Подписка онлайн

Опрос

У вас скопились книги. Что с ними делать

Лучшие материалы месяца

best

Ваш вопрос

Напишите нам письмо

Мы обязательно на него ответим. Оставьте жалобу, напишите отзыв или внесите предложение по любому волнующему Вас вопросу.

Архив материалов издания

И зачем нам такие УК?

Автор  март 18, 2017 - 222 Просмотров


Коллаж Романа ГРАМОТЕНКО

Пора начать охоту на «рыночных волков»

Есть такое крылатое выражение: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак». Перефразируя его, скажу: чем больше я сталкиваюсь с работой самарских управляющих компаний, тем чаще ностальгирую по тем временам, когда наши дома обслуживали не фирмы крутых предпринимателей, круче которых только яйца, а совсем обычные городские и ведомственные службы ЖКХ.
Когда в Самаре начали разгонять районные комитеты ЖКХ и появились первые «управляйки», которые сейчас почему-то удивительно точно рифмуются со словом «воровайки», тогдашний руководитель такого комитета Октябрьского района Юрий Козельский, с которым мы немало попортили крови друг другу, сказал: «Погоди, ты еще будешь вспоминать нашу работу как сладкий сон. Но будет поздно». Честно признаюсь: в ответ я довольно нагло рассмеялся и только что пальцем у виска не покрутил. Поскольку по своей тогдашней наивности был твердо уверен в том, что частники работают куда лучше муниципальных или ведомственных структур.
Увы, убедиться в правоте Юрия Ивановича мне пришлось уже через год на примере УК «ПТС-Сервис», которая на тот период была крупнейшей в Самаре. Совершенно случайно я тогда обнаружил, что только на ремонте труб холодного водоснабжения в нашем доме между моим и соседним подъездами эта УК заработала, а точнее, украла около трехсот тысяч руб­лей. Поскольку никакого ремонта не было и в помине, а акты сдачи-приемки якобы выполненных в нашем подвале работ подписала неходячая старушка с восьмого этажа.
Несмотря на все попытки районной прокуратуры и райотдела милиции привлечь руководство УК за подлог и мошенничество, сделать это им не удалось. Ответственность за такие преступления наступает только в том случае, если ущерб, нанесенный ими кому-то, превышает тысячу рублей.
В нашем же случае ущерб каждому из шестисот с лишним жильцов дома не дотянул и до пятисот рублей. В итоге УК без проблем положила в сейф украденную почти треть миллиона и не понесла за это никакого
наказания.
А дальше сообщения о подобных безнаказанных подлогах и мошенничествах в редакцию нашей газеты посыпались как из дырявого ведра. Почти каждую неделю приходило по два-три, а то и больше писем с такими историями. УК в них фигурировали самые разные, но ситуации были совершенно одинаковые. И так продолжается по сей день, хотя с момента появления первых «управляек» в Самаре прошло уже почти десять лет.
Наша давняя читательница Таисия Гераськина из Самары, к примеру, в своем письме рассказывает, как жильцов стандартной четырехподъездной пятиэтажки №11 на улице Севастопольской дурит управляющая компания «Универсалбыт». Собственники никак не могут добиться от нее качественной уборки двора и подъездов. За уборку жильцы регулярно платят, так как деньги на эту услугу заложены в платежках, но самой уборки как не было, так и нет. Некоторые соседи Гераськиной решили было не платить за неполученную услугу, но таким «правдолюбам» УК тут же стала выставлять пени.
В результате только за полтора года она получила «за воздух» более 70 тысяч рублей. Справедливости ради надо сказать, что ее руководство еще в августе минувшего года признало незаконность получения этих средств и пообещало в сентябре сделать перерасчет. Но обещать – не значит жениться, и потому, как пишет Таисия Васильевна, исполнения обещания, очевидно, придется ждать классические три года. Тем более что обращения в различные контролирующие инстанции приносят только один ответ: «Обращайтесь в суд!»
Так же, как ни странно, ответила и Госжилинспекция, по своему статусу обладающая всеми правами для принуждения УК к соблюдению порядка. Что лишний раз подтверждает мою убежденность в том, что эта структура редко на кого-либо влияет, даже тогда, когда может.
Но если «Универсалбыт» берет деньги за невыполняемые им уборочные работы, то самарская УК «Коммунальник» пошла еще дальше. Она с прошлого сентября требует с жильцов обслуживаемых ею домов за отопление тех частей их квартир, которые никогда не отапливались и никогда отапливаться не будут, – за балконы и лоджии. Директор этой УК обратился в Росреестр и получил оттуда информацию о площадях квартир, указанных вместе с балконами и лоджиями. И стал выставлять счета на отопление с учетом их площадей. В результате сумма в платежках увеличилась на 100 – 200 рублей. А если учесть, что «Коммунальник» обслуживает более восьмидесяти МКД, то ежемесячно набегает около полумиллиона якобы заработанных рублей.
Замысел руководства «Коммунальника» прост как три копейки. Далеко не все жильцы обратят внимание на то, что счет за отопление вдруг вырос на 100 – 200 рублей, и тем более на то, что также увеличилась площадь квартиры. Тем же, кто все-таки обратил внимание, директор УК Кирин советует идти в МФЦ и там разбираться со своими площадями. Причем не бесплатно, а за 300 или даже 600 рублей.
Почему-то мне кажется, что желающих разбираться окажется не так уж много. А значит, счета «Коммунальника» будут регулярно пополняться суммами, которыми его руководство сможет распоряжаться так, как вздумается.
Но если честно, то обвинять в мошенничестве эту УК у меня как-то рука не поднимается. Первоочередная цель этой компании, как и сказано в уставе, – получать прибыль. И только потом обозначено, что получать её организация собирается за счет оказания услуг жильцам обслуживаемых домов. На первом месте, повторюсь, получение, но никак не зарабатывание прибыли.
Я не знаю, в чьем больном мозгу появилась идея создать в сфере ЖКХ частные структуры, основная цель которых – исключительно получение прибыли, но никак не качественное обслуживание наших многострадальных домов. Ясно же, что прибыли в этом хозяйстве – кот наплакал. И потому «управляйки» изначально были обречены на то, чтобы стать «воровайками». Их просто родили именно для такой трансформации.
Но, может быть, их можно как-то перевоспитать? Думаю, что да, но не перевоспитать, а переформатировать. Как это уже сделано в некоторых городах страны. Там созданы несколько городских УК, где в качестве одного из учредителей выступает горадминистрация. То есть на муниципальном уровне появились структуры, осуществляющие эффективный контроль за работой предприятий ЖКХ и наказывающие их за некачественные услуги. Руководители ГУКов подотчетны органам власти и в случае необходимости легко могут быть заменены.
Эти ГУКи – заказчики работ в МКД. Они же принимают работы, поскольку их штат укомплектован техническими специалистами, инженерами-сметчиками, экономистами.
И там уже не проходят такие самарские сметы, в которых значится «установка лесов для покраски почтовых ящиков». ГУКи могут брать на подрядные работы любые организации, не привязанные к системе ЖКХ. Например, заказать кровельные работы фирме, которая занимается исключительно кровлей, а монтаж отопления – такой же узкоспециализированной организации.
Прежние частные УК остались на тамошних рынках как подрядные организации. Но это совершенно иной статус. ГУКи могут их нанять на определенный вид работ, а могут и не нанять, если те плохо работают. Но вот принимать решения и распределять средства, как у нас, частники уже не могут.
Таким образом, вокруг ЖКХ-шных организаций, то есть при охоте на «рыночных волков», натянута вторая линия флажков. А охотничья практика показывает, что через вторую линию от смертельного выстрела не могут уйти даже самые матерые хищники.
Первый плюс такой системы заключается в том, что УК отлучили от незаработанных денег. А второй плюс в том, что житель любого дома, получая ежемесячную платежку, получает и информацию о том, как движутся деньги на лицевом счете дома: сколько, когда, кому и за что заплачено. Информация печатается на обратной стороне платежки. То есть все домовые расходы стали абсолютно прозрачными.
А когда жильцы видят прозрачность расходов, то у них автоматически повышается ответственность за своевременность своих платежей. Это теоретическое положение у наших ближних и дальних соседей очень скоро подтвердилось и практикой: число неплатежей там сильно сократилось.
Кроме того, жильцы тамошних МКД получают единую квитанцию, а не десяток, как у нас в тех домах, которые перешли на прямые платежи. Все деньги сначала поступают в единый расчетный центр, который их расщепляет и сам отправляет поставщикам коммунальных ресурсов. Опять же не так, как у нас, где УК «крутят» эти деньги в банках и даже в офшорах.
И накапливают долги, которые после преднамеренного или просто банкротства бесследно исчезают вместе с руководителями этих УК.
Наши муниципальные власти, когда им говоришь о беспределе «рыночных волков», только беспомощно разводят руками. А надо не разводить, а делать. Здесь и сейчас. И перенести к нам этот передовой опыт, который уже имеется в стране. А иначе возникают нехорошие мысли о тесных коррупционных связях муниципалов с вороватыми управляющими...

Аркадий Соларев.

Другие материалы в этой категории: « С больной головы... Энергопожиратели »

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Полезные ссылки

"Испытано на себе"

Фоторепортажи

 

Видео материалы

Архив материалов

« Апрель 2018 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Наши партнеры

 

Please publish modules in offcanvas position.