее время живет в городах
  • На сегодняшний день в Самарской губернии действуют свыше девяноста мечетей и молельных комнат и два медресе. В 1994 году было создано Духовное управление мусульман Самарской области, которое в настоящее время возглавляет Талип-хазрат Яруллин.
КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

– Какие татарские национально-культурные объединения существуют в Самарской области сейчас?

– В 60 – 70-е годы прошлого века стали появляться любительские художественные коллективы – например, молодежный ансамбль «Дуслык» («Дружба) во Дворце культуры на площади имени Кирова. Многие его артисты потом пришли в ансамбль «Ялкынлы яшьлек» («Пламенная молодость»), который возник весной 1970 года, а в 1977-м получил звание народного. Его бессменный руководитель Ильгиз Колючев, заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат технических наук, к сожалению, недавно ушел из жизни. Сейчас ансамблем руководит А. Х. Махмутова.

Еще один из старейших фольклорных коллективов работает с 1970 года в селе Старое Ермаково Камышлинского района. Это «Ак каен» – «Белая береза».

С середины 80-х годов началась активная деятельность по возрождению национальной культуры. В Самаре образовался татарский культурный центр «Туган тел» («Родной язык»), который возглавляет Ильяс Шакуров. Национально-культурные центры появились в городах Тольятти, Похвистнево, Сызрани, Нефтегорске, а также в Похвистневском, Кошкинском и Камышлинском районах.

Сейчас в Самарской области работает около двадцати общественных объединений татар, в том числе областная татарская национально-культурная автономия и региональная творческая организация «Дуслык» («Дружба»). Действует татарская школа «Яктылык», издается областная татарская газета «Бердэмлек» («Единство»), а также газета «Салям» («Мир») при Самарской соборной мечети. Раз в квартал выходит в свет замечательный журнал на двух языках «Самарские татары», работает сайт, также двуязычный, освещающий всю многообразную жизнь самарских татар, – www.samtatnews.ru.

– Что для вас лично значит быть татарином?

– Это чувство гордости, потому что мы древний народ, с древними традициями государственности, ведь еще в конце первого тысячелетия существовало наше государство Волжско-Камская Булгария. Это чувство причастности к богатой многовековой культуре, поскольку у предков татар еще со средних веков были ученые, астрономы, писатели, поэты. Это принадлежность к исламской религии, которая пришла к нам в начале X века, к языку, к национальным и духовным традициям наших предков.

Необходимо отметить и то, что даже в тех татарских селах, которые уже исчезли с лица земли, кладбища и сегодня содержатся в образцовом порядке. Бывшие жители села приезжают туда, устраивают субботники, поправляют заборы, красят, ухаживают за могилами родных. И на этих кладбищах до сих пор хоронят, даже если человек родился в этом селе, а жил последние годы, скажем, в Самаре. Такова традиция...

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Праздники у татар тесно связаны с мусульманским религиозным календарем. Немалую роль играют и более древние обряды, связанные с хозяйственной деятельностью.

  • Наиболее значительный религиозный праздник – Ураза-байрам, завершающий собой 30-дневный мусульманский пост.
  • Для татар, живших по берегам рек, праздником, знаменующим начало весны, был день ледохода (ташу карау, оз бозоту). Наряженные сельчане выходили на берег смотреть ледоход, бросали на льдины зажженную солому, устраивали молодежные игрища, пели песни.
  • Самым известным праздником считается Сабантуй – праздник плуга в честь окончания сева яровых. Он не имеет точной даты – его отмечают в зависимости от готовности земли к севу. Интересно, что к этому празднику принято было красить яйца, и дети с пожеланиями хорошего урожая зерна и обильного несения кур отправлялись по домам их собирать. Также проводился сбор подарков для победителей предстоящих состязаний, при этом самым ценным подарком считалось богато вышитое полотенце яшь килен, выделяемое из своего приданого каждой молодой женщиной, вышедшей замуж после предыдущего Сабантуя. Остальные отдавали отрезы ткани, головные и носовые платки, полотенца. Состязания, судьями которых становились уважаемые в селе старики, проводились на мэйдане – ровной поляне или ложбине.
  • Каждый год после всхода яровых или при угрозе засухи проводили обряд вызывания дождя – янгыраш. Дети по домам собирали крупу, масло, из которых пожилые женщины у родника варили кашу, проводили моление по мусульманскому обряду. Участники обряда угощались кашей, а завершалось все всеобщим обливанием водой.
  • Осень с ее обильным урожаем была временем приема гостей. На Меджлис – праздник, включающий в себя чтение Корана, приглашали родственников и друзей, которые приносили угощение – калачи (кумэч), большие круглые пироги с ягодной начинкой, тушки вяленых гусей.
  • Особое место в сельских осенне-зимних обрядах занимали омэ – помочи. Это когда приглашали друзей и соседей для помощи в трудоемких работах – в изготовлении пряжи, войлока, в обработке холстов, тушек забитых гусей.
  • В последние три десятилетия в татарском народе идет процесс национально-духовного возрождения. С 90-х годов ХХ века Сабантуй проводится почти в каждом татарском селе.