Движение вверх

Сколько ценам не говори «стой», они всё равно растут...

Общество
ИНСТРУМЕНТЫ
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times
Что ни день, то рубль

Еще в конце прошлого года вопрос ценовой политики вышел на уровень президента РФ, потребовавшего не допустить безудержного подорожания социально значимых продуктов – сахара, подсолнечного масла, муки и хлебобулочных изделий. В середине декабря Минпромторг, Минсельхоз и производители подписали соглашение о стабилизации цен на сахар и подсолнечное масло. Сахар не должен стоить дороже 46 рублей за килограмм, а подсолнечное масло – 110 рублей за литр. Казалось бы, можно выдохнуть – ситуация под контролем, но, придя в магазин, покупатели ахнули: цены снова пошли в пляс.

С нового года, кажется, подорожало всё – от хлеба до деликатесов. Перефразируя товарища Дынина из бессмертного «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен», что ни день, то рубль, что ни день, то рубль, а то и рубль пятьдесят. Несмотря на попытки властей обуздать рост цен, масло и сахар стали дороже. Впрочем, крупных ритейлеров упрекнуть не в чем, потому что они предоставили альтернативу – продукция собственных марок, которая изначально шла в линейке «эконом», удачно вписалась в рекомендованную стоимость. А вот масло других, узнаваемых брендов, покупаемых и, продается почти везде по цене от 120 рублей и выше, сахар – от 60 рублей. Резко подорожали свежие овощи: если до новогодних каникул помидоры и огурцы можно было купить в пределах ста рублей за килограмм, сегодня они стоят уже в районе двухсот. Также отмечен рост цен на картофель и лук, морковь и капусту, яблоки и бананы, а также на сливочное масло и колбасу. И это не статистика, а объективные данные после похода по магазинам.

Из-за вспышки птичьего гриппа на юге России выросла почти на двадцать процентов стоимость самой дешевой категории яиц. Производители заранее просят власти не устанавливать коридор цен для их продукции, что чревато дефицитом яиц в центральной части страны.

Собственно, весь механизм сдерживания цен, который использует правительство, по мнению экспертов, способен привести к дефициту. Это может произойти в том случае, если крупные производители откажутся продавать свою продукцию по фиксированным ценам. Впрочем, возможен и второй вариант – когда цены остаются фиксированными лишь на словах. И, похоже, именно второй вариант мы и наблюдаем.

А тем временем...

Мясопереработчики обратились к торговым сетям с просьбой повысить закупочные цены на готовую продукцию на 10-15 процентов. Свои запросы они аргументировали повышением цен на свинину и мясо курицы. По словам одного из крупных переработчиков мяса, сегодня цена тушки бройлера первой категории составляет 138 рублей за килограмм против 92 рублей в прошлом году. Килограмм свинины на кости стоит те же 138 рублей против 119 в феврале 2020 года. Впрочем, в Минсельхозе РФ эту информацию не подтверждают, говоря, о том, что в начале года цены на свинину и мясо птицы, наоборот, упали из-за перенасыщения рынка. Так что объективных причин повышать закупочные цены нет.

Российские торговые сети столкнулись со сложностями при закупке бананов. А все из-за неурожая фруктов в основном импортере популярного фрукта – Эквадоре, высокого спроса и задержек с поставками. Вышеперечисленные причины привели к нехватке бананов и росту оптовых цен почти на 40 процентов – с 60 до 82 рублей за килограмм.

«Полки бедноты», мелкий картофель и кривые огурцы

Меж тем российский интернет всколыхнула другая новость. Производители картофеля предложили ритейлерам пустить в продажу корнеплоды размером 33-55 миллиметров как товар эконом-класса и фасовать их в сетку по два с половиной, три и пять килограммов. В настоящее время продавцы предъявляют строгие требования к производителю, и фермерам приходится сортировать картофель по размерам. Если же фасовать несортированные корнеплоды, то производители могут сэкономить на упаковке до пятидесяти процентов, что, в свою очередь, поможет стабилизировать цены.

Директор Плодовоовощного союза Михаил Глушков предложил так же поступить с огурцами, выложив на полки кривые плоды. Сейчас такие овощи торговые сети не берут на реализацию, хотя по качеству они ничем не уступают «образцовым», ровным и прямым, огурчикам, которые мы обычно видим на полках в супермаркетах. А производителю приходится их списывать, при том, что в теплицах невозможно вырастить одинаковые огурцы-красавцы ровной формы и среднего размера.

К слову, пока эти нововведения существуют только на уровне предложений, но блогеры уже успели подхватить эту новость и, что называется, «поймать хайп», пугая народ фотографиями картофеля по эконом-цене. Я даже знаю, в каких супер- и гипермаркетах эти фотографии делали, поскольку уже четвертый год покупаю там такую картошку и такую морковь. Мытый, отобранный и упакованный картофель стоит дороже, немытый и россыпью – в разы дешевле. То же самое с морковкой и луком. Пока никто «мелочь» и «кривизну» не продает. Хотя на рынках у бабушек летом кривые огурчики на салат, которые стоят дешевле ровненьких, покупают если не все, то многие.

Опасаются потребители и еще одного: а ну как после введения в продажу таких вот овощей «эконом-класса» калиброванные огурцы и крупный картофель станут премиальным продуктом, который значительно вырастет в цене. Тут, на мой взгляд, опасения обоснованные, ибо цены обычно у нас имеют тенденцию к росту. Кто-нибудь из вас помнит, чтобы цены у нас снижались, да еще заметно? Вот, и я не помню.
Конечно, как вариант, можно было бы ввести в магазинах своего рода «полки бедноты» с дешевым товаром, но это уже за гранью – унизительно и для людей, и для властей. Так что, скорее всего до этого шага не дойдет. Хотя уголки с вывесками «фиксированная цена» и «доступная цена» в супермаркетах уже появились. Но пока их наличие больше похоже на рекламную акцию торговых сетей, таким образом привлекающих покупателей.

Так что же будет?

Тем временем федеральное правительство озвучило целый ряд мер, которые должны не допустить скачка цен.

  • С начала года в России действуют повышенные вывозные пошлины на зерно и семена подсолнечника, что должно снизить желание производителей продавать большие объемы зерна за границу.
  • До 30 июня работает механизм квотирования экспорта пшеницы, ячменя, кукурузы и ржи. Квоты заставят снизить цены, так как никому не выгодно хранить большие запасы. 
  • В конце 2020 года выделили 4,7 миллиарда рублей на поддержку хлебопекарной и мукомольной промышленности. В начале года планировали направить на эти цели еще 4,5 миллиарда рублей. Такие меры должны привести к снижению цен на готовую продукцию – муку, хлеб и макаронные изделия.
  • В планах – увеличение посевных площадей, что позволит собрать еще больше пшеницы, чем в прошлом году. Это позволит скорректировать цены в сторону понижения уже к лету. Причем, не только на хлеб, но и на мясо, яйца и молочные продукты, поскольку для животноводства так же используются корма на основе зерна.
 

 

Татьяна Тузовская