Друг мой Гера

Cобака-поводырь не просто питомец, а «глаза» и «продолжение тела» незрячего. Лабрадор Гера и ее хозяйка Ольга Лифанова всегда вместе, не расстаются ни на минуту. В этом и заключается особенность такого необычного средства реабилитации, как собака-проводник для незрячего, и в этом же – счастье постоянного общения человека со своим питомцем.

Друг мой Гера

Фото Романа Грамотенко

Активная жизнь
Для слабовидящих
  • Очень маленький Маленький Средний Большой Огромный
  • Стандартный Helvetica Segoe Georgia Times

Стройная девушка и белый лабрадор уверенно идут по дороге, легко минуя препятствия и других прохожих: симпатяга лабрадор чуть впереди, девушка – держась за шлейку. Девушку зовут Ольга Лифанова, она инвалид первой группы. С рождения – тотально незрячая. А лабрадор-ретривер по кличке Гера – ее собака-поводырь. Вместе они уже пять лет. И эта дружба, по признанию Оли, открыла ей новый неизведанный мир.

Друг мой Гера
Срочно требуется проводник

Ольга – профессиональный массажист. После окончания медицинского колледжа имени Нины Ляпиной она работала в санаториях и в детских реабилитационных центрах, куда ее отвозили родные или рабочий автобус.

К 25 годам Оля вдруг поняла, что ей не хватает самостоятельности. Зависимость от окружающих, пусть даже близких и любящих ее людей, сильно сковывает, а порой даже угнетает. Да, она с родителями к тому времени изучила несколько маршрутов, поэтому до ближайшего магазина, поликлиники и даже до метро она с тростью в руках могла добраться сама. Но девушке хотелось еще больше свободы и независимости. Стала искать варианты, как можно осуществить свою мечту. И нашла: ей нужна собака-поводырь.

По словам Ольги, самое главное – чтобы необходимость в услугах четвероногого помощника была вписана в индивидуальную программу реабилитации инвалида первой или второй группы по зрению. Если такого пункта нет, потребуется новое освидетельствование. К слову, владелец такой собаки имеет право на получение ежегодной денежной компенсации на ее содержание и на ветеринарное обслуживание в размере 25 тысяч рублей.

Где найти и сколько ждать?

В России существует всего две организации, где обучают собак-поводырей для незрячих. Это школа от Всероссийского общества слепых в подмосковной Купавне и учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов», расположенный в подмосковной Балашихе.

Незрячий или слабовидящий, желающий обзавестись четвероногим другом, должен написать заявление в одну из этих организаций, и после собеседования его поставят в очередь. Ольга ждала своего помощника год. Считается, что ей повезло, ведь ожидание может затянуться до трех-четырех лет. Дело в том, что, например, Купавинская школа выпускает 60 – 70 собак в год, а слепых в стране – около трехсот тысяч. Спрос явно выше предложения.

Приехавшему за собакой инвалиду просто так пса не отдадут – он должен пройти обязательные двухнедельные курсы обучения навыкам управления поводырем и общий курс дрессировки. За это время человек и собака привыкают друг к другу, учатся работать вместе.

В качестве поводырей, как правило, обучают собак породы лабрадор-ретривер. Любимцы советской эпохи – немецкие овчарки – остались в прошлом.

– Дело в том, что в процессе селекции овчарки стали чуть агрессивнее, – поясняет Ольга. – Они гораздо лучше защищают хозяина, ищут преступников и наркотики. От поводыря же требуются совсем иные качества. Пёс должен быть спокойным, уравновешенным и дружелюбным. В этом плане мирный от природы лабрадор – идеальный вариант.

«Впервые мне подарили звёзды»

На момент знакомства «приписанная» Ольге Гера была еще совсем молоденькой и довольно озорной – к работе с незрячими готовят собак в возрасте от года до двух лет. Девушка сейчас с улыбкой вспоминает, как первое время не могла уснуть – держалась за Герин поводок, потому что боялась, что убежит.

– Однажды мы шли по улице по новому маршруту. Гера в тот день была чрезмерно резва, а я расслаблена и задумчива, – рассказывает Ольга. – Неожиданно она пошла гулять по газону и резко дернула меня... Впервые мне подарили звезды, и я их даже видела. А все потому, что на моем пути неожиданно вырос столб, к которому я приложилась. Этот случай научил меня быть внимательнее и не терять бдительности. Поводырь – это не навигатор. Ну а Гера с годами остепенилась – сейчас мы легко «замечаем» и обходим любые препятствия.

Видно, что Гера и её хозяйка не просто сроднились – они стали единым целым.

– Гера – это мои глаза, продолжение меня, – считает Ольга. – С ней я чувствую себя на улице уверенно. Я почувствовала вкус свободы и независимости, радость от самостоятельного передвижения.

Наша Справка:

Требования к собаке-поводырю

•Собака не должна отвлекаться. Проходит ли на улице кошка или другая собака, взрываются ли петарды или шумят машины – собаки для незрячих людей, будущих владельцев, должны максимально сконцентрироваться на дороге.

•Собака должна сопровождать человека, а не охранять его. Иначе пес-охранник может не подпустить к хозяину врачей или чужого человека в то время, как незрячему может потребоваться помощь.

•Собака должна отлично запоминать маршруты: до магазина, в поликлинику, на работу и т.д. Хорошо подготовленному проводнику достаточно двух-трех прогулок, чтобы надолго запомнить дорогу. Обычно владелец дает маршруту название, и оно становится командой.

•Собака должна быть готова к особенностям передвижения. Например, обследование препятствия у слепого человека может занять некоторое время, и поводырь должен терпеливо стоять, дожидаясь команды продолжить движение.

Берьеры не в законах, а в головах

Сейчас Ольга с Герой не ограничиваются пешими прогулками в пределах Самары. Они вместе ездят и в дальние поездки, летают на самолете и даже в забегах участвовали. И если бы не надежная Гера, вряд ли девушка осмелилась когда-нибудь поехать в Женеву. А с четвероногим помощником и дорога до Швейцарии – не крюк. Что особенно порадовало, так это то, что из-за собаки у Ольги за границей ни разу не возникло неприятностей.

А вот в России, увы, дела, касающиеся собак-поводырей, не столь радужны. Согласно закону, незрячий человек имеет право использовать для передвижения по городу, а также для посещения любых общественных мест собаку-поводыря в качестве технического средства реабилитации. А по факту все зависит от доброй воли сотрудников конкретной организации. Уж кто-кто, а Оля об этом знает не понаслышке. Девушка не раз сталкивалась с неприятной ситуацией, когда охранники отказывались пускать ее с собакой в магазин, администраторы – заселять в гостиницу, а таксисты – везти по указанному

адресу. Но если раньше она проглатывала обиду, молча разворачивалась и уходила, то теперь научилась отстаивать свои права на доступную среду.

– Несколько лет назад я участвовала в подготовке инклюзивного проекта «С собакой все пути открыты», – разъясняет Ольга. – А позже в инклюзивном ресурсном центре проводила тренинги и просветительские уроки, организовала российский слет владельцев собак-поводырей. Так что права инвалидов я теперь хорошо знаю. И когда мне преграждают путь со словами «С собакой нельзя», я не отступаю, а прошу пригласить руководителя. И уже ему, оперируя буквой закона, доказываю, что могу пройти с собакой, поскольку она – специально обученный поводырь, у которого даже подтверждающие документы имеются. Обычно люди извиняются и пропускают. Бывает, что в качестве компенсации за моральный ущерб мне предлагают какие-то бонусы и даже деньги, но это лишнее. Я добиваюсь справедливости.

Девушка уверена, что во многом из-за недостатка правовой грамотности так редко на улице можно встретить незрячего с собакой. По крайней мере, она знает не более двадцати жителей Самары, имеющих собак-поводырей. Инвалиды по зрению, став владельцами собак, просто боятся столкнуться с дополнительными трудностями и препонами. Также и от настроя самого человека многое зависит. Чтобы решиться на такой шаг – завести поводыря, нужно иметь сильную мотивацию, быть достаточно стойкой личностью и, конечно же, любить животных. Но оно того стоит. Помимо свободы передвижения собака гарантирует безопасность. На улице пес со шлейкой всегда обращает на себя внимание. И автомобилисты, и прохожие реагируют на него быстрее, чем на растерявшегося незрячего с тростью. А еще хозяину хочешь не хочешь, а пса надо выгуливать. Каждый день и в любую погоду. Значит, и двигаться приходится больше, и свежим воздухом дышать. Гиподинамия при таком распорядке точно не грозит.

А счастлив ли пёс?

Существует предубеждение, что собаки-поводыри, будучи рабочими, более обездолены, нежели их «диванные» собратья, не обремененные обязанностями. Мол, пёс-проводник все время находится в напряжении и на него давит груз ответственности.

– Наоборот, «наши» счастливее, – развеяла миф Ольга. – Другим приходится каждый день расставаться с любимыми хозяевами, когда те уходят на работу, а я всегда рядом с Герой. Тот, кто изучал психику собак, знает, как тяжело они переживают даже самую короткую разлуку. А собака-поводырь круглосуточно находится рядом с хозяином. В этом ее долг и в то же время радость. Когда я снимаю шлейку, которая в пристегнутом состоянии является сигналом, что Гера «на работе», она становится обычным псом, любящим лакомства и игры.

…Пока мы беседуем с Ольгой, четвероногая помощница спокойно лежит у ее ног, изредка поднимая «улыбающуюся», довольную морду и постукивая хвостом – так она реагирует на свое имя и дает понять, что внимательно слушает хозяйку. И как только последует команда «Вперед! В магазин!», безупречно послушная Гера встает и ведет свою хозяйку туда, куда она скажет.

Марина Гончаренко